Оригинал взят у macrotkani в Монументальный Челябинск. Архитектура площади Революции
Столица Южного Урала - так часто называют Челябинск, вполне соответствует почетному званию административного центра крупного региона в архитектурном плане. Оказавшись здесь первый раз я был неожиданно поражен - мне открылись представительные здания главной площади и они были убедительны - я нахожусь в региональной столице. Центральная часть города выполнена со вкусом и размахом, застройка монументальна и представительна. И хотя не все здания по отдельности имеют яркую и удачную архитектуру, все вместе, как ансамбль, центр города производит впечатление.
Жителей двух главных столиц России, разумеется, сложно удивить размахом. И в этой статье попыток не будет: Челябинск, будучи региональным мегаполисом, меньше Москвы в 13 раз по числу жителей, в 5 раз меньше по площади, кроме того имеет значительно меньший период развития, из которого самый бурный скачок произошел лишь в ХХ веке. И все равно - город представительный. Фото-прогулка по центральной площади в этом посте.
Архитектура Челябинска на карте большего размера. Красной линией обозначен район фото-прогулки, примерный маршрут движения: начало от пересечения проспекта Ленина и улицы Цвиллинга и дальше по часовой стрелке. Застройка прилегающих улиц выпадает за рамки основной темы и заслуживает отдельной статьи.
Всё в одной теме, и архитектура и названия! Неудивительно, что на площадь Революции стекаются улицы названные в честь именитых участников революционного движения: Цвиллинга, Воровского, Кирова. А главная улица, традиционно для многих наших городов - проспект Ленина.
Широко, просторно, торжественно. Представляются праздничные демонстрации: бодрые, широкие колонны советских людей, идущие с красными флажками и транспарантами. Сегодня площадь это прежде всего красивая прогулочная аллея, простор для движения автотранспорта и площадка проведения общественных мероприятий. Причем одни не мешают другим, всем хватает места.
Условно эту часть ансамбля можно назвать "нижней" частью площади или "северной". К южной ее части повышается уровень рельефа, завершит верхнюю часть (и эту фото-прогулку) здание Академического театра.
Чем обоснована симметричная композиция, куда ориентировано здание и почему оно расположилось именно тут - осталось для меня загадкой. Интересно, что Свердловск (Екатеринбург) и Челябинск города-соседи, промышленные центры, получившие мощный рывок в развитии почти одновременно, но сложившаяся архитектура у них разная. Например, в Челябинске почти нет зданий конструктивистского направления, которыми как раз знаменит Свердловск.
Граница "нижней" части площади - стены жилого дома, образца монументальной советской архитектуры сталинского периода. Хотя, скорее, это не дом, а целый дворец для жизни.
Здесь и далее можно договорится использовать широкий термин "советский монументальный классицизм" или для краткости и простоты "неоклассика" - это название одного из главных архитектурных направлений периода, хотя сталинская архитектура представлена и другими стилями. Границы стилей и направлений - вещь условная, но для всего так называемого "сталинского ампира" в целом все же характерено равнение на принципы классической архитектуры и применение их в современных условиях, пусть во многом это обусловлено лишь декоративным засмыслом. Кроме того, в архитектуре, как и вообще в искусстве, повсеместно встречается смешение направлений, использование различных приемов и техник.
Глядя на этот поистине огромный портал представляешь себе переход по нему в дивный новый мир! Конечно же, крупные размеры портала обоснованы прежде всего масштабом самого здания и окружающего ансамбля. Был бы он меньше - и превратился бы из перехода между мирами в калитку черного входа. А так - портал! Может быть он задумывался авторами как один из выходов на площадь организованных колонн людей для торжественных советских праздничных шествий? Мысль не лишена своей основы, ведь в то время даже некоторые театры, не то что площади, задумывались с размахом и возможностью вмещать и пропускать целые демонстрации.
Немного о мелочах. Обратило внимание наличие целой сети сложных с инженерной точки зрения подземных сооружений и концентрация их в этом месте. Сколь не были бы широки улицы (а они действительно широки), всегда можно организовать движение и по поверхности, все же плотность людских потоков в таком городе не столь критична (фотографии сделаны в выходной день, людей действительно не так много). Но город не поскупился на целую серию удобных пешеходных переходов и добавил удобства всем участникам дорожного движения. Возможно, авторов решений двигали амбициозные планы, радужные перспективы роста города и желание повысить уровень благоустройства - я не знаю. В годы строительства основных зданий площади происходило мощное развитие всего Челябинска, кто знает? Развитая инфраструктура действительно делает город удобнее, подчеркивает масштаб и даже работает на имидж, формирует лицо города.
