gayaz_samigulov (gayaz_samigulov) wrote in chelchel.ru,
gayaz_samigulov
gayaz_samigulov
chelchel.ru

Categories:

Загадка Казанских ворот Челябинска, или Как правильно ехать в Уфу

Оригинал взят у gayaz_samigulov в Загадка Казанских ворот Челябинска, или Как правильно ехать в Уфу
Свежий (относительно) материал. Сегодня должен выйти в ЮП.
Однажды эта тема уже звучала, а может быть и не однажды. Но тогда это был проходной сюжет в общем рассказе, а сейчас я хочу рассказать об этом подробнее, с расстановкой.
В июле 1759 году унтер-шихтмейстер Степан Костромин составил карту отвода земель планируемому Азяш-Уфимскому заводу. Но нас больше интересует не информация по заводскому отводу, а то, что относится к инфраструктуре, т.е. к системе дорог того времени. На карте показана дорога, которая идет с запада на восток, через верховья рек Суроям и Уфа, через Кыштымский завод и в районе оз. Улагач раздваивается – одна «ветвь» дороги уходит на юг, к Челябинской крепости, а другая на север, к Екатеринбургу. Тот отрезок, что западнее Кыштымского завода, подписан: «Дорога в город Уфу» и на нем показаны два почтовых яма (станции), которые к тому времени были уже не действующими. Они подписаны как: «Бывшей Игалишихинский (Игалишиханский?) ям» и «Бывшей Уфимский ям».  То есть, это не просто дорога, а почтовый тракт. Вопрос: откуда и куда вел этот тракт, или иначе – какие пункты он соединял?

Посмотреть на Яндекс.Фотках
Та самая карта 1759 года. Подписи мы несколь адаптировали, поскольку в оригинальном виде прочесть их не очень просто.

В 1753 году башкиры Мякотинской волости, при продаже земли Демидову, отдельно оговаривали, что за ними остается право «при учрежденных в Мякотинской волости ямах, стоящим для гоньбы подвод башкирцам травами и сенными покосами и на дрова лесом довольствоваться в прилежащих по близости ко оным ямам местах». Тот же год башкиры Шуранской волости описывали границы так: «Начав от стоящей в Урале при меже разделяющей Шуранскую волость с Мякотинскою… на лежащаю из Челябинска в город Уфу большую дорогу, и по ней на имеющийся при Уфе реке Уйкакаева яму».  В 1759 году они же при описании границ продаваемого участка земли указали: «по реке Уфе по течению с левой стороны, выше бывшего из Челябинска в Уфу на бывшей дороге яму… на бывший ям, который стоял на реке Игалиш и от того яму по большой дороге до яму же, что стоял на  реке Уфе». И в другом документе, 1765 года: «едучи из Челябинска в Уфу по большой ямской дороге правой стороной до межи Катайской волости с лишком на тридцать верст, на речку Игалиш, вниз по Игалишу до речки Сурояму».
Ну а теперь вспомним о том, что на плане города Чилябы 1768 года северные ворота названы Казанскими. Улицу, что вела к этим воротам именовалась Уфимской. Название сохранялось за ней и XIX веке. Только в 1880-х годах она была переименована в Екатеринбургскую. Сегодня это заречная (левобережная) часть улицы Кирова.

Посмотреть на Яндекс.Фотках
План "города Чилябы" 1768 года. Под литерой "Р" показаны Казанские ворота. А улица, которая к ним ведет, в документах конца XVIII - середины XIX в называлась Уфимской.

