mike_y74 (mike_y74) wrote in chelchel_ru,
mike_y74
mike_y74
chelchel_ru

Categories:

Водный транспорт в Челябинске и области



(источник)

В этом посте хочу собрать информацию о водном транспорте в Челябинске и области - из открытых интернет-источников. В принципе все это довольно легко находится, многое уже было в chelchel_ru, просто хочу немного систематизировать.

Уточнения и дополнения приветствуются!

Челябинская область - пожалуй самый сухопутный из всех уральских регионов. Но кое-что из водного транспорта есть / было и здесь.


Начну с областного центра. В Челябинске крупные водоемы - Шершневское водохранилище на реке Миасс (с 1960х), озера Смолино, Первое. И собственно сама река Миасс, которая на участке от центра до плотины ЧГРЭС представляет собой по сути пруд.
В дореволюционные времена водного транспорта в Челябинске надо полагать, не было. Хотя где-то видел информацию, что по Миассу сплавляли барки с хлебом - в более северные края, но источник найти не могу.
А остальные водоемы в начале XX века были намного меньше, чем сейчас, особенно озеро Первое, поэтому по ним тоже никакие пароходы ходить не могли.

В 1970е по реке Миасс, в подпруженной ее части, ходил теплоход "Электрометаллург", он на заглавном фото. И еще фото с него:



(источник)

Вопрос - какой был маршрут? Точно известно, что один причал был у нынешнего бассейна "Планета Ариант". Там этот корабль несколько лет простаивал в 80х.



(источник)

Выше Троицкого моста (по ул.Кирова) он однозначно не ходил. До какой точки ходил вниз по реке? По разным сведениям, то ли до сада Челюскинцев (у конечной трамвайной остановки ЧГРЭС), то ли до Ленинградского моста (пр.Победы)? Второе наверное более вероятно. Были ли еще причалы, тоже не понятно.
В общем пока обозначу на карте маршрут вот так.



Интересная зарисовка про водную прогулку на Миассе :)
"В семдесятые он ходил от кировского моста до ленинградского и обратно. И когда он проходил мимо завода "Оргстекло" (мы его называли К-4, военное название - в войну он производил бронестекло для авиации), капитан выскакивал на палубу и орал - "Дети уйдите с фарватера - не мешайте судоходству". В том месте поперек реки проходила толстенная труба и мы дети 10-12 лет стояли там по грудь." (источник)

В конце 1980х кооператоры выкупили этот теплоход и перегнали его к набережной у кинотеатра "Родина" (сейчас органный зал). Там он работал как кафе и видеосалон, лет 10 наверное. На зиму корабль поднимали из воды.



(источник)

Озеро Первое

Здесь, ориентировочно, с начала 1960х до 1980х ходил прогулочный теплоход "Уралец".



(здесь и далее по Первому озеру источник)

Судя по фото, похож на корабли типа "Спутник", которые ходили по Шарташу в Свердловске тогда же - возможно один проект - 222 (здесь об этом проекте). "Уралец" ходил от пирса на водной станции, что недалеко от дома пер. Мамина, 2. Других причалов скорее всего не было. Билет стоил - взрослый 20 коп, детский - 10 коп за часовую прогулку. (источник)





В 1987 уже точно не ходил, стоял на берегу в полуразобранном виде.


Озеро Смолино

Судя по этому источнику, в 80х по этому водоему ходил аж целый бронекатер!



(на дальнем плане)

Здесь вроде тоже он.



(источник)

Там занимались юные моряки по линии ДОСААФ. А вот был ли еще какой-то водный транспорт - вопрос...
Вот здесь виден довольно серьезный катер.



(источник)

И в сети, особенно на 74.ru есть комменты, что даже суда на подводных крыльях или воздушной подушке ходили, но все это по моему на уровне ОБС... Ни фотографий не нашел, ни каких-либо еще подтверждений. Тут еще может дело в том, что озеро с 1960х считается памятником природы, поэтому движение моторных судов могли или ограничить, или совсем запретить...


