А так клуб выглядел когда-то. Построено это здание вскоре после войны, в 1946 году.
[2]
Музей размещается в сравнительно небольшом помещении, как раз за одним из полукруглых окон на первом этаже.
[3]
Открылся он в октябре 1983 года.
[4]
Основа экспозиции - стенды.
[5]
[6]
Макет заводской территории, изготовленный в 1988 году.
[7]
Указанная здесь дата основания завода - это на самом деле день, когда был отгружен первый вагон готовой продукции. Сам же завод начали строить ещё до войны. Решение о строительстве принято в 1939, челябинский завод "Вторчермет" задумывался как один из поставщиков сырья для Бакальского комбината спецсталей (будущего ЧМК), строительство которого как раз собирались расконсервировать в Челябинске. Один из первостроителей завода Н.И.Виговский так вспоминает об этом времени: "24 июня 1939 года пришел я на пустырь за железной дорогой на Свердловск, где намечалось строительство завода. Бурьян там был выше пояса. Строений никаких вообще не было, только вдалеке виднелись силуэты электролитно-цинкового завода. В составе плотников мы вначале строили жильё для рабочих, в частности, жилой барак №1. Людей тогда на строительстве было немного, в основном из состава коллектива областной конторы по заготовке металлолома, но трудились все, не жалея сил".
В июне 1940 года была создана областная контора "Главвторчермет" (располагалась она в финском домике на месте гастронома №10 по ул. Каслинской). В 1939-1940 годах работы в основном велись по освоению площадки (20 га) - планировка, проведение железнодорожного тупика. Прямо на площадке строилось и жильё. В 1941 году, вскоре после начала Великой отечественной войны, в Челябинск был эвакуирован Константиновский завод "Вторчермет", специалисты которого значительно пополнили кадровый состав челябинского завода. Собственно, завода как такового в те годы ещё не было - просто несколько железнодорожных путей, вдоль которых было свалено искореженное железо. Лом резали керосинорезами, грузили паровыми железнодорожными кранами или просто вручную. Часто вторчерметовцы занимались резкой даже не на своей территории, а на ЧТЗ или на скрап-базе Челябинского металлургического завода. В основном это была военная техника, поступавшая с фронта - сначала танкетки времён Будённого, а потом и танки - главным образом немецкие. Советские танки поступали чрезвычайно редко, совершенно искореженные и не подлежащие восстановлению. Некоторые немецкие танки на заводе восстанавливали и потом обменивали на продукты в деревнях, в которых они использовались в качестве тракторов. Иногда в танках находили тела погибших.
В 1942 на территорию провели электричество от соседнего асфальтового завода, а в 1943 уже пустили собственную электроподстанцию. Кроме этого, в военные годы на заводской территории продолжали строить жильё - землянки и бараки, так как штат завода регулярно пополнялся выпускниками ФЗУ. Последние из этих бараков были снесены лишь в 1982 году.
[8]
[9]
Стенд с портретами первостроителей и воспоминаниями ветеранов.
[10]
Все директора "Вторчермета".
[11]
Далее в 1972 году за счет объединения завода "Вторчермет" и областного управления "Вторчермет" образовано областное ПО "Вторчермет". С 1993 года - АОЗТ "Челябвтормет", с 1999 - ОАО "Челябвтормет". В настоящее время завод входит в холдинг ММК. Эта интерактивная карта с лампочками показывает структуру областного "Челябвтормета".
[12]
Кроме того, в экспозиции много реликвий советского времени.
[13]
Панорама завода.
[14]
Книги почёта в совершенно шикарных переплётах.
[15]
Пожалуй, это единственный музей, где слово "металлолом" используется не в переносном, а в самом что ни на есть прямом смысле.
[16]
"Факел Бирмингема", полученный заводом в 1995 году.
[17]
Источники:
Шилов В.А., Березина Л.В. "И, как прежде, тобой я горжусь, Вторчермет!", Фрегат, 2003