Продолжение описания проекта достопримечательного места "Исторический центр Челябинска". Часть 1 - улица Васенко. Часть 2 - улица Елькина. Часть 3 - улица Кирова. Часть 4 - улица Цвиллинга. Часть 5 - улица Советская. Часть 6 - улица Пушкина. Часть 7 - улица Свободы. Часть 8. Улица Красноармейская. Часть 9. Улица Российская.
Часть 10. Улица Коммуны.
Часть улицы Коммуны, которая относится к проекту достопримечательного места "Исторический центр Челябинска", возникла в середине 19 века. С 1881 г. по 1920 г. - это была улица Скобелевская, а с 20 февраля 1920 г. - современное название.
На углу улиц Кирова и Коммуны до начала 1990-х гг. находилось здание магазина, построенного в начале ХХ века на участке Бейвеля.
В глубине квартала между ул. Кирова и Коммуны до начала 1990-х стоял полукаменный дом (ул. Коммуны, 79а).
В 1906-1907 гг. на участке А.Ф. Наседкина построен полукаменный флигель, рядом находилась каменная лавка одноэтажная, построенная в 1890-е гг. В 1908-1910 гг. флигель был перестроен в двухэтажный каменный дом и в 1911 г. числился уже за Ростовым Карпом Ивановичем.
В 1980-е годы в двухэтажном доме размещалось бюро занятости Центрального района г. Челябинска.
По данным Д.Графова, в советское время в лавке продавали керосин.
Фасад бывшей лавки воспроизведён на северной стороне дома по ул. Кирова, 108.
Ул. Коммуны, 81. Выявленный объект культурного наследия.
Ул. Коммуны, 83. Дом жилой одноэтажный был построен в конце XIX - начале XX века. Снесён ориентировочно в 1990-е годы. До сих пор числится в перечне выявленных объектов культурного наследия.
В 1909-1911 годы Антонида Грибушина на углу улиц Уфимской и Скобелевской (ныне Кирова и Коммуны) строит каменный корпус, в котором помещаются «магазин о 4-х отделениях, мастерская, кофейная и биллиардная». По данным В. Боже в этом корпусе располагались кондитерская Герпста и магазин Авдеева. Причем оценочная стоимость постройки Грибушиной составляла 5000 рублей.
На северной стороне улицы Скобелевской (ныне Коммуны) в начале ХХ века размещались пивные склады Вокано, основателя Жигулёвского завода.
Эти склады удачно вписались в интерьер нового здания "Гостиного двора".
Угловой дом (угол улиц Скобелевской и Азиатской, ныне Коммуны и Елькина) также входил в комплекс пивных складов Вокано.
Квартал улицы Скобелевской (ныне Коммуны) от ул. Елькина (ныне Азиатская) до ул. Оренбургской (ныне Васенко) с двух сторон украшали красивые здания.
На углу Скобелевской и Азиатской до начала 1970-х гг. красовалось шикарное деревянное двухэтажное здание, построенное в стиле "модерн".
На противоположной стороне не менее замечательные номера Дядина.
Этот особняк на углу Скобелевской и Оренбургской (Коммуны и Васенко) возведён в 1909-1911 годы и первоначально был главным строением усадьбы с надворными постройками. Здание было построено без определенного стиля, что очень характерно для конца XIX – начала XX века, когда в ходу были очень эклектичные (то есть смешанные, разностилевые) архитектурные решения.
Интересна личность хозяина дома – Михаила Архипова. Он родился в 1867 году в крестьянской семье. Несмотря на отсутствие образования, достиг значительных успехов в торговле, стал купцом, а затем видным деятелем того времени, меценатом. Торговый дом «М.П. Архипов и Ко» промышлял главным образом мукой и крупчаткой. Его водяная мельница, построенная в 1894 году, произ¬водила 5 тыс. пудов крупчатки в день. К 1909 году у него появилась мельница еще и в Челябинске (очевидно, крупчатая: не мукомольная, а для обработки круп), и здесь же купец «запустил» оптовую торговлю крупой. Ар¬хипов имел торговые заведения в Челябинске, в Кустанае, на станции Шумиха, в поселках, расположенных по линии железной дороги. Он торговал кожей, мануфактурой, дро¬вами.
