ssgen (ssgen) wrote in chelchel.ru,
ssgen
ssgen
chelchel.ru

Categories:

Музей истории локомотивного депо Челябинск

Сегодня наконец-то выбрались в Музей локомотивного депо. Уже очень давно, года три-четыре, хотелось тут побывать, но всё как-то не складывалось. Музей находится в цоколе жилого дома на углу Евтеева и Российской, непосредственно напротив входа в само локомотивное депо. Кстати, узкоколейный паровоз С 157-24 на постаменте относится к музею, а не к депо.



[2]

Красивая чеканка перед входом, правда, чьими-то стараниями превращенная в инсталляцию в стиле стрит-арт, говорит нам о том, что музей основан в 1973 году. Так получилось, что именно сегодня музей отмечал своё 40-летие.

[3]

Основатель и первый директор музея - П.С.Шубин.
Раз уж сегодня у музея юбилей, процитирую несколько абзацев из исторической справки о его создании.

В конце октября 1972 года в депо пришел начальник отделения Г.В.Тарунин. [...] При осмотре строящегося здания для водогрева третий этаж руководством депо был предусмотрен под музей с общей площадью из 2-х комнат 185 м2. В принципе был решен вопрос на третьем этаже создавать музей. Во второй половине ноября 1972 г. партком депо своим решением возложил обязанности по организации музея на тов. Шубина П.С. Одновременно был утвержден совет музея. С 15 ноября была развернута работа по сбору материала, наблюдению и достройке третьего этажа. С 15 марта 1973 г. начальник депо тов. Марюшко А.Н. для производства работ по музею выделил Грумезо В.В. и Доцук И.А., которые бессменно до открытия принимали активное участие. За 3 месяца до открытия начальник депо давал подкрепление тов. Столбова и Харина Юрия. Все выделенные товарищи очень много и хорошо потрудились, кроме того по изготовлению экспонатов, макетов очень больше участие приняли инструментальный цех мастер Петр Антонович изготовление паровозиков без чертежей, цех топливной аппаратуры изготовление макета Ф.Д., цех КИП мастер Фридман изготовление бронепоезда и ряд других цехов принимали активное участие, как-то механический, хромировочный, цеха главного механика. Машинисты-инструктора без исключения все принимали активное участие. [...] Все эти общие усилия коллектива депо дали возможность открыть музей 6 ноября 1973 г. Музей открыл начальник дороги тов. Гинько В.Н., на открытии присутствовало 35 человек.

В музее представлено 10 стендов. [...] За три месяца существования музея локомотивного депо его посетило 1002 человек. Организовано 10 экскурсий массового порядка. Партком 21 января 74 года провел очень важную встречу, посвященную 50-летию годовщины В.И.Ленина. Присутствовало 85 ч. молодежи с коммунистами Ленинского набора. [...] Музей молодой, обмениваемся с краеведческим музеем по формам работы музея.

[4]

Хранитель музея - Алевтина Михайловна Карасева.

[5]

Экспозиция здесь, если можно так сказать, продуманно лаконичная. Конечно, глаза всё равно разбегаются от обилия интересных экспонатов, но немного успокоившись, можно вполне последовательно пройти по всей истории предприятия. Первый стенд как раз рассказывает о строительстве Транссиба и создании паровозного депо в Челябинске.

[6]

Привлекают внимание, конечно же, макеты - их тут довольно много, самых разных.

[7]

Сразу на входе нас встречает настоящая реликвия - я имею в виду латунный предмет в нише. Попробуйте угадать, что это?

[8]

Уверен, что даже подавляющее большинство современников, проживавших в этой части города, за всю свою жизнь ни разу не видели сей прибор, хотя слышали его ежедневно.

Сигнальный гудок. Отлит из латуни рабочими депо в 1896 году. Высота 600 мм, диаметр 200 мм, вес 26 кг 290 гр. Установлен на паросиловой депо. Гудок будил рабочих Челябинска на работу, детей в школу. В годы борьбы рабочих против самодержавия призывал всех трудящихся к стачкам и забастовкам. Слышимость гудка на расстоянии более 5,5 км. В 1957 г. прекратил свою работу и в 1973 году установлен в музее депо.

