После долгого перерыва продолжаю выкладывать материалы по истории площади Ярославского. Как-то совсем не было времени. В "Южноуральской панораме" на этой неделе, наверное выйдет завершающая статья (они публиковались с перерывами, поскольку я не успевал вовремя сваять очередной фрагмент текста). Буду все так же давать частями, как в газете, чтобы не громоздить слишком большой текст.
Время шло, ситуация понемногу изменялась, менялась Торговая площадь. В начале XIX века уже не упоминается здание бывшей провинциальной канцелярии, очевидно, было разобрано из-за ветхости. Дом бывшей ратуши был в 1800-х годах продан на слом. Городовой магистрат и дума еще в 1790-х годах «переселились» в новое здание, купленное у купца Сапожникова (каменное, двухэтажное). Городническое правление переместилось к Оренбургским (южным) воротам. Но площадь по-прежнему оставалась центром жизни города – здесь стоял собор, кипела торговля, здесь собирались жители по важным поводам.
Здесь же, на центральной площади, происходили и «казни». Сегодня слово «казнь» воспринимается как обозначение смертной казни, а XVIII—XIX вв. обозначало наказание вообще. То есть этим словом обозначали различные виды наказаний за преступления: от выставления к позорному столбу до собственно смертной казни. Очень часто применялись телесные наказания – битье кнутом, плетьми, розгами. Часто человека, приговоренного к тюремному заключению, либо каторге или ссылке предварительно наказывали плетьми, или розгами. О приведении в исполнение таких казней в Челябинске мне известно немного. Практика публичных наказаний существовала в разных странах мира. Достаточно вспомнить, что во Франции публичные казни (причем именно смертные казни) практиковались практически до начала Второй Мировой войны (1939 год).
Но вернемся к Торговой, или Соборной площади в Челябинске. Как уже говорилось, казнью называли самые разные виды наказания. Для их проведения сколачивали специальный помост – эшафот, для того, чтобы наказание было хорошо видно всем. И вот как раз с эшафотом связана одна история, скорее не трагичного, а сатирического характера. Поскольку эшафот занимал полезное место, которое можно было использовать для размещения торгующих и в целях его сохранности, каждый раз перед казнью его привозили и собирали, а после казни разбирали и увозили к месту хранения. Традиционно в российских городах XIX века этим занималась пожарная команда, хотя как обстояло дело в Челябинске сказать не могу. Естественно, само наказание проводил палач (заплечных дел мастер), а вот эшафотом занимались «вольнонаемные». Именно с этим и связан сюжет.
В 1849 году Оренбургское губернское правление получило из разных городов запросы на оплату услуг по сборке и разборке эшафота. Выяснилось, что уфимской пожарной команде за 3 сборки-разборки причитается 309 рублей, а в Челябинске за разовую установку и разбор эшафота потрачено 4 рубля. Губернское правление пришло в легкое недоумение и распорядилось выяснить сколько рабочих необходимо для установки и разборки эшафота и позорного столба и установить твердую таксу. Челябинская городская дума обратилась к Оренбургскому гражданскому инженеру Каминскому с тем, чтобы он указал, сколько рабочих нужно для таких работ. Через три месяца от Каминского пришел ответ, где была расписана потребность в рабочих и тягловой силе (лошадях) поэтапно: «1) для подвозки эшафота к месту казни рабочих с лошадьми – 3. 2) для собрания онаго на месте: плотников – 2, рабочих – 4. 3) Для разборки его после казни: плотников – 1, рабочих – 2. 4) Для отвозки эшафота с места казни к месту его хранения: рабочих с лошадьми – 3».
Получив столь исчерпывающие данные, Челябинская городская дума на основании информации Каминского и справочных цен (то есть средних цен по уезду на этот период) установила «Таксу издержкам на установке и разборке эшафота и позорного столба на месте казни в г. Челябинске». Приведу ее здесь так, как она выглядела в документе:
Таким образом, стоимость сборки-разборки эшафота в Челябинске в течение одного года выросла в 15,5 раз. Причем непосредственной причиной такого резкого удорожания работ стала попытка губернских властей произвести «оптимизацию» расходов. Причем обратите внимание, что в смету честно не включены расходы на аренду лошадей, поскольку Губернское правление в своем письме указывало, что в городах могут бесплатно использоваться лошади пожарной команды. Да, для справки – в 1863 году в России были отменены телесные наказания в отношении осужденных.