К этому времени он окончательно обосновался в Челябинске и со всем своим семейством поселился в доме Михаила Ивановича Шихова по улице Большой (нынешний адрес: ул. Цвиллинга, 20). Затем был построен дом на углу Оренбургской и Скобелевской, который оценивался в 48 тыс. рублей, являясь одной из наиболее дорогих и интересных в архитек¬турном отношении построек в городе.
К 1913 г. в собственности Архипова были дома, лавки и склады в селах Михайловском, Боровском и Александровском Кустанайского уезда. Работники Архипова засевали до 2000 десятин зерновыми. Сам Михаил Петрович к тому времени значился директором Челябинского тюремного отделения (с 1905 года) и церковным старостой Николаевской тюремной церкви (с 1895 г.), а также членом учетно-ссудного комитета Челябинского отделения Госбанка (с 1909 г.). Кроме того, в 1912 году Михаил Петрович избирался членом попечительского совета женской гимназии.
Михаил Петрович был человеком деятельным, основательным. К 1916 году торговый оборот торгового дома «М.П. Архипов» достиг трех миллионов рублей. На складах в пос. Шумиха в 1915 г. было 150 000 пудов зерна. Очевидно, он постоянно жертвовал средства на нужды образования, на церковные нужды и на помощь раненым во время Русско-японской войны, за что был неоднократно удостоен наград. М.П.Архипов приобрел иконостас, люстру и всю необходимую утварь для Александро-Невской церкви. В 1900 году Михаил Архипов был награжден серебряной медалью на Станиславской ленте «по Духовному ведомству»; в 1905 г. — медалью общества Красного Креста в память о Русско-японской войне; в 1907 г.— золотой медалью на Станиславской ленте; в 1909 г. — серебряной нагрудной медалью в память 25-летия церковно-приходских школ. В 1911 году за заслуги в должности старосты тюремной церкви челябинский купец-меценат удостоился золотой медали на Александровской ленте и в том же году за деятельность в должности директора Челябинского тюремного отделения был награжден званием личного почетного гражданина. В 1913 г. Архипова наградили бронзовой медалью в память 300-летия царствования дома Романовых; в 1915 г. по ходатайству Челябинского отделения Госбанка и благочинного Челябинского округа — золотой медалью на Андреевской ленте. Надо отметить, что помимо наград, которые купец получал лично, были еще знаки, которых удостоился торговый дом «Михаил Петрович Архипов». На фирменном бланке торгового дома в 1909 году было изображение золотой медали Донно-Кубанско-Терского Общества сельского хозяйства «В упорном труде и единении сила». В 1912 г. к ней добавляется серебряная медаль Министерства финансов «За трудолюбие и искусство».
Сын Михаила Петровича Петр, окончив в 1915 году реальное училище, устроился на работу в Челябинское отделение Госбанка, но в том же году был призван в армию. Жена Михаила Петровича, Капитолина Васильевна, скончалась до 1915 года. Сам Михаил Петрович еще весной 1919 г. был в Челябинске: отделение Госбанка запрашивало разрешение Центрального банка продлить еще на два года членство Архипова в учетно-ссудном комитете. Дальнейшая его судьба неизвестна.
