Рисунок из книги: Челябинское высшее военное авиационное училище штурманов - 75 лет. - Ч., 2011.
Ли-2 — советский военно-транспортный самолёт, производство которого было начато в 1942 году в Ташкенте на базе пассажирского самолёта ПС-84 (1939), созданного, в свою очередь, на базе лицензионного производства американского Douglas DC-3. В этой же статье Википедии приводится перечень аварий и катастроф самолётов Ли-2, однако о гибели двух самолётов 604-го учебного авиационного полка не упомянуто. Виталий Григорьев прислал мне описания этих двух трагедий и несколько фотографий.
6 мая 1959 года в районе деревни Камаево, между городами Уфа и Казань произошла катастрофа самолета Ли-2 604 учебного авиационного полка Челябинского высшего военного авиационного краснознаменного училища штурманов. В этот день экипаж выполнял перелет по маршруту Челябинск – Иваново. Что произошло в том полете, не известно. На месте падения самолета работала комиссия Министерства обороны. Но установить причину трагедии не смогла. В катастрофе погиб весь экипаж: командир экипажа капитан Заплаткин Василий Степанович, летчик старший лейтенант Петричук Лев Петрович, штурман-инструктор капитан Галицкий Яков Моисеевич, бортовой авиационный техник старший лейтенант Доценко Владимир Яковлевич и воздушный радист ефрейтор Кривенко Александр Иванович.
К сожалению, из всех погибших членов этого экипажа есть только фотографии Доценко.
Доценко В.Я.
Доценко В.Я. (справа) с товарищами на параде Победы
Памятник на братской могиле экипажа Заплаткина на Успенском кладбище. Май 2014 г.
29 декабря 1961 года произошла ещё одна авиационная катастрофа самолета Ли-2 604 учебного авиационного полка Челябинского высшего военного авиационного краснознаменного училища штурманов. В этот день выполнялись полеты при установленном минимуме погоды. Это была крайняя летная смена в году, когда летный состав полка, не подтвердивший классную квалификацию, мог выполнить установленные нормы налета. В экипаже командира корабля майора Лазарева П.Л., выполнявшего полет ночью в условиях обледенения, после выполнения четвертого разворота произошел отказ двигателей. Самолет столкнулся с землей между дальним и ближним приводами и разрушился, не дотянув до взлетно-посадочной полосы. В этой авиационной катастрофе погибли командир корабля майор Лазарев Петр Леонидович, штурман корабля капитан Якушков Николай Никитович и бортовой техник старший лейтенант Данилов Григорий Николаевич.
Лазарев П.Л.
Памятник на братской могиле экипажа Лазарева на Успенском кладбище. Май 2014 г.