Таким образом они решили ускорить поставку оборудования для строительства прокатного стана!
Любимый город Родины моей.
Со всех концов народ к тебе стремится,
Чтобы увидеть Кремль и Мавзолей…
а московский поэт, родившийся в Кургане (1911—1975)
Группа ДОСААФ нашего метзавода была в призёрах на городских соревнованиях тех годов. Махнуть до Москвы и обратно им было по плечу! Челябинские сталевары за рулём мотоциклов решили лично посетить и города СССР, и конкретно «Третий Рим». Ни памятника маршалу Жукову, ни гостиницы «Россия», теперь снесённой, ни Останкинской башни в Белокаменной тогда не было. Даже определение «Златоглавая», применяемое к Москве, как таковое находилось в тени атеизма. Главная задача, однако, ставилась не просто «увидеть Кремль и Мавзолей». Всё было на порядок глобальнее.
Небольшой «отрез» фотоплёнки из архивов музея Челябметкомбината сообщает: советские байкеры из нашего города преодолели пять тысяч километров до столицы и обратно, чтобы и Москву посмотреть, и себя показать. Ехали ребята через Свердловск (он же Екатеринбург), Горький (он же Нижний Новгород), Куйбышев (он же Самара). Большинство мотоциклистов — металлурги, работяги с основного и вспомогательного производств ЧМЗ. Год съёмки определился скоро — знаменитый 1961-й. Подсказкой стал лозунг на крыше дома, объединяющего сразу три улицы Металлургического района — Гашека, Хмельницкого и Сталеваров, — «Достойно встретим XXIIсъезд КПСС» (17-31 октября 1961 года) — тот самый, на котором провозгласили коммунизм к 1980 году.
Снимков хватает, зато текстовый материал о мотопробеге пришлось искать по старым газетам. Прошерстив на три раза подшивку «Челябинского металлурга», находим маленькую, размером со смартфон, публикацию в номере от 28 июля 1961 года. Автор — фронтовик Абрам Фрадкин, председатель заводского комитета ДОСААФ, то бишь организации по добровольному содействию армии, авиации и флоту. Тот же самый товарищ Фрадкин, однофамилец композитора Марка «Увезу тебя я в тундру» Фрадкина, долгое время был руководителем заводского музея. На последней странице многотиражки он пишет: «Первого августа 1961 года на территории нашего завода будет дан старт большому кольцевому туристическому пробегу… примут участие 10 спортсменов-мотоциклистов автомотоклуба ДОСААФ завода. Среди них сталевар мартеновского цеха №1 В. Зайков, бригадир слесарей сортопрокатного цеха Г. Черемных, крановщик электросталеплавильного цеха №1 В. Кацук…» — видим их портреты с едва заметными подписями и маршрут на фотографиях.
Видим их лично (кто бы знал да подсказал, кто есть кто…)
Нет, фоторепортажа из поездки вы здесь не найдёте, мы и сами его не нашли. Только строки, вырывающиеся из-под пера Абрама Захаровича и отливающие нашей колоритной суровостью: «Особенно тяжёлым участком маршрута явится Уральский хребет, который придётся дважды пересекать». Замечу: это не поездка в тёплом вагоне поезда, не двухчасовое путешествие в салоне самолёта, потому наши предшественники «Ночных волков», участники парадов на главной площади города не прогадали, выбрав август для штурма отечественных дорог.
«Все красавцы удалые, великаны молодые. Все равны, как на подбор!» — сказал бы Александр Пушкин. — С каждым каска и мотор!
Здоровые мужики — могут выдержать и 4800 километров, и проезд через «10 областей и 5 автономных республик Российской Федерации», но ко всем физическим испытаниям, туристическим чаяниям у них добавлена морально-идеологическая нагрузка: «Участники пробега выполнят почётную задачу — побывают на 10 заводах, которые поставляют оборудование стану «2300», вручат там письменные просьбы об ускорении отгрузки необходимого оборудования».
Да, остроглазый vedmed1969 справедливо заметил: в мотопробеге участвовали девушки! Это добавляет интересности.
Через пару недель, в выпуске от 17.08.1961 года, «Челябинский металлург» сообщает: «Скоро финиш» — «10 августа челябинские спортсмены прибыли в Москву. Они доставили в ЦК ВЛКСМ письмо-сигнал штаба ударной стройки стана «2300». В ЦК ВЛКСМ челябинцев встретили хорошо, обещали помочь». По пути, отмечает газета, мужики заехали на Свердловский завод «Электроаппарат» и передали письмо-сигнал об ускорении отправки оборудования. Долго вспоминал, где же читал-слышал про завод «Электроаппарат», и память озарилась: в книге об Уральском хоре его бывшего руководителя Льва Христиансена упоминается, что на заводе этом до 1949 года работал слесарем Павел Титарь, солист хора. Его голос старшее поколение хорошо знает-помнит по песням Евгения Родыгина — «Едут новосёлы», «На границе». Раз уж такое дело, добавлю фото столицы, какой наблюдали её «мотопробежчики» и, годом раньше, участник Великой Отечественной войны, бывший заводчанин Михаил Иванович Носов, житель Металлургического района, фотограф-любитель. Кстати, именно XXII съезд постановил: Сталина из мавзолея Ленина убрать. Мотоциклисты одними из последних видели двойную надпись на мраморных плитах.
В общем, нашим современникам и не снились такие спортивные «акции» ради производства! Стан 2300 и по сей день катает толстый (от 6 до 20 мм) стальной лист, в том числе нержавейку. Вступил он в строй ровненько в год полёта Юрия Гагарина — видимо, байкеры ЧМЗ усовестили наших поставщиков деталей агрегата. По возвращению из поездки, вновь на главной площади города, ребятам вручают некие награды. Только на фоне такого события как начало освоения космоса наш мотопробег слегка потерялся…
Попутно, до и после 5000-километрового заезда, мужики и девчата участвовали в состязаниях-мотокроссах. Фото мероприятий смешались в заводском ДОСААФе. Вот ещё несколько кадров наших мотоциклистов-любителей и их велосподвижников. Подготовка-дефиле перед стартом соревнований 10 сентября того же года — в честь 225-летия Челябинска! Есть репортаж с трека, начинающийся словами «погода была чудесная», правда, без иллюстраций, и главная строка в нём — «заводские мотоциклисты заняли лучшие места».
Стараниями ДОСААФовцев в том числе упомянутый стан работает по настоящее время в прокатном цехе №4 ЧМК (бывший первый листопрокатный). Таким выглядит он в комплексе 1700/2300, недавно на нём заработала листоправильная машина. Мало кто из прокатчиков сегодня вспомнит, что начиналось всё с далёкой от металлургии затеи — всероссийского мотопробега по просторам СССР — от ЧМЗ до Первопрестольной.