Интересно было бы посмотреть на первый в стране скульптурный портрет маленького Ленина, который был создан в нашем городе. Но на этот счёт в литературе и интернете можно найти столько противоречивых фактов, что даже не знаешь, чему верить. Например, газета "Метро" в 2008 году со ссылкой на В.Гейль пишет следующее: "Будущий вождь, еще маленький, опирается на книжки". Ещё один источник повторяет вышесказанное, а также указывает, что данная скульптура была установлена на Сиреневом бульваре (ныне это Бульвар Славы по улице Коммуны). При этом оба источника приводят следующую фотографию:
Что ж, действительно, это весьма распространённая в своё время тиражная скульптура. В моей школе, когда я учился в первом классе, тоже такая стояла на первом этаже у раздевалки. Но на старой фотографии из книги 1949 года видна совсем другая скульптура, где маленький Володя Ульянов не опирается на книжки, а держит их под мышкой.
[Фото 1949 г., из книги "Челябинск (серия Архитектура городов СССР)"]
В том, что это именно он, сомневаться не приходится - это тоже весьма распространенная скульптура, массово тиражировавшаяся по всей стране. Вот, например, копия в Каменск-Уральском (снимок 1989 года). То есть либо на Сиреневом бульваре была установлена не скульптура работы Щелкан-Руденко, либо где-то там же была ещё одна, другая скульптура маленького Ильича.
:
[отсюда]
Но наиболее убедительное, с моей точки зрения, описание работы Т.В.Щелкан-Руденко обнаружилось в книге К. Богданова "Vox populi: Фольклорные жанры советской культуры":
Во второй половине 1930-х годов живописный портрет маленького Ильича дополняется его скульптурным изображением, выполненным скульптором Татьяной Васильевной Щелкан-Руденко (1892–1984). Работа Щелкан-Руденко, законченная ею в 1936 году, представляет Ленина-ребенка сидящим и читающим книгу. Изображение головы и лица Володи при этом динамически «оживляет» все ту же детскую фотографию четырехлетнего Ильича: будущий вождь революции сосредоточенно вчитывается в большую книгу, которую он придерживает перед собою на колене и вместе с тем всем своим видом — решительностью наклоненной головы и слегка отставленной вперед ногой — создает впечатление, что за чтением последует столь же решительное движение вперед — навстречу (как надо думать) жизни, революции и будущему Советского государства. При участии искусствоведа Б. А. Бессарабова статуя Щелкан-Руденко была отправлена в Москву, где художественный совет в составе В. И. Мухиной, И. Д. Шадра, З. Виленского и Г. И. Мотовилова предложил включить скульптуру, выполненную в мраморе, в постоянную экспозицию Центрального музея им. В. И. Ленина и организовать ее массовое производство. С этого времени маленький Ленин начинает свое победное шествие по стране в скульптурных копиях, украсивших собою общественные здания, а также ландшафт городов и сел Советского Союза. За «Лениным в детстве» последовали выполненные Щелкан-Руденко статуи «Ленина-гимназиста» (1938) и «Ленина-студента» (1941), также не замедлившие появиться во множестве копий, воспроизводящих оригинал в скульптуре и мелкой пластике.
Скульптурное изображение маленького Володи с книгой надолго сохранит свою популярность, хотя само изображение не остается при этом неизменным — копии и версии исходной скульптуры варьируют в диапазоне между недетской убежденностью, мечтательной задумчивостью и сентиментальностью юного читателя. Одной из таких версий стала фарфоровая статуэтка, выполненная в 1951 году скульптором Ленинградского фарфорового завода С. Б. Велиховой и широко разошедшаяся по стране. Маленький Володя с книгой изображен здесь не будущим революционером, но миловидным дитятей, скульптурно олицетворяющим педагогический стишок В. Маяковского: «Если мальчик <…> тычет в книжку пальчик <…> он хороший мальчик».
Данное описание дополнено следующей иллюстрацией (слева). На этом фото, скорее всего, запечатлен не оригинал, а статуэтка, тиражирование которой было налажено на Кусинском заводе в том же 1936 году. А на фото справа - фарфоровая статуэтка Велиховой (ЛФЗ, 1951 год).
[из книги "Vox populi: Фольклорные жанры советской культуры"]
И чтобы закончить рассказ об этом произведении, приведу небольшую выдержку из интервью, которое взяли у скульптора в апреле 1983 года сотрудника Челябинской картинной галереи, специально посетившие её в Москве (тогда Татьяне Васильевне было 86 лет).
— Я много работала над точностью, выразительностью, подлинностью образа,— рассказывала Татьяна Васильевна.— Изучала документы и фотографии, не раз ездила в Ульяновск. Выбрала мальчика, который, как мне казалось, мог быть очень похож на жизнерадостного, любознательного, непоседливого Володю Ульянова. Я шила ему рубашечки из разных сортов ткани, но все получалось не то — то складки слишком мятые, невыразительные, то грубые и плотные, как из камня. Наконец сшила из чесучи, задрапировала под поясок — и все прекрасно получилось. Мне хотелось в образе Ленина в детстве передать и его веселость, детскую непосредственность, и необыкновенно пытливое выражение, и светлую мысль, которая уже в раннем детстве так отличала Володю от сверстников. Мне, конечно, хотелось совместить живой жизненный образ с идеалом.
Источники:
Кудзоев О., Ваганов А. "Скульптурная летопись края", ЮУКИ, 1989
Богданов К. "Vox populi: Фольклорные жанры советской культуры", М.: Новое литературное обозрение, 2009
http://www.book-chel.ru/ind.php?what=card&id=4720
http://artru.info/ar/26836/
http://mou54.chel-edu.ru/index.php?go=p171aa1
http://www.gazetachel.ru/city/detail.php?ID=11968
http://chel-portal.ru/encyclopedia/kusinskoe-lityo/t/9647
http://www.txtdocs.ru/docs/64/index-1744.html?page=4
http://knowledge.allbest.ru/culture/2c0a65625a3bd78b5d43a89521306c27_0.html
http://resources.chelreglib.ru:6005/el_izdan/kalend2011/taushkanov.htm