Шершневское водохранилище

Известно, что в первые годы после его заполнения, в 1970х, по водоему ходил вот такой водолазный бот.



(источник)



(источник)

Кроме водолазов, похоже никого не возил. В конце 70х стоял на берегу, у плотины. Опять же, вроде как были планы запустить речные трамвайчики - водохранилище ведь тянется довольно далеко, почти до Полетаево. Но все это тоже на уровне слухов. Тем более, что водоем питьевой.


Теперь кратко про Челябинскую область - за пределами областного центра.

Озеро Калды

Ориентировочно, в 1970х ходил теплоход "Гоголь", видимо как прогулочный, от одной из баз отдыха. Опять же, наверное одного проекта со "Спутником".



(источник)

В конце 80х уже стоял как кафе, рядом с трассой Челябинск-Свердловск, которая проходит вблизи от этого озера. Года три назад "Гоголь" окончательно там порезали...



(источник)


Озеро Чебаркуль

Рядом с одноименным райцентром. То самое озеро, в которое плюхнулся Челябинский метеорит в 2013м. Здесь довольно долгое время было пассажирское сообщение - от Чебаркуля на противоположный берег - к полуострову Крутик, где была база отдыха местного металлургического завода.

На Викимапии даже обозначен маршрут.



Первое время, с 1964 по 1973 ходил, что характерно, бронекатер "Металлург" проекта 5436.
http://gazeta-ch.ru/date/2012/11/15.feed



(источник)

Потом с 1970х ходило 60-местное пассажирское судно "Комсомолец". Билет стоил 20 коп, в первую очередь места доставались работникам металлургического завода. Остальным - при наличии. Время в пути - 8 минут, было несколько рейсов в день

В 1989 году линию закрыли - по экологическим соображениям. И базу отдыха - заодно.


Озеро Тургояк

Здесь в 00х и некоторое время позже ходили тримараны на 60 человек - "Садко" и "Триумф", от городского пляжа на остров Веры.



(источник)



Примерный маршрут.



(источник)

Но потом вышел запрет на использование моторных судов на озере. С тех пор, насколько знаю, один из этих тримаранов увезли в город Шадринск Курганской области, и там он некоторое время ходил по Исети. На остров Веры сейчас ходят некие парусно-моторные суда, на которые видимо запрет не распространяется. Вот такие примерно.



(источник)


Златоустовский пруд (река Ай)

С этого года ходит прогулочное судно "Счастливый кузюк".



(источник)

http://zlattv.ru/2019/06/27/60674

Похоже на "Тритон", который в Каменске-Уральском. Рейс чисто прогулочный.



(источник)

Находил информацию, что и раньше в Златоусте ходили речные трамвайчик - в советское время, того же проекта 222 - "Металлург" и "Булат".

Ну и еще надо сказать, что в дореволюционные времена по реке Ай был сплав барок с железом, как по Чусовой и Белой.


Саткинский городской пруд (река Большая Сатка)

Здесь находится парк развлечений "Сонькина лагуна". Часть его находится на острове, туда ходит вот такой "паром".



(источник)

Протяженность маршрута совсем небольшая, с полкилометра.



Озера Иртяш и Синара


Здесь, как известно, находятся атомные "запретки" - Озерск (ранее Челябинск-40, потом Челябинск-65) на Иртяше, и Снежинск (ранее Челябинск-70) на Синаре. Акваторию этих довольно крупных озер вблизи закрытых городов охраняет морской отряд Уральского округа войск национальной гвардии РФ. Вот такие у них боевые катера у них.





(источник)

Летом на озере Синара наблюдал их, курсируют весьма активно.

Ходят также суда на воздушной подушке.



(источник)

В общем враг не пройдет )


Еще, судя по этому источнику, прогулочные корабли в свое время были на озере Увильды, заводском пруде на р. Урал в Магнитогорске. Но ничего подробного про них к сожалению не нашел... Если потом что найду, сделаю дополнительный пост.
Tags: Шершневское водохранилище, озеро Первое, озеро Смолино, река Миасс, транспорт
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments