В сборнике материалов пятой региональной музейной конференции "Гороховские чтения" был опубликован доклад Г.С. Трифоновой "Из иконографии городского ландшафта Челябинска и окрестностей в изобразительном искусстве. В.Я. Пясецкий и его "Панорама Западно-Сибирской железнодорожной магистрали" (1897-1898)". Вот что об этой панораме рассказывает Википедия.
Летом 1894 года руководство Управления строительством Сибирской железной дороги обратились к художнику Павлу Яковлевичу Пясецкому с просьбой написать картину — панораму Сибирской железной дороги. В письме оговаривалось, что законченная работа должна иметь вид непрерывной картины-ленты шириной не менее ¾ аршина (примерно 54 см), быть исполненной акварельными красками, оговаривались условия оплаты, назывались пункты местности для зарисовки, а также какую помощь в предоставлении транспорта должна оказать железная дорога художнику.
Была готова часть панорамы от Самары до Каинска (современный Куйбышев Новосибирской области) длиной в 250 аршин (примерно 177 метров). Однако между художником и заказчиком возникли разногласия в цене (18 500 рублей), в результате чего от дальнейшего продолжения работы заказчик решил отказаться. Но картина понравилась императору Николаю II, и он пожелал, чтобы работа была непременно продолжена. Пясецкому немедленно оплатили проделанную им работу, и предоставили всё необходимое для её продолжения. Император хотел, чтобы картина демонстрировалась в Париже на Всемирной выставке 1900 года. По договору её нужно было к концу 1899 года.
Для продолжения работы художнику был выделен специальный вагон-мастерская и двухосный вагон для отдыха и сна. К нему также был приставлен проводник, который обеспечивал ему связь с подвижным составом, чтобы он мог беспрепятственно курсировать по всей длине строящейся дороги.
К открытию выставки 1 апреля 1900 года был готов путь от Самары до Владивостока (через Манчжурию, так как Амурский участок ещё не был построен), без Уссурийского участка от Владивостока до Хабаровска. Работа над этой частью панорамы была закончена к 1903 году, к 60-летию художника.
Для членов сообщества chelchel наибольший интерес представляет часть панорамы, посвященная Челябинску. Эти рисунки были выполнены художником летом 1895 года. Несколько фрагментов панорамы, в том числе и те, что касались непосредственно Челябинска, были опубликованы в книге "Уральский исток Транссиба: История Южно-Уральской железной дороги", изданной в 2004 г.
Более полно панорама Челябинска в акварелях П.Я. Пясецкого представлена в книге Г.А. Принцевой "Сибирский путь Павла Пясецкого" (Санкт-Петербург. 2011 г.). Недавно gayaz_samigulov привёл две акварели Пясецкого в своих замечательных статьях, посвященных дому Сапожникова и мосту через реку Миасс.
Сегодня Егор Алексеевич сделал мне шикарный новогодний подарок, разрешив ознакомиться с книгой Принцевой. Я постарался наиболее полно сканировать все рисунки Пясецкого из этой книги, а также сделать скриншоты панорамы с прилагаемого к книге диска DVD. Все рисунки кликабельны.
Вид на город с востока. Примерно в центре - Одигитриевский монастырь.
Вид на город с востока. В центре - Христорождественский собор, за ним на дальнем плане - Симеоновская церковь.
Вид на город с юга. В левой части - тюрьма. В правой - улица Большая.
Вид на город с юга. В центре - улица Большая.
Пожарная каланча и мечеть. Вид со стороны улицы Уфимской.
Мечеть и Христорожденственский собор
Вид на город и мост через реку Миасс с севера.
Вокзал станции Челябинск
Вид на станцию Челябинск с юга
Торжества по случаю открытия первой станции Транссиба. Скорее всего это торжественное открытие временного движения до Омска, которое состоялось в конце августа 1894 года.
Летом 1894 года руководство Управления строительством Сибирской железной дороги обратились к художнику Павлу Яковлевичу Пясецкому с просьбой написать картину — панораму Сибирской железной дороги. В письме оговаривалось, что законченная работа должна иметь вид непрерывной картины-ленты шириной не менее ¾ аршина (примерно 54 см), быть исполненной акварельными красками, оговаривались условия оплаты, назывались пункты местности для зарисовки, а также какую помощь в предоставлении транспорта должна оказать железная дорога художнику.
Была готова часть панорамы от Самары до Каинска (современный Куйбышев Новосибирской области) длиной в 250 аршин (примерно 177 метров). Однако между художником и заказчиком возникли разногласия в цене (18 500 рублей), в результате чего от дальнейшего продолжения работы заказчик решил отказаться. Но картина понравилась императору Николаю II, и он пожелал, чтобы работа была непременно продолжена. Пясецкому немедленно оплатили проделанную им работу, и предоставили всё необходимое для её продолжения. Император хотел, чтобы картина демонстрировалась в Париже на Всемирной выставке 1900 года. По договору её нужно было к концу 1899 года.
Для продолжения работы художнику был выделен специальный вагон-мастерская и двухосный вагон для отдыха и сна. К нему также был приставлен проводник, который обеспечивал ему связь с подвижным составом, чтобы он мог беспрепятственно курсировать по всей длине строящейся дороги.
К открытию выставки 1 апреля 1900 года был готов путь от Самары до Владивостока (через Манчжурию, так как Амурский участок ещё не был построен), без Уссурийского участка от Владивостока до Хабаровска. Работа над этой частью панорамы была закончена к 1903 году, к 60-летию художника.
Для членов сообщества chelchel наибольший интерес представляет часть панорамы, посвященная Челябинску. Эти рисунки были выполнены художником летом 1895 года. Несколько фрагментов панорамы, в том числе и те, что касались непосредственно Челябинска, были опубликованы в книге "Уральский исток Транссиба: История Южно-Уральской железной дороги", изданной в 2004 г.
Более полно панорама Челябинска в акварелях П.Я. Пясецкого представлена в книге Г.А. Принцевой "Сибирский путь Павла Пясецкого" (Санкт-Петербург. 2011 г.). Недавно gayaz_samigulov привёл две акварели Пясецкого в своих замечательных статьях, посвященных дому Сапожникова и мосту через реку Миасс.
Сегодня Егор Алексеевич сделал мне шикарный новогодний подарок, разрешив ознакомиться с книгой Принцевой. Я постарался наиболее полно сканировать все рисунки Пясецкого из этой книги, а также сделать скриншоты панорамы с прилагаемого к книге диска DVD. Все рисунки кликабельны.
Вид на город с востока. Примерно в центре - Одигитриевский монастырь.
Вид на город с востока. В центре - Христорождественский собор, за ним на дальнем плане - Симеоновская церковь.
Вид на город с юга. В левой части - тюрьма. В правой - улица Большая.
Вид на город с юга. В центре - улица Большая.
Пожарная каланча и мечеть. Вид со стороны улицы Уфимской.
Мечеть и Христорожденственский собор
Вид на город и мост через реку Миасс с севера.
Вокзал станции Челябинск
Вид на станцию Челябинск с юга
Торжества по случаю открытия первой станции Транссиба. Скорее всего это торжественное открытие временного движения до Омска, которое состоялось в конце августа 1894 года.