В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР № 835 от 3 сентября 1985 года было принято решение о строительстве в Челябинске третьего по счёту троллейбусного депо на 200 машиномест со сметной стоимостью в пять миллионов девятьсот шестьдесят тысяч рублей – огромные по тем временам деньги. В результате больших усилий коллектива ЧТТУ через три года после начала строительства этот сложнейший и столь необходимый для города объект был запущен в эксплуатацию.
Водительские кадры для Троллейбусного депо № 3 в силу его географического расположения приходилось набирать, в основном, в Ленинском районе Челябинска и Копейске.
(Источник: Челябинский трамвай. Челябинский троллейбус.: [фотоальбом/гл. ред. М.Ю. Смирнов]. – Челябинск: Элефант, 2013.)
Фото ssgen
Сентябрь 1988 года – принято в эксплуатацию третье троллейбусное депо на 200 машин в Ленинском районе г. Челябинска – одно из крупнейших в стране.
3 ноября 1988 года – официальный пуск Троллейбусного депо № 3. Первый троллейбус № 1016 вышел на линию в 5.11. Водитель Емельянова (Железнякова) Лариса Викторовна.
Работа депо начиналась с выпуска троллейбусов, которые утром 2 ноября 1988 года выехали из Троллейбусного депо № 1, а вечером уже заехали Троллейбусное депо № 3. Утром 3 ноября из ворот депо вышли на линию 25 троллейбусов. Так в городе стало три троллейбусных и два трамвайных депо.
Первоначально депо обслуживало три маршрута: 8, 16, 20.
На конец года парк машин составил 45 единиц.
Троллейбусное депо № 3 - образец современного транспортного предприятия. Конец 1980-х годов
Первым руководителем депо был назначен Владимир Александрович Карпов. За три года его работы, совместно с главным инженером депо Юрием Павловичем Куприяновым, был не только увеличен выпуск троллейбусов до 84 единиц в сутки, но и организован текущий ремонт троллейбусных машин.
Первый начальник техотдела – Иннокентий Иванович Винокуров, он же принимал участие в подготовке депо к пуску, внёс весомый вклад в его развитие.
Сегодня это кажется удивительным, но депо построено за три года (1986-1988 гг.). Такие рекордно короткие сроки строительства и доведение парка депо до 115 единиц подвижного состава, стало возможным благодаря усилиям тогдашнего директора МП «ЧелябГЭТ» Григория Валеевича Туктабеева и начальника объединённого троллейбусного депо Эдуарда Борисовича Барули, а также всех подразделений МП «ЧелябГЭТ».
В 1991 году начальником депо был назначен Виктор Николаевич Быков, который проработал в этой должности вплоть до объявления о расформировании депо.
1994 год – построено и введено в эксплуатацию новое здание РЭУ.
1995 год – в депо начала работать прачечная. Закуплена современная оргтехника (компьютеры, принтеры, ксерокс).
В 1996 году с маршрута № 16 (ЧКПЗ – КБС) Троллейбусного депо № 3 началось введение в городе кондукторского обслуживания.
Сентябрь 1996 года – прибытие в Челябинск из Германии 19 троллейбусов марки Ikarus-Ganz 280.93: 15 троллейбусов для работы на линии (3850-3864) и 4 троллейбуса на запасные части.
Троллейбусы были выпущены в 1989 году. До прибытия в Челябинск работали в Германии в следующих городах: 3850-3853, 3855, 3856 – Веймар; 3854, 3857-3861, 3863 – Хойерсверда; 3862-3864 – Эберсвальде. Они очень хорошо себя зарекомендовали, хоть и оказались не приспособленными к уральской зиме.
В 1997 году в депо организован и проведён первый и единственный конкурс профессионального мастерства водителей троллейбусов Уральского региона. В нём приняли участие Екатеринбург, Каменск-Уральский, Миасс.
1998 год – к участку РЭУ пристроен склад для хранения запасных частей и металла.
2000 год – смонтированы и запущены в эксплуатацию две линии новой мойки троллейбусов.
2001 год – введено в строй новое здание столярного цеха и обоечного отделения.
24 октября 2007 года прошёл открытый конкурс на поставку троллейбусов для МУП «Челябгортранс». Уже в декабре в Троллейбусное депо № 3 пришло 10 троллейбусов модели ЛиАЗ-5280, производства ЗАО «ВЗТМ» г. Волгоград, стоимостью 3 239 130 руб. каждый.
15 февраля 2008 года – начало эксплуатации троллейбусов ЛиАЗ-5280.
Октябрь 2008 года – к 20-летнему юбилею Троллейбусного депо № 3 авторами сайта «Челябинский троллейбус» изготовлены календари карманного типа на 2009 год.
1 марта 2009 года – официально закончена эксплуатация троллейбусов Ikarus-Ganz 280.93. Фактически же Икарусы перестали появляться в ноябре 2008 (за исключением двух машин 3854 и 3860 – они работали до своей последней поломки в феврале 2009). Причина списания – моральный и физический износ узлов и агрегатов, отсутствие запчастей.
Июль 2010 года – авторами сайта «Челябинский троллейбус» изготовлено 50 карт-схем движения троллейбусов по городу Челябинску, которые были расклеены в салонах троллейбусов депо № 3. В некоторых машинах эти схемы сохранились и по настоящее время.
Март 2011 года – объявлена информация о закрытии Троллейбусного депо № 3. Расформирование депо в приказах называют оптимизацией. Выпуск машин снижен до 51 в сутки. Уходит с должности начальник депо В.Н. Быков. Главного инженера назначают исполняющим обязанности начальника, который работает за двоих вплоть до самого закрытия депо.
10 мая 2011 года – машины 18 маршрута, утром выехавшие из Троллейбусного депо № 3, вечером заехали в свой новый дом – Троллейбусное депо № 1. Первой заехала машина 3781.
24 мая 2011 года – машины 1 маршрута, утром выехавшие из Троллейбусного депо № 3, вечером заехали в свой новый дом – Троллейбусное депо № 2.
1 сентября 2011 года – весь подвижной состав (включая учебные и служебные машины, кузова после КВР) передан в Троллейбусные депо № 1 и № 2.
Последний день работы Троллейбусного депо № 3 – 21.10.2011 г.
В самый расцвет сил – немного не дотянув до своего 23-его Дня рождения – с 24.10.2011 года Троллейбусное депо № 3 официально закрыто.
Сегодня, 3 ноября 2013 года, Троллейбусному депо № 3 исполнилось бы 25 лет…