Итак, в середине XVIII века главная дорога из Челябинска в Уфу шла вовсе не так, как сегодня. Чтобы добраться до Уфы, человек выезжал из города через северные ворота и ехал по дороге на Екатеринбург. В районе озера Улагач дорога раздваивалась – одна шла дальше, на Екатеринбург, а другая на Кыштымский завод и дольше, на Уфу. Надо отметить, что в Екатеринбург тоже ездили несколько иным маршрутом, чем сегодня – через Каслинский завод и дальше вдоль самого горного хребта. И это была не просто дорога, а «большая дорога», или «ямская дорога», то есть почтовый тракт. Вдоль тракта стояли почтовые станции, или ямы, где почтальон, или курьер мог передохнуть, сменить лошадей. По возможности, ямы размещали в населенных пунктах, расположенных у дороги. Н иногда оказывалось, что на длинном отрезке пути нет никаких постоянных поселений. В таком случае организовывали почтовые ямы на расстоянии 20–30 верст друг от друга.
Почтовые ямы обслуживали башкиры – это была одна из повинностей (неосновных налогов), которые несло местное население. Как видно из процитированного выше документа, в 1753 году почтовые ямы были действующими и башкиры, при продаже земли, ставили условие, что за ними остается право косить сено и рубить лес на дрова в окрестностях ямов. Мы даже можем предварительно оконтурить временной отрезок, в течение которого эта трасса Уфа – Челябинск действовала как официальный почтовый тракт.
Именной указ «Об устройстве почт в губерниях и провинциях» был подписан 24 июля 1740 г. В тексте указа сообщалось: «Понеже немалая во всяких делах и управлениях остановка от того происходит, что внутрь государства за Москвою до Украйны и в другие места и Провинции, регулярныя и порядочныя для пересылки писем почты не учреждены… Того ради Ея Императорское Величество указала, немедленно о том попечение иметь и действительное определение учинить, дабы регулярныя и порядочныя почты, … во все другия Губернии и Провинции к знатным городам учреждены и впредь порядочно содержаны были». Очевидно, начало налаживания почтовой связи в Исетской провинции было связано именно с этим документом. По крайней мере на другой дороге, которая вела из Челябинска в Оренбург, Уйская станция упоминается уже в 1741 году (напомню, что Уйская крепость заложена лишь в 1742 г.). В 1750 году был издан указ Оренбургского губернского правления о создании в Челябинске почтового правления. Челябинск в то время был центром Исетской провинции, административно-территориального образования по площади превышавшего нынешнюю Челябинскую область раза в два.
А в 1756 г. вышел указ,  который  изменил структуру почтовых дорог в Оренбургской губернии. Содержание этого указа дошло до нас в изложении более позднего документа: «…по определению бывшей Оренбургской губернии канцелярии 1756 года октября 20 числа учиненному …  учредить два тракта: первой от Оренбурга до Уфы, второй от ея же через Самарский городок и Зелаирскую крепость до Верхоуральска и Челябы». То есть должно было быть две основных почтовых дороги:  Оренбург–Уфа и Оренбург–Челябинск. Отдельный тракт от Челябинска до Уфы этим указом предусмотрен не был. В связи с чем и перестает использоваться показанная на карте 1759 года ямская дорога . То есть сама дорога никуда не исчезла – она показана на карте Стрельбицкого, которая составлялась в 1870-х годах. Только вот после 1756 года это была уже просто дорога местного значения, а не почтовый тракт. А когда вновь возникла необходимость в организации прямого почтового сообщения Уфы с Челябиском, то трасса прошла до Кундравинской слободы по Оренбургскому тракту, а оттуда через Миасский, Златоустовский и Симский заводы.
Subscribe

  • Отчетный альбом ЧТПЗ. 1949 год

    Оригинал взят у eh_la_bas в К 80-летию ЧТПЗ 21 октября отмечается очередной день рождения ЧТПЗ. Как рассказывают историки,…

  • О Водной станции ЧТПЗ

    Оригинал взят у eh_la_bas в О Водной станции ЧТПЗ Попался в руки альбом 1948 года, посвящённый строительству и запуску Водной станции…

  • Челябинск, лето 2003 года

    По просьбе Егора Алексеевича Казакова размещаю несколько снимков города с высоты. Хоть это и 2003 год, но уже история, можно немало интересного…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments