Последняя часть из описания проекта достопримечательного места "Исторический центр Челябинска". Часть 1 - улица Васенко. Часть 2 - улица Елькина. Часть 3 - улица Кирова. Часть 4 - улица Цвиллинга. Часть 5 - улица Советская. Часть 6 - улица Пушкина. Часть 7 - улица Свободы. Часть 8. Улица Красноармейская. Часть 9. Улица Российская. Часть 10. Улица Коммуны. Часть 11. Бульвар Славы. Часть 12. Сад-остров. Часть 13. Улица Карла Маркса. Раздел 1 и Раздел. 2. Часть 14. Сквер у театра оперы и балета или площаь Ярославского. Раздел 1. и Сквер у театра оперы и балета или площадь Ярославского. Раздел 2. Часть 15. Площадь Памяти Павших. Часть 16. Улица Труда. Чётная сторона и Улица Труда. Нечётная сторона.
Часть 17. Набережная. Наибольший интерес представляет набережня вдоль правого берега реки Миасс от моста, соединяющего улицы Красную и Каслинскую до бывшего Сада-острова. Наиболее полно и подробно история реки Миасс в черте исторического центра города с основания крепости до начала XX века изложена кандидатом исторических наук Г.Х. Самигуловом в серии публикаций в его «Живом журнале»
В 1812 году, городские власти пришли к выводу о необходимости укреплять берега реки. В том же году начали заготовку необходимых материалов. Самые первые участки левого берега (а тогда ещё острова) были облицованы камнем в 1814–1815 годах. Требования к кладке были следующими: «скласть на моху с ызвестью и песком начиняя стены прочным образом, а особливо под тем местом, в котором должны быть утверждены мостовые лежни, произвесть выкладку толщиною от 2-х с половиною до 3-х аршин с пристойными, со вкапыванием в матерую землю, деревянными или каменными связями, а вверх и нис того моста скласть толщиною в полтора аршина». «Связи» – в данном случае стяжки, которые вкапывались в береговой грунт и притягивали каменную стенку к берегу, «пристойные связи» – такие как должны быть, сделанные «как пристало». В 1819–1820 годах началась каменная обкладка также правого берега реки Миасса.
На рисунках Павла Пясецкого 1895 г. хорошо видно, как выглядела набережная правого берега в районе нынешнего моста по ул. Кирова.


Фотография моста и участка набережной к востоку от него в начале ХХ века.


Этот же участок в 1960-е годы.

Вид в сторону Сада-острова в 1909 г.

Фото с примерно этой же точки в 1950-е гг.

Начало ХХ века. Набережная в районе ул. Мастерской (ныне ул. Пушкина).


Набережная в районе нынешней ул. Цвиллинга.

Вид на набережную к западу от моста, соединявшего улицы Уфимскую и Екатеринбургскую (ныне ул. Кирова) , в 1909 г.

Этот же участок набережной около моста примерно в те же годы, но покрупнее.

1924 г.

Далее фотографии 1963 года. Правый берег реки от Сада-острова до здания первой электростанции (ул. Труда, 66а).

От ул. Пушкина до ул. Цвиллинга.

Набержная за домом Жуковского (ул. Труда, 88)

Набережная за бывшими домом Яушевых и их же зданием пассажа (ул. Труда, 92).

Набережная за зданием концертного зала фирармонии.

Панорама 1963 г. правого берега от Сада-острова до моста на ул. Кирова.

Набережная к западу от моста.

Участок за зданием нынешнего музея истории Челябинска (ул. Труда, 98).

Участок набережной между улицами Елькина и Васенко.

Набережная от ул. Васенко до ул. Красной.

1990-е гг.

Вид набережной во время реконструкции моста по ул. Кирова. 2000-е гг.

В 2010 г. архитектор Понамарёва представила проект реконструкции вдоль поймы реки Миасс, включая исторический центр. Единственное полезное в этом проекте - необходимость сужения русла реки Миасс. И были очень вредные предложения по застройке правого берега реки Миасс, одно из которых, к сожалению, было реализовано. Это постройка диссонирующего объекта - офисного здания на ул. Труда, 78.

10 ноября 2016 г. состоялись публичные слушания. И здесь был "одобрямс" двух ужасных предложений - автомобильного моста, соединяющего ул. Цвиллинга и Береговую, и застройку каким-то "нечто" территории бывшего Сада-острова.

