Свежий (относительно) материал. Сегодня должен выйти в ЮП.
Однажды эта тема уже звучала, а может быть и не однажды. Но тогда это был проходной сюжет в общем рассказе, а сейчас я хочу рассказать об этом подробнее, с расстановкой.
В июле 1759 году унтер-шихтмейстер Степан Костромин составил карту отвода земель планируемому Азяш-Уфимскому заводу. Но нас больше интересует не информация по заводскому отводу, а то, что относится к инфраструктуре, т.е. к системе дорог того времени. На карте показана дорога, которая идет с запада на восток, через верховья рек Суроям и Уфа, через Кыштымский завод и в районе оз. Улагач раздваивается – одна «ветвь» дороги уходит на юг, к Челябинской крепости, а другая на север, к Екатеринбургу. Тот отрезок, что западнее Кыштымского завода, подписан: «Дорога в город Уфу» и на нем показаны два почтовых яма (станции), которые к тому времени были уже не действующими. Они подписаны как: «Бывшей Игалишихинский (Игалишиханский?) ям» и «Бывшей Уфимский ям». То есть, это не просто дорога, а почтовый тракт. Вопрос: откуда и куда вел этот тракт, или иначе – какие пункты он соединял?
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Та самая карта 1759 года. Подписи мы несколь адаптировали, поскольку в оригинальном виде прочесть их не очень просто.
В 1753 году башкиры Мякотинской волости, при продаже земли Демидову, отдельно оговаривали, что за ними остается право «при учрежденных в Мякотинской волости ямах, стоящим для гоньбы подвод башкирцам травами и сенными покосами и на дрова лесом довольствоваться в прилежащих по близости ко оным ямам местах». Тот же год башкиры Шуранской волости описывали границы так: «Начав от стоящей в Урале при меже разделяющей Шуранскую волость с Мякотинскою… на лежащаю из Челябинска в город Уфу большую дорогу, и по ней на имеющийся при Уфе реке Уйкакаева яму». В 1759 году они же при описании границ продаваемого участка земли указали: «по реке Уфе по течению с левой стороны, выше бывшего из Челябинска в Уфу на бывшей дороге яму… на бывший ям, который стоял на реке Игалиш и от того яму по большой дороге до яму же, что стоял на реке Уфе». И в другом документе, 1765 года: «едучи из Челябинска в Уфу по большой ямской дороге правой стороной до межи Катайской волости с лишком на тридцать верст, на речку Игалиш, вниз по Игалишу до речки Сурояму».
Ну а теперь вспомним о том, что на плане города Чилябы 1768 года северные ворота названы Казанскими. Улицу, что вела к этим воротам именовалась Уфимской. Название сохранялось за ней и XIX веке. Только в 1880-х годах она была переименована в Екатеринбургскую. Сегодня это заречная (левобережная) часть улицы Кирова.
Посмотреть на Яндекс.Фотках
План "города Чилябы" 1768 года. Под литерой "Р" показаны Казанские ворота. А улица, которая к ним ведет, в документах конца XVIII - середины XIX в называлась Уфимской.
Итак, в середине XVIII века главная дорога из Челябинска в Уфу шла вовсе не так, как сегодня. Чтобы добраться до Уфы, человек выезжал из города через северные ворота и ехал по дороге на Екатеринбург. В районе озера Улагач дорога раздваивалась – одна шла дальше, на Екатеринбург, а другая на Кыштымский завод и дольше, на Уфу. Надо отметить, что в Екатеринбург тоже ездили несколько иным маршрутом, чем сегодня – через Каслинский завод и дальше вдоль самого горного хребта. И это была не просто дорога, а «большая дорога», или «ямская дорога», то есть почтовый тракт. Вдоль тракта стояли почтовые станции, или ямы, где почтальон, или курьер мог передохнуть, сменить лошадей. По возможности, ямы размещали в населенных пунктах, расположенных у дороги. Н иногда оказывалось, что на длинном отрезке пути нет никаких постоянных поселений. В таком случае организовывали почтовые ямы на расстоянии 20–30 верст друг от друга.
Почтовые ямы обслуживали башкиры – это была одна из повинностей (неосновных налогов), которые несло местное население. Как видно из процитированного выше документа, в 1753 году почтовые ямы были действующими и башкиры, при продаже земли, ставили условие, что за ними остается право косить сено и рубить лес на дрова в окрестностях ямов. Мы даже можем предварительно оконтурить временной отрезок, в течение которого эта трасса Уфа – Челябинск действовала как официальный почтовый тракт.
