Вначале вся фактическая информация, известная об этом павильоне.
Официальное наименование сооружения - культбаза. Архитектором был Владимир Гофрат, наиболее известный как автор кинотеатра, а ныне органного зала Родина. Павильон появился в парке культуры и отдыха еще до войны, скорее всего при создании парка (парк был образован в 1936 году). В статье про архитектора есть чертеж сооружения (увеличение по клику). На первом этаже по проекту находилась комната игр (видимо, шахматы, шашки и т.п.), а на втором - читальня.
На данный момент известны две фотографии павильона. Первая, судя по транспарантам на фасаде, сделана во время войны.
[отсюда]
Вторая фотография более позднего времени, скорее всего конца 40-х, может быть начала 50-х годов; на ней видно что внутри идет ремонт.
[отсюда]
Также есть гравюра Дмитрия Фехнера с изображением павильона и расположенного рядом карьера. Сборник гравюр был издан в 1950 году, а сами гравюры создавались в 1947-1949 годах. В частности, данная гравюра датирована 1947 годом.
[отсюда]
Кроме того, известно, что около павильона была два бюста (их видно на фото), Владимира Маяковского и Николая Гоголя.
Исходя из фото, имеющийся информации и воспоминаний старшего поколения, можно сделать следующие выводы.
1. И чертеж, и гравюра явно указывают, что павильон находился в парке культуры и отдыха. При этом парк изначально был ограничен с юга улицей Коммуны (и продолжающей ее линией), с запада просекой вдоль ЛЭП (ныне линия, продолжающая улицу Северо-Крымскую), а с севера и востока железнодорожной веткой мелькомбината. На карте 1939 года это хорошо видно.
Собственно, парк и по сию пору находится практически в тех же границах, за исключением вырезанного куска территории под зоопарк. Викимапия показывает эти границы.
Таким образом, павильон явно находился на обозначенной территории (это подтверждают и воспоминания) и искать его где-либо в другой части бора, например, в районе Монахов, смысла не имеет.
2. Гравюра Фехнера является единственным изображением, которое позволяет хоть как-то сделать привязку павильона к местности. Из 17 гравюр сборника четыре изображают центр Челябинска, и сличение их с фотографиями города того времени показывает практически фотографическую точность. Таким образом, нет оснований считать, что местность вокруг павильона на гравюре отличалась от реальной. Тем более, само изображение павильона точно соответствует фотографиям. Конечно, учитывая возраст гравюры в 70 лет, надо иметь ввиду возможное изменение рельефа местности - растительности, уровня воды в карьере и профиля берегов.
3. В парке длительное время не было капитальных строений, это подтверждают и воспоминания, и имеющиеся фото, вплоть до 60-х годов. В частности, деревянными были и главный вход, и вокзал детской железной дороги. Это не удивительно, учитывая, что капитальных материалов не хватало, а вот дерево было в достатке - достаточно вспомнить, что на стройках первых пятилеток жилые бараки (в т.ч. двухэтажные) часто были деревянными. При внимательном изучении фотографий павильона с увеличением видны явно деревянные лестница и перила, балкон скорее всего тоже с деревянной основой. Стены, судя по виду, оштукатурены, но просматриваются трещины, плюс выступающие части второго этажа висят на подставках-столбах. Это дает все основания полагать заштукатуренную деревянную основу. Из этих соображений можно сделать сразу два вывода. А. Сооружение не требовало особо мощного фундамента, необходимого в случае кирпичных или шлакоблочных стен. Возможно, вообще было достаточно кирпичных столбиков (тем более, грунт - скала). Б. При существенном повреждении (например, пожаре) от павильона могло мало что остаться, а возвести новый павильон с нуля было проще и дешевле, чем восстанавливать его на основе остатков.
4. По воспоминаниям старшего поколения, павильон находился в дальней части парка и к нему вела единственная дорожка без какого-либо покрытия. На фото также видно, что вокруг павильона лес, а на более поздней фотографии дорожка перед лестницей поросла травой. Поскольку главный вход в парк изначально был и остается по сию пору в юго-восточном углу, павильон должен был располагаться где-то в дальней северной - северо-западной - западной части парка.
5. Дорожки в парке в принципе могли петлять, но все же более вероятно, что дорожка к павильону шла более менее прямо от входа в парк, во всяком случае без особых петель. При этом у павильона, несмотря на три симметричных входа, только одна лестница являлась основной, именно она выходила в сторону дорожки, и там стояли бюсты. Таким образом, достаточно вероятно расположение этого входа с южной - юго-восточной - восточной стороны. Если посмотреть обе фотографии, по теням видно: солнце находится примерно слева от лестницы (на более ранней фотографии слева и чуть сзади, на более поздней практически ровно слева). Тени не слишком длинные и освещенность на вечернюю не похожа. Таким образом, лестница, вероятно, выходила на восток или юго-восток.