Далее идут фотографии правого берега рекки Миасс от бывшего Сада-острова до ул. Красной. Дата съёмки - 12 ноября 2016 г.
Место впадения реки Игуменки. Вонь...

Бывший Сад-остров.

Остатки старой набережной на участке берега от ул. Свободы до ул. Пушкина.






Остатки старой набережной от ул. Цвиллинга до ул. Кирова














Ещё есть фотографии старой набережной здесь.
Набережная к западу от моста на ул. Кирова.


Часть 17. Набережная. Наибольший интерес представляет набережня вдоль правого берега реки Миасс от моста, соединяющего улицы Красную и Каслинскую до бывшего Сада-острова. Наиболее полно и подробно история реки Миасс в черте исторического центра города с основания крепости до начала XX века изложена кандидатом исторических наук Г.Х. Самигуловом в серии публикаций в его «Живом журнале»
В 1812 году, городские власти пришли к выводу о необходимости укреплять берега реки. В том же году начали заготовку необходимых материалов. Самые первые участки левого берега (а тогда ещё острова) были облицованы камнем в 1814–1815 годах. Требования к кладке были следующими: «скласть на моху с ызвестью и песком начиняя стены прочным образом, а особливо под тем местом, в котором должны быть утверждены мостовые лежни, произвесть выкладку толщиною от 2-х с половиною до 3-х аршин с пристойными, со вкапыванием в матерую землю, деревянными или каменными связями, а вверх и нис того моста скласть толщиною в полтора аршина». «Связи» – в данном случае стяжки, которые вкапывались в береговой грунт и притягивали каменную стенку к берегу, «пристойные связи» – такие как должны быть, сделанные «как пристало». В 1819–1820 годах началась каменная обкладка также правого берега реки Миасса.
На рисунках Павла Пясецкого 1895 г. хорошо видно, как выглядела набережная правого берега в районе нынешнего моста по ул. Кирова.


Фотография моста и участка набережной к востоку от него в начале ХХ века.


Этот же участок в 1960-е годы.

Вид в сторону Сада-острова в 1909 г.

Фото с примерно этой же точки в 1950-е гг.

Начало ХХ века. Набережная в районе ул. Мастерской (ныне ул. Пушкина).


Набережная в районе нынешней ул. Цвиллинга.

Вид на набережную к западу от моста, соединявшего улицы Уфимскую и Екатеринбургскую (ныне ул. Кирова) , в 1909 г.

Этот же участок набережной около моста примерно в те же годы, но покрупнее.

1924 г.

Далее фотографии 1963 года. Правый берег реки от Сада-острова до здания первой электростанции (ул. Труда, 66а).

От ул. Пушкина до ул. Цвиллинга.

Набержная за домом Жуковского (ул. Труда, 88)

Набережная за бывшими домом Яушевых и их же зданием пассажа (ул. Труда, 92).

Набережная за зданием концертного зала фирармонии.

Панорама 1963 г. правого берега от Сада-острова до моста на ул. Кирова.

Набережная к западу от моста.

Участок за зданием нынешнего музея истории Челябинска (ул. Труда, 98).

Участок набережной между улицами Елькина и Васенко.

Набережная от ул. Васенко до ул. Красной.

1990-е гг.

Вид набережной во время реконструкции моста по ул. Кирова. 2000-е гг.

В 2010 г. архитектор Понамарёва представила проект реконструкции вдоль поймы реки Миасс, включая исторический центр. Единственное полезное в этом проекте - необходимость сужения русла реки Миасс. И были очень вредные предложения по застройке правого берега реки Миасс, одно из которых, к сожалению, было реализовано. Это постройка диссонирующего объекта - офисного здания на ул. Труда, 78.

10 ноября 2016 г. состоялись публичные слушания. И здесь был "одобрямс" двух ужасных предложений - автомобильного моста, соединяющего ул. Цвиллинга и Береговую, и застройку каким-то "нечто" территории бывшего Сада-острова.

Далее идут фотографии правого берега рекки Миасс от бывшего Сада-острова до ул. Красной. Дата съёмки - 12 ноября 2016 г.
Место впадения реки Игуменки. Вонь...

Бывший Сад-остров.

Остатки старой набережной на участке берега от ул. Свободы до ул. Пушкина.






Остатки старой набережной от ул. Цвиллинга до ул. Кирова














Ещё есть фотографии старой набережной здесь.
Набережная к западу от моста на ул. Кирова.