Дом в стиле позднего модерна, построен "глаголем" (Г-образной формы), со скошенным юго-западным углом, ориентированным на перекресток. Здание двухэтажное, оштукатурено, первый этаж кирпичный, второй – деревянный. Кровля металлическая, сложной формы. Над карнизом, соответственно пилястрам, располагаются фигурные парапетные столбики с завершением в виде волюты, между которыми – металлическая кованая ажурная решетка. Принцип композиционного решения уличных фасадов – центрально-осевая симметрия. Подчеркнута архитектурная декорация на уличных фасадах: угол, центральный и фланговые участки фасадов на 2-м этаже выделены вертикальным членением по всей высоте с колоннами, имеющими лепные композитные капители. Скошенный угол акцентирован балконом с металлической ажурной кованой решеткой. Первоначально под ним располагался вход на первый этаж. Над венчающим карнизом – массивные аттики, завершенные крупными белокаменными вазонами. Здание завершает карниз с широкой выносной частью и гладким фризом, первоначально нижняя часть карнизной плиты имела лепной орнамент. Стены первого этажа на уличных фасадах рустованные. Пилястры в простенках между окнами второго этажа декорированы штукатурными "кистями". Окна высокие, прямоугольные с лучковым завершением, на первом этаже обрамлены рамочными штукатурными наличниками, на втором – тонкими профилированными сандриками. Над окнами помещены изящные лепные венки, а под подоконниками – цветочные гирлянды. По первому этажу выполнены обрамления окон и дверных проемов с декоративными перемычками с оригинальными замковыми камнями. На южном фасаде – вход на второй этаж и широкий проем, который первоначально использовался в качестве проезда, ныне – широкое окно. Дворовые фасады декорированы значительно проще. Северный торец здания решен симметрично и имеет в центре балкон, наличники на окнах второго этажа повторяют обрамления окон на уличных фасадах. На остальных фасадах окна в рамочных наличниках простой формы. Планировка этажей построена по принципу коридорной системы. На второй этаж ведут две лестницы с металлическим кованым ограждением: парадная (в южном крыле) и "чёрная" (в северо-восточном углу дома), на площадках лестниц сохранилась метлахская плитка. Для перекрытия проезда использованы оригинальные конструкции "своды Монье". На втором этаже, в трёх центральных комнатах, на потолках сохранилась раскрашенная декоративная лепнина. Широкие орнаментные фризы и большие плафоны отличаются сложным, изысканным рисунком, в котором преобладают растительные орнаменты. Особой насыщенностью выделяются лепные фризы в угловой комнате. В скошенном углу над окном расположена ниша для иконы. В одной из комнат есть симметричные живописные композиции, изображающие пейзажи в различные времена года.
Объект культурного наследия регионального значения.
Унникальное старое дерево.
Срубили..
Проезжая часть улицы Коммуны 0т ул. Васенко до ул. Кирова - фактически парковка. Нужна ли она здесь? Особенно на участке от ул. Кирова до ул. Елькина.
Часть 10. Улица Коммуны.
Часть улицы Коммуны, которая относится к проекту достопримечательного места "Исторический центр Челябинска", возникла в середине 19 века. С 1881 г. по 1920 г. - это была улица Скобелевская, а с 20 февраля 1920 г. - современное название.
На углу улиц Кирова и Коммуны до начала 1990-х гг. находилось здание магазина, построенного в начале ХХ века на участке Бейвеля.
В глубине квартала между ул. Кирова и Коммуны до начала 1990-х стоял полукаменный дом (ул. Коммуны, 79а).
В 1906-1907 гг. на участке А.Ф. Наседкина построен полукаменный флигель, рядом находилась каменная лавка одноэтажная, построенная в 1890-е гг. В 1908-1910 гг. флигель был перестроен в двухэтажный каменный дом и в 1911 г. числился уже за Ростовым Карпом Ивановичем.
По данным Д.Графова, в советское время в лавке продавали керосин.
Ул. Коммуны, 81. Выявленный объект культурного наследия.
Ул. Коммуны, 83. Дом жилой одноэтажный был построен в конце XIX - начале XX века. Снесён ориентировочно в 1990-е годы. До сих пор числится в перечне выявленных объектов культурного наследия.
В 1909-1911 годы Антонида Грибушина на углу улиц Уфимской и Скобелевской (ныне Кирова и Коммуны) строит каменный корпус, в котором помещаются «магазин о 4-х отделениях, мастерская, кофейная и биллиардная». По данным В. Боже в этом корпусе располагались кондитерская Герпста и магазин Авдеева. Причем оценочная стоимость постройки Грибушиной составляла 5000 рублей.