6. Некоторую пищу для размышлений может дать расположение дорожек в парке на карте 1939 года, на картинке показаны эти дорожки, наложенные на гугловские карты. Наличие трех входов в павильоне, видимо, предполагало размещение его на перекрестке трех дорожек, правда, неясно, существовали ли эти дорожки, или были только запроектированы. В любом случае на фото широких магистралей за павильоном не просматривается. Судя по фото, дорожка к павильону была довольно широкая, да и сам павильон являлся довольно крупным сооружением, так что вполне возможно (хотя и не факт), что к павильону шла одна из обозначенных на карте дорожек.
Если сравнить план парка с карты 1939 года с более поздними картами и планами, видно что дальний, северо-западный конец оказался заброшен, там нет ни дорожек, ни павильонов, ни аттракционов - ничего. Для примера карты 1956 и 1967 годов, а также современный план. Кроме того, последние упоминания о павильоне, как и его изображения относятся к концу 1940-х годов. Из чего можно предположить расположение павильона именно в той, заброшенной части парка, а также его исчезновение еще в 50-е годы.
7. По воспоминаниям автора более позднего фото павильона, павильон был справа от линии ЛЭП, а с другой стороны была станция детской железной дороги. Детскую железную дорогу начали проектировать в 1939 году, а строить в 1940 году, поэтому на карте 1939 года она, конечно, отсутствует. Во время войны построенные пути были разобраны и строительство началось заново уже в 1947 году. В конце июля 1949 года состоялось торжественное открытие. При этом вся дорога состояла из двух станций - имени Павлика Морозова (существует по сей день) и разъезда N 1, а ее длина была около 700 метров. Поскольку станция Павлика Морозова расположена на том же месте (хотя и с минимум третьим по счету зданием вокзала) и трасса дороги также не менялась, получается что разъезд N 1 находился немного не доходя до ЛЭП, т.е. до границы парка - вся дорога размещалась на территории парка. В 1953 году разъезд закрыли, а дорогу продлили до водной станции. Разъезд представлял собой простую деревянную будку, а платформа - деревяный же настил, просуществовало все это 4 года, так что на настоящий момент никаких следов найти физически невозможно и точное расположение разъезда неизвестно, но он явно находился дальше нынешней платформы Зоопарк, но не выходил за границу парка. На картинке современная трасса детской железной дороги (западнее станции Павлика Морозова совпадающая с исходной, 1949-1953 годов), наложенная на карту 1939 года. Кружочком обозначена станция.
Поскольку фото павильона было датировано концом 40-х годов, можно утверждать, что исходя из воспоминаний и конфигурации ДЖД на тот момент, он должен был находится где-то в северо-западном углу парка.
Суммируя все выводы, получаем описание искомого объекта и его предполагаемое расположение. Павильон находился скорее всего в дальней северо-западной части парка, примерно к западу (плюс-минус) от какого-то карьера, причем размеры западной части этого карьера и рельеф местности должны быть примерно похожи на изображенные на гравюре. Каких-либо явных следов (типа мощного фундамента) от павильона скорее всего не осталось, но его местонахождение все равно должно быть видно как поляна или зона с отличающейся растительностью. Также возможно (хотя и не факт, конечно), что на карте 1939 года обозначена дорожка, ведующая к павильону, или даже есть перекресток трех дорожек.
И место, отвечающее всем описанным требованиям, существует. Оно обозначено на карте 1939 года красным кружочком, а дорожка к нему - красной линией.
Дорожка, примерно совпадающая с исходной на карте, существует по сию пору - она является оптимальным маршрутом от карьеров в сторону ТРК "Родник", поэтому хорошо протоптана.
Причем и зимой тоже.
По дорожке приближаемся к нужной точке.
Это чуть ближе синей бочки.
Справа видны березы, это граница карьера. А слева - кривые деревья, это и есть предполагаемое место нахождения павильона.
Если павильон и в самом деле сгорел (что вполне возможно, поскольку он был деревянным), на образовавшейся золе, как на удобрениях, начали интенсивно расти деревья. Но поскольку на скальном грунте нормально растут только некоторые породы (например, сосны), то прочие породы, вполне возможно, будут расти криво и не слишком тянуться вверх, чтобы не завалиться от ветра при мало заглубленных корнях.
Деревьев несколько и они растут на примерно круглой площадке. Справа виднеется насыпь детской железной дороги.
Тот же вид зимой.
Вид от карьера, т.е. примерно так, как на гравюре Фехнера.
Вид примерно со стороны детской железной дороги.
Вид из карьера. Деревьев на предполагаемом месте павильона не видно, поскольку узкая часть карьера заросла березами.
Искомое место по центру кадра, за березой.
Вид с немного других ракурсов, с воды.