В середине XIX века Соборная площадь постепенно изменяется. Контуры ее приближаются к современным – если западный край ее после того как была разобрана первая крепость изменялся постепенно и считался именно краем площади, то в 1840-х—1850-х годах постепенно формируется улица, которая позже стала называться Уфимской, а сегодня мы ее знаем как пешеходную часть улицы Кирова. В 1853 году был составлен новый план Челябинска с новыми наименованиями улиц, правда пока обнаружить его не удалось и эти названия мы восстанавливаем по письменным источникам. Подход к переименованию улиц был очень интересным и для Челябинска новым. До этого все улицы города, шедшие с севера на юг, делились рекой Миасс на две части. И эти части имели разное название. Точнее, улицы на двух берегах реки вообще друг с другом плохо соотносились. А в это время как раз началась перепланировка Челябинска по проектному плану, утвержденному Николаем I в ноябре 1838 года и город должен был обрести новую, четкую квартальную структуру (что со временем и произошло). При такой структуре вполне можно было произвести и такое нововведение, как сквозные названия улиц. У новой системы названий была одна беда – перепланировка города шла очень медленно и новые названия улиц не соответствовали реальной ситуации.
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Схема наименований улиц Челябинска, проектированная в 1853 году
А что касается центра города, то нынешняя пешеходная часть улицы Кирова тогда впервые получила свое собственное название, а именно – Уфимская улица. Раньше так называлась лишь улица в Заречной части. А улица Христорождественская стала называться Большая Троицкая. Но это название как-то не прижилось и в документах ее чаще называли либо по-прежнему Христорождественской, либо покороче – Соборной. Где-то в 1881 году произошло очередное переименование улиц города и южная часть нынешней улицы Кирова осталась Уфимской (в Заречье ее продолжение стало называться Екатеринбургской улицей), а Христорождественскую окончательно переименовали, на этот раз просто в Большую. А Сибирская (Труда) все это время так и оставалась Сибирской, только с 1880-х годов ее западная часть, та что была западнее Уфимской, стала называться Ивановской.
Да, вот еще одно изменение, произошедшее в 1880-х годах – раньше главной улицей города и некоей разделительной чертой была улица Христорождественская. В ту пору любой город делился на «части», или «полицейские кварталы». Челябинск до конца XIX века разделялся на три «части» одной из которых было Заречье, а две находились на южном берегу, собственно в «городе». Так вот, до 1880-х годов эти две городские части разделяла улица Христорождественская, а с этого времени границей между ними стала Уфимская – к востоку от нее находилась первая часть, а к западу – третья. Второй частью города тогда было Заречье.
Время шло, ситуация понемногу изменялась, менялась Торговая площадь. В начале XIX века уже не упоминается здание бывшей провинциальной канцелярии, очевидно, было разобрано из-за ветхости. Дом бывшей ратуши был в 1800-х годах продан на слом. Городовой магистрат и дума еще в 1790-х годах «переселились» в новое здание, купленное у купца Сапожникова (каменное, двухэтажное). Городническое правление переместилось к Оренбургским (южным) воротам. Но площадь по-прежнему оставалась центром жизни города – здесь стоял собор, кипела торговля, здесь собирались жители по важным поводам.
Здесь же, на центральной площади, происходили и «казни». Сегодня слово «казнь» воспринимается как обозначение смертной казни, а XVIII—XIX вв. обозначало наказание вообще. То есть этим словом обозначали различные виды наказаний за преступления: от выставления к позорному столбу до собственно смертной казни. Очень часто применялись телесные наказания – битье кнутом, плетьми, розгами. Часто человека, приговоренного к тюремному заключению, либо каторге или ссылке предварительно наказывали плетьми, или розгами. О приведении в исполнение таких казней в Челябинске мне известно немного. Практика публичных наказаний существовала в разных странах мира. Достаточно вспомнить, что во Франции публичные казни (причем именно смертные казни) практиковались практически до начала Второй Мировой войны (1939 год).
Но вернемся к Торговой, или Соборной площади в Челябинске. Как уже говорилось, казнью называли самые разные виды наказания. Для их проведения сколачивали специальный помост – эшафот, для того, чтобы наказание было хорошо видно всем. И вот как раз с эшафотом связана одна история, скорее не трагичного, а сатирического характера. Поскольку эшафот занимал полезное место, которое можно было использовать для размещения торгующих и в целях его сохранности, каждый раз перед казнью его привозили и собирали, а после казни разбирали и увозили к месту хранения. Традиционно в российских городах XIX века этим занималась пожарная команда, хотя как обстояло дело в Челябинске сказать не могу. Естественно, само наказание проводил палач (заплечных дел мастер), а вот эшафотом занимались «вольнонаемные». Именно с этим и связан сюжет.