На северной стороне улицы Скобелевской (ныне Коммуны) в начале ХХ века размещались пивные склады Вокано, основателя Жигулёвского завода.
Эти склады удачно вписались в интерьер нового здания "Гостиного двора".
Угловой дом (угол улиц Скобелевской и Азиатской, ныне Коммуны и Елькина) также входил в комплекс пивных складов Вокано.
Квартал улицы Скобелевской (ныне Коммуны) от ул. Елькина (ныне Азиатская) до ул. Оренбургской (ныне Васенко) с двух сторон украшали красивые здания.
На углу Скобелевской и Азиатской до начала 1970-х гг. красовалось шикарное деревянное двухэтажное здание, построенное в стиле "модерн".
На противоположной стороне не менее замечательные номера Дядина.
Этот особняк на углу Скобелевской и Оренбургской (Коммуны и Васенко) возведён в 1909-1911 годы и первоначально был главным строением усадьбы с надворными постройками. Здание было построено без определенного стиля, что очень характерно для конца XIX – начала XX века, когда в ходу были очень эклектичные (то есть смешанные, разностилевые) архитектурные решения.
Интересна личность хозяина дома – Михаила Архипова. Он родился в 1867 году в крестьянской семье. Несмотря на отсутствие образования, достиг значительных успехов в торговле, стал купцом, а затем видным деятелем того времени, меценатом. Торговый дом «М.П. Архипов и Ко» промышлял главным образом мукой и крупчаткой. Его водяная мельница, построенная в 1894 году, произ¬водила 5 тыс. пудов крупчатки в день. К 1909 году у него появилась мельница еще и в Челябинске (очевидно, крупчатая: не мукомольная, а для обработки круп), и здесь же купец «запустил» оптовую торговлю крупой. Ар¬хипов имел торговые заведения в Челябинске, в Кустанае, на станции Шумиха, в поселках, расположенных по линии железной дороги. Он торговал кожей, мануфактурой, дро¬вами.
К этому времени он окончательно обосновался в Челябинске и со всем своим семейством поселился в доме Михаила Ивановича Шихова по улице Большой (нынешний адрес: ул. Цвиллинга, 20). Затем был построен дом на углу Оренбургской и Скобелевской, который оценивался в 48 тыс. рублей, являясь одной из наиболее дорогих и интересных в архитек¬турном отношении построек в городе.
К 1913 г. в собственности Архипова были дома, лавки и склады в селах Михайловском, Боровском и Александровском Кустанайского уезда. Работники Архипова засевали до 2000 десятин зерновыми. Сам Михаил Петрович к тому времени значился директором Челябинского тюремного отделения (с 1905 года) и церковным старостой Николаевской тюремной церкви (с 1895 г.), а также членом учетно-ссудного комитета Челябинского отделения Госбанка (с 1909 г.). Кроме того, в 1912 году Михаил Петрович избирался членом попечительского совета женской гимназии.
Михаил Петрович был человеком деятельным, основательным. К 1916 году торговый оборот торгового дома «М.П. Архипов» достиг трех миллионов рублей. На складах в пос. Шумиха в 1915 г. было 150 000 пудов зерна. Очевидно, он постоянно жертвовал средства на нужды образования, на церковные нужды и на помощь раненым во время Русско-японской войны, за что был неоднократно удостоен наград. М.П.Архипов приобрел иконостас, люстру и всю необходимую утварь для Александро-Невской церкви. В 1900 году Михаил Архипов был награжден серебряной медалью на Станиславской ленте «по Духовному ведомству»; в 1905 г. — медалью общества Красного Креста в память о Русско-японской войне; в 1907 г.— золотой медалью на Станиславской ленте; в 1909 г. — серебряной нагрудной медалью в память 25-летия церковно-приходских школ. В 1911 году за заслуги в должности старосты тюремной церкви челябинский купец-меценат удостоился золотой медали на Александровской ленте и в том же году за деятельность в должности директора Челябинского тюремного отделения был награжден званием личного почетного гражданина. В 1913 г. Архипова наградили бронзовой медалью в память 300-летия царствования дома Романовых; в 1915 г. по ходатайству Челябинского отделения Госбанка и благочинного Челябинского округа — золотой медалью на Андреевской ленте. Надо отметить, что помимо наград, которые купец получал лично, были еще знаки, которых удостоился торговый дом «Михаил Петрович Архипов». На фирменном бланке торгового дома в 1909 году было изображение золотой медали Донно-Кубанско-Терского Общества сельского хозяйства «В упорном труде и единении сила». В 1912 г. к ней добавляется серебряная медаль Министерства финансов «За трудолюбие и искусство».