[9]

Антикварная печатная машинка соседствует с целой коллекцией аутентичных табличек.

[10]

Наряду со стендами, часть экспозиции представлена документами, подлинными фотографиями.

[11]

Весьма эффектно выглядят диорамы, тоже собственного изготовления. Их тут несколько - одна посвящена революционной истории, вторая военной. Третья - послевоенной.

[12]

[13]

К сожалению, блики на стекле даже с поляриком погасить не получилось.

[14]

Макет паровоза "Коммунар" - причём в оригинальной раскраске.

[15]

Кстати, роспись на тендере была сделана художником Н.Т.Петруниным, в фойе музея висит одна из его картин. Его же кисти принадлежат картины в цехах локомотивного депо (я их показывал).

[16]

На стеллажах - множество аутентичных устройств и приспособлений, использовавшихся в разные годы. Если бы не было табличек, то иногда даже было бы непонятно, для чего использовался тот или иной прибор.

[17]

[18]

Баян, спрятавшийся под вымпелом.

[19]

Целый уголок шестидесятых годов. Молодёжи, наверное будет совсем непонятно, что это за предметы, а вот моё поколение даже ещё немного захватило пресс-папье, чернильницы-непроливашки, арифмометры...

[20]

Старые открытки.

[21]

В экспозиции есть даже салонный пластиночный аппарат начала века.

[22]

Даже корзинка для мусора (так мне сначала показалось), обыденно стоящая в углу, на поверку тоже оказалась аутентичным экспонатом.

[23]

Здесь же можно полистать техническую литературу, некоторые из справочников датированы началом XX века, а то и концом XIX.

[24]

Коллектив музея и Совета ветеранов локомотивного депо.

[25]

После музея заглянули посмотреть также и на само депо. Несколько лет назад, кстати, оно разделилось на эксплуатационное и ремонтное. У ремонтного депо теперь даже музей свой, отдельный.

[26]

Мемориал памяти героев Великой отечественной.

[27]

[28]

[29]

[30]

Ну и напоследок подошли поближе посмотреть на здание вагонного депо.

[31]

Особенно интересны были мемориальные доски на фасаде, которые я в прошлый раз успел сфотографировать лишь издалека.

[32]

[33]

По сути, от аутентичного дореволюционного здания тут остался только боковой фронтон, всё остальное перестроено примерно в 1960-е годы.

[34]

Но гранитную рустовку ещё можно разглядеть, особенно изнутри.

[35]

Адрес музея - ул. Евтеева, 1. Телефоны: +7 908-577-28-67, +7 961-784-03-96
График работы - понедельник, вторник и среда, с 9:00 до 12:00. Посещение в другое время лучше уточнить по телефону.
Tags: Советский район, железная дорога, музей, улица Евтеева, улица Российская
Subscribe

  • Родина, ненужный мост.

    На фасаде Родины изменений не много, заштукатурены колонны, леса стоят. Перед фасадом вкапывают и укрепляют какие - то конструкции. Бо…

  • Хроники дорожной революции

    Фотографии от 17 июля 2011 Мост на Меридиане возле трамвайного депо. Положили новые балки. Новые рельсы на площади Павших.…

  • Ул. 8 Марта (пос. АМЗ)

    Я родилась на ул. 8 Марта — той, что находится в Заречье, старинной, по крайней мере, в 1907 году, когда родилась моя бабушка,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments

  • Родина, ненужный мост.

    На фасаде Родины изменений не много, заштукатурены колонны, леса стоят. Перед фасадом вкапывают и укрепляют какие - то конструкции. Бо…

  • Хроники дорожной революции

    Фотографии от 17 июля 2011 Мост на Меридиане возле трамвайного депо. Положили новые балки. Новые рельсы на площади Павших.…

  • Ул. 8 Марта (пос. АМЗ)

    Я родилась на ул. 8 Марта — той, что находится в Заречье, старинной, по крайней мере, в 1907 году, когда родилась моя бабушка,…