В 1849 году Оренбургское губернское правление получило из разных городов запросы на оплату услуг по сборке и разборке эшафота. Выяснилось, что уфимской пожарной команде за 3 сборки-разборки причитается 309 рублей, а в Челябинске за разовую установку и разбор эшафота потрачено 4 рубля. Губернское правление пришло в легкое недоумение и распорядилось выяснить сколько рабочих необходимо для установки и разборки эшафота и позорного столба и установить твердую таксу. Челябинская городская дума обратилась к Оренбургскому гражданскому инженеру Каминскому с тем, чтобы он указал, сколько рабочих нужно для таких работ. Через три месяца от Каминского пришел ответ, где была расписана потребность в рабочих и тягловой силе (лошадях) поэтапно: «1) для подвозки эшафота к месту казни рабочих с лошадьми – 3. 2) для собрания онаго на месте: плотников – 2, рабочих – 4. 3) Для разборки его после казни: плотников – 1, рабочих – 2. 4) Для отвозки эшафота с места казни к месту его хранения: рабочих с лошадьми – 3».
Получив столь исчерпывающие данные, Челябинская городская дума на основании информации Каминского и справочных цен (то есть средних цен по уезду на этот период) установила «Таксу издержкам на установке и разборке эшафота и позорного столба на месте казни в г. Челябинске». Приведу ее здесь так, как она выглядела в документе:
число людей | сложная справочная цена за деланную работу одному | итого серебром | |||
руб | коп | руб | коп- | ||
1. Для подвоски эшафота к месту казни: | |||||
рабочих | 3 | - | 36 | 1 | 8 |
2. для собрания онаго на месте: | |||||
плотников | 2 | - | 78 | 1 | 56 |
рабочих | 4 | - | 36 | 1 | 44 |
Итого на установку эшафота | 4 | 8 | |||
3. для разборки его после казни | |||||
плотников | 1 | - | 78 | - | 78 |
рабочих | 2 | - | 36 | - | 72 |
4. для отвозки эшафота с места казни к месту его хранения: | |||||
рабочих | 3 | - | 36 | 1 | 8 |
Итого за разборку | 2 | 58 | |||
Всего | 6 | 66 |
Таким образом, стоимость сборки-разборки эшафота в Челябинске в течение одного года выросла в 15,5 раз. Причем непосредственной причиной такого резкого удорожания работ стала попытка губернских властей произвести «оптимизацию» расходов. Причем обратите внимание, что в смету честно не включены расходы на аренду лошадей, поскольку Губернское правление в своем письме указывало, что в городах могут бесплатно использоваться лошади пожарной команды. Да, для справки – в 1863 году в России были отменены телесные наказания в отношении осужденных.
В середине XIX века Соборная площадь постепенно изменяется. Контуры ее приближаются к современным – если западный край ее после того как была разобрана первая крепость изменялся постепенно и считался именно краем площади, то в 1840-х—1850-х годах постепенно формируется улица, которая позже стала называться Уфимской, а сегодня мы ее знаем как пешеходную часть улицы Кирова. В 1853 году был составлен новый план Челябинска с новыми наименованиями улиц, правда пока обнаружить его не удалось и эти названия мы восстанавливаем по письменным источникам. Подход к переименованию улиц был очень интересным и для Челябинска новым. До этого все улицы города, шедшие с севера на юг, делились рекой Миасс на две части. И эти части имели разное название. Точнее, улицы на двух берегах реки вообще друг с другом плохо соотносились. А в это время как раз началась перепланировка Челябинска по проектному плану, утвержденному Николаем I в ноябре 1838 года и город должен был обрести новую, четкую квартальную структуру (что со временем и произошло). При такой структуре вполне можно было произвести и такое нововведение, как сквозные названия улиц. У новой системы названий была одна беда – перепланировка города шла очень медленно и новые названия улиц не соответствовали реальной ситуации.
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Схема наименований улиц Челябинска, проектированная в 1853 году
А что касается центра города, то нынешняя пешеходная часть улицы Кирова тогда впервые получила свое собственное название, а именно – Уфимская улица. Раньше так называлась лишь улица в Заречной части. А улица Христорождественская стала называться Большая Троицкая. Но это название как-то не прижилось и в документах ее чаще называли либо по-прежнему Христорождественской, либо покороче – Соборной. Где-то в 1881 году произошло очередное переименование улиц города и южная часть нынешней улицы Кирова осталась Уфимской (в Заречье ее продолжение стало называться Екатеринбургской улицей), а Христорождественскую окончательно переименовали, на этот раз просто в Большую. А Сибирская (Труда) все это время так и оставалась Сибирской, только с 1880-х годов ее западная часть, та что была западнее Уфимской, стала называться Ивановской.
Да, вот еще одно изменение, произошедшее в 1880-х годах – раньше главной улицей города и некоей разделительной чертой была улица Христорождественская. В ту пору любой город делился на «части», или «полицейские кварталы». Челябинск до конца XIX века разделялся на три «части» одной из которых было Заречье, а две находились на южном берегу, собственно в «городе». Так вот, до 1880-х годов эти две городские части разделяла улица Христорождественская, а с этого времени границей между ними стала Уфимская – к востоку от нее находилась первая часть, а к западу – третья. Второй частью города тогда было Заречье.