Еще одно монументальное сооружение ансамбля (построено в 1956г.), глыбой врезающееся в площадь. С одной стороны, дом-квартал (уже интересная концепция!) продолжает общую композицию окружающих зданий, а с другой, отличается от них. Дом беднее декорирован и почти не украшен украшен деталями, он выделяется материалом отделки. Его угловая часть несколько громоздка и тяжеловата. В чем тут дело, неужели архитекторов подвело чувство вкуса? Нет. Оказывается, изначально угловую часть, которую мы видим на фотографии, предполагалось выполнить более высокой - здание должно было получить облегченное, элегантное завершение и вознестись всей своей мощью над площадью. Увы, грандиозным планам не суждено было сбыться. На то существовала весомая причина, возможно это знаменитое постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР “Об устранении излишеств в проектировании и строительстве” (ноябрь 1955г.). Постановление положило конец "сталинскому ампиру" и обозначило начало эпохи сухой функциональной архитектуры. Не только конкретно для этого здания - для всей страны.
Одно из наиболее необычных зданий ансамбля. Чувствуется, что постройка - всего лишь часть, возможно - крыло будущего более крупного здания. Я не знаю, так ли это было в действительности, но даже эта часть предполагаемого супер-сооружения произвела на меня впечатление, хоть я и не большой поклонник неоклассицизма.
Солидно. Необычно. Помпезно. Подобный вид на закате навевает какое-то античное настроение.
Мне показалось необычным и интересным декоративное оформление входных групп. В основе композиции обрамления каждой - визуальный эффект резкого сокращения перспективы или композиционной сбивки масштаба. Подходишь к театру - все одного размера, приближаешься к дверям - все становится маленькое, и тебя затягивает во внутреннее пространство. Смотрите сами: двери в театр вполне обычных размеров (плюс над ними еще примерно метр до верха витража), но возникает впечатление, что весь вход сделан каких-то странных для человеку габаритов, как из масштабов какого-то другого мира. Вот будто стоит открыть двери и зайти - попадешь в другое измерение. Впрочем, для драматического театра это ведь "фишка"?
На этом моя фото-прогулка завершилась наступлением вечера. Фотографии были сделаны в конце ноября 2013г., порадовавшего и теплой сухой погодой, и удивившего подобным климатическим праздником в такое время года, чем я и воспользовался. К сожалению, осеннее солнце склонно высоко не подниматься, недолго светить и скрывать некоторые интересные вещи в тени - поэтому в кадр не попали некоторые здания ансамбля площади Революции и, как я уже говорил, застройка прилегающих улиц. Теперь у меня есть повод еще раз совершить фото-прогулку, посетить площадь Революции, сделать ряд новых снимков и написать продолжение. Что я с удовольствием и сделаю по возможности.
Архитекторам и любителям архитектурного искусства полезно изучать живые примеры такой застройки. Выводы напрашиваются сами собой. Каждое отдельное здание в городе не просто не может, но и не должно быть шедевральным: гораздо важнее то что представляет из себя общая сумма зданий, то что называется "ансамблем". Важно то, как здания сочетаются между собой, гармонируют ли, образуют единую композицию или пытаются друг друга "перекричать". С другой стороны, не менее важным оказывается окружающее благоустройство и инфраструктура, общая городская ситуация.
Человек не только воспримет и, возможно, даже запомнит окружающую застройку и каждое здание в отдельности, но непосредственно, и в первую очередь, будет контактировать с близкими ему деталями, с тем до чего "можно дотянутся", с тем что можно разглядеть вблизи. Это элементы, детали и отделочные материалы первых этажей зданий, таблички и вывески, перила и ограждения, фонарные столбы и скамейки, степени и покрытие тротуара. Даже ручки на входных дверях: представьте, когда сам материал ручки будет приятен на ощупь, дверь легко откроется и закроется вслед за вами не громоподобным треском, а мягким хлопком, вы мысленно поставите зданию "плюсик". Хотя эти "плюсики" и не всегда замечаются, потому что это, в общем-то, просто нормальный порядок вещей, так и должно быть.