Сын Михаила Петровича Петр, окончив в 1915 году реальное училище, устроился на работу в Челябинское отделение Госбанка, но в том же году был призван в армию. Жена Михаила Петровича, Капитолина Васильевна, скончалась до 1915 года. Сам Михаил Петрович еще весной 1919 г. был в Челябинске: отделение Госбанка запрашивало разрешение Центрального банка продлить еще на два года членство Архипова в учетно-ссудном комитете. Дальнейшая его судьба неизвестна.
Дом в стиле позднего модерна, построен "глаголем" (Г-образной формы), со скошенным юго-западным углом, ориентированным на перекресток. Здание двухэтажное, оштукатурено, первый этаж кирпичный, второй – деревянный. Кровля металлическая, сложной формы. Над карнизом, соответственно пилястрам, располагаются фигурные парапетные столбики с завершением в виде волюты, между которыми – металлическая кованая ажурная решетка. Принцип композиционного решения уличных фасадов – центрально-осевая симметрия. Подчеркнута архитектурная декорация на уличных фасадах: угол, центральный и фланговые участки фасадов на 2-м этаже выделены вертикальным членением по всей высоте с колоннами, имеющими лепные композитные капители. Скошенный угол акцентирован балконом с металлической ажурной кованой решеткой. Первоначально под ним располагался вход на первый этаж. Над венчающим карнизом – массивные аттики, завершенные крупными белокаменными вазонами. Здание завершает карниз с широкой выносной частью и гладким фризом, первоначально нижняя часть карнизной плиты имела лепной орнамент. Стены первого этажа на уличных фасадах рустованные. Пилястры в простенках между окнами второго этажа декорированы штукатурными "кистями". Окна высокие, прямоугольные с лучковым завершением, на первом этаже обрамлены рамочными штукатурными наличниками, на втором – тонкими профилированными сандриками. Над окнами помещены изящные лепные венки, а под подоконниками – цветочные гирлянды. По первому этажу выполнены обрамления окон и дверных проемов с декоративными перемычками с оригинальными замковыми камнями. На южном фасаде – вход на второй этаж и широкий проем, который первоначально использовался в качестве проезда, ныне – широкое окно. Дворовые фасады декорированы значительно проще. Северный торец здания решен симметрично и имеет в центре балкон, наличники на окнах второго этажа повторяют обрамления окон на уличных фасадах. На остальных фасадах окна в рамочных наличниках простой формы. Планировка этажей построена по принципу коридорной системы. На второй этаж ведут две лестницы с металлическим кованым ограждением: парадная (в южном крыле) и "чёрная" (в северо-восточном углу дома), на площадках лестниц сохранилась метлахская плитка. Для перекрытия проезда использованы оригинальные конструкции "своды Монье". На втором этаже, в трёх центральных комнатах, на потолках сохранилась раскрашенная декоративная лепнина. Широкие орнаментные фризы и большие плафоны отличаются сложным, изысканным рисунком, в котором преобладают растительные орнаменты. Особой насыщенностью выделяются лепные фризы в угловой комнате. В скошенном углу над окном расположена ниша для иконы. В одной из комнат есть симметричные живописные композиции, изображающие пейзажи в различные времена года.
Объект культурного наследия регионального значения.
Унникальное старое дерево.
Срубили..
Проезжая часть улицы Коммуны 0т ул. Васенко до ул. Кирова - фактически парковка. Нужна ли она здесь? Особенно на участке от ул. Кирова до ул. Елькина.