Именной указ «Об устройстве почт в губерниях и провинциях» был подписан 24 июля 1740 г. В тексте указа сообщалось: «Понеже немалая во всяких делах и управлениях остановка от того происходит, что внутрь государства за Москвою до Украйны и в другие места и Провинции, регулярныя и порядочныя для пересылки писем почты не учреждены… Того ради Ея Императорское Величество указала, немедленно о том попечение иметь и действительное определение учинить, дабы регулярныя и порядочныя почты, … во все другия Губернии и Провинции к знатным городам учреждены и впредь порядочно содержаны были». Очевидно, начало налаживания почтовой связи в Исетской провинции было связано именно с этим документом. По крайней мере на другой дороге, которая вела из Челябинска в Оренбург, Уйская станция упоминается уже в 1741 году (напомню, что Уйская крепость заложена лишь в 1742 г.). В 1750 году был издан указ Оренбургского губернского правления о создании в Челябинске почтового правления. Челябинск в то время был центром Исетской провинции, административно-территориального образования по площади превышавшего нынешнюю Челябинскую область раза в два.
А в 1756 г. вышел указ, который изменил структуру почтовых дорог в Оренбургской губернии. Содержание этого указа дошло до нас в изложении более позднего документа: «…по определению бывшей Оренбургской губернии канцелярии 1756 года октября 20 числа учиненному … учредить два тракта: первой от Оренбурга до Уфы, второй от ея же через Самарский городок и Зелаирскую крепость до Верхоуральска и Челябы». То есть должно было быть две основных почтовых дороги: Оренбург–Уфа и Оренбург–Челябинск. Отдельный тракт от Челябинска до Уфы этим указом предусмотрен не был. В связи с чем и перестает использоваться показанная на карте 1759 года ямская дорога . То есть сама дорога никуда не исчезла – она показана на карте Стрельбицкого, которая составлялась в 1870-х годах. Только вот после 1756 года это была уже просто дорога местного значения, а не почтовый тракт. А когда вновь возникла необходимость в организации прямого почтового сообщения Уфы с Челябиском, то трасса прошла до Кундравинской слободы по Оренбургскому тракту, а оттуда через Миасский, Златоустовский и Симский заводы.
Однажды эта тема уже звучала, а может быть и не однажды. Но тогда это был проходной сюжет в общем рассказе, а сейчас я хочу рассказать об этом подробнее, с расстановкой.
В июле 1759 году унтер-шихтмейстер Степан Костромин составил карту отвода земель планируемому Азяш-Уфимскому заводу. Но нас больше интересует не информация по заводскому отводу, а то, что относится к инфраструктуре, т.е. к системе дорог того времени. На карте показана дорога, которая идет с запада на восток, через верховья рек Суроям и Уфа, через Кыштымский завод и в районе оз. Улагач раздваивается – одна «ветвь» дороги уходит на юг, к Челябинской крепости, а другая на север, к Екатеринбургу. Тот отрезок, что западнее Кыштымского завода, подписан: «Дорога в город Уфу» и на нем показаны два почтовых яма (станции), которые к тому времени были уже не действующими. Они подписаны как: «Бывшей Игалишихинский (Игалишиханский?) ям» и «Бывшей Уфимский ям». То есть, это не просто дорога, а почтовый тракт. Вопрос: откуда и куда вел этот тракт, или иначе – какие пункты он соединял?
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Та самая карта 1759 года. Подписи мы несколь адаптировали, поскольку в оригинальном виде прочесть их не очень просто.
В 1753 году башкиры Мякотинской волости, при продаже земли Демидову, отдельно оговаривали, что за ними остается право «при учрежденных в Мякотинской волости ямах, стоящим для гоньбы подвод башкирцам травами и сенными покосами и на дрова лесом довольствоваться в прилежащих по близости ко оным ямам местах». Тот же год башкиры Шуранской волости описывали границы так: «Начав от стоящей в Урале при меже разделяющей Шуранскую волость с Мякотинскою… на лежащаю из Челябинска в город Уфу большую дорогу, и по ней на имеющийся при Уфе реке Уйкакаева яму». В 1759 году они же при описании границ продаваемого участка земли указали: «по реке Уфе по течению с левой стороны, выше бывшего из Челябинска в Уфу на бывшей дороге яму… на бывший ям, который стоял на реке Игалиш и от того яму по большой дороге до яму же, что стоял на реке Уфе». И в другом документе, 1765 года: «едучи из Челябинска в Уфу по большой ямской дороге правой стороной до межи Катайской волости с лишком на тридцать верст, на речку Игалиш, вниз по Игалишу до речки Сурояму».
Ну а теперь вспомним о том, что на плане города Чилябы 1768 года северные ворота названы Казанскими. Улицу, что вела к этим воротам именовалась Уфимской. Название сохранялось за ней и XIX веке. Только в 1880-х годах она была переименована в Екатеринбургскую. Сегодня это заречная (левобережная) часть улицы Кирова.
Посмотреть на Яндекс.Фотках
План "города Чилябы" 1768 года. Под литерой "Р" показаны Казанские ворота. А улица, которая к ним ведет, в документах конца XVIII - середины XIX в называлась Уфимской.
Итак, в середине XVIII века главная дорога из Челябинска в Уфу шла вовсе не так, как сегодня. Чтобы добраться до Уфы, человек выезжал из города через северные ворота и ехал по дороге на Екатеринбург. В районе озера Улагач дорога раздваивалась – одна шла дальше, на Екатеринбург, а другая на Кыштымский завод и дольше, на Уфу. Надо отметить, что в Екатеринбург тоже ездили несколько иным маршрутом, чем сегодня – через Каслинский завод и дальше вдоль самого горного хребта. И это была не просто дорога, а «большая дорога», или «ямская дорога», то есть почтовый тракт. Вдоль тракта стояли почтовые станции, или ямы, где почтальон, или курьер мог передохнуть, сменить лошадей. По возможности, ямы размещали в населенных пунктах, расположенных у дороги. Н иногда оказывалось, что на длинном отрезке пути нет никаких постоянных поселений. В таком случае организовывали почтовые ямы на расстоянии 20–30 верст друг от друга.
Почтовые ямы обслуживали башкиры – это была одна из повинностей (неосновных налогов), которые несло местное население. Как видно из процитированного выше документа, в 1753 году почтовые ямы были действующими и башкиры, при продаже земли, ставили условие, что за ними остается право косить сено и рубить лес на дрова в окрестностях ямов. Мы даже можем предварительно оконтурить временной отрезок, в течение которого эта трасса Уфа – Челябинск действовала как официальный почтовый тракт.
Именной указ «Об устройстве почт в губерниях и провинциях» был подписан 24 июля 1740 г. В тексте указа сообщалось: «Понеже немалая во всяких делах и управлениях остановка от того происходит, что внутрь государства за Москвою до Украйны и в другие места и Провинции, регулярныя и порядочныя для пересылки писем почты не учреждены… Того ради Ея Императорское Величество указала, немедленно о том попечение иметь и действительное определение учинить, дабы регулярныя и порядочныя почты, … во все другия Губернии и Провинции к знатным городам учреждены и впредь порядочно содержаны были». Очевидно, начало налаживания почтовой связи в Исетской провинции было связано именно с этим документом. По крайней мере на другой дороге, которая вела из Челябинска в Оренбург, Уйская станция упоминается уже в 1741 году (напомню, что Уйская крепость заложена лишь в 1742 г.). В 1750 году был издан указ Оренбургского губернского правления о создании в Челябинске почтового правления. Челябинск в то время был центром Исетской провинции, административно-территориального образования по площади превышавшего нынешнюю Челябинскую область раза в два.
А в 1756 г. вышел указ, который изменил структуру почтовых дорог в Оренбургской губернии. Содержание этого указа дошло до нас в изложении более позднего документа: «…по определению бывшей Оренбургской губернии канцелярии 1756 года октября 20 числа учиненному … учредить два тракта: первой от Оренбурга до Уфы, второй от ея же через Самарский городок и Зелаирскую крепость до Верхоуральска и Челябы». То есть должно было быть две основных почтовых дороги: Оренбург–Уфа и Оренбург–Челябинск. Отдельный тракт от Челябинска до Уфы этим указом предусмотрен не был. В связи с чем и перестает использоваться показанная на карте 1759 года ямская дорога . То есть сама дорога никуда не исчезла – она показана на карте Стрельбицкого, которая составлялась в 1870-х годах. Только вот после 1756 года это была уже просто дорога местного значения, а не почтовый тракт. А когда вновь возникла необходимость в организации прямого почтового сообщения Уфы с Челябиском, то трасса прошла до Кундравинской слободы по Оренбургскому тракту, а оттуда через Миасский, Златоустовский и Симский заводы.