Давно хотел съездить в аэропорт "Баландино", он же "Челябинск". Так уж получилось в "Кольцово" бывал недавно, а в челябинском аэропорту не был давно. И вот на заседании участники клуба краеведов Металлургического района "Колесо истории" решили съездить на экскурсию в аэропорт, он же в Металлургическом районе! Тем более съездить можно на городском автобусе маршрута №41. Что в общем и подвело некоторых участников экскурсии - разбалованные поездками на машине краеведы просто опоздали на автобус, а следующий только через час. Посовещались и поехали малым составом, не стали ждать опоздавших. Аэропорт приятно удивил, классическое здание отремонтировано и нарядно. Слева за залом прилётов - огромная стройка, кучи грунта, краны и забор.
С другого ракурса виднее масштабы стройки. Конечно же, в областном центре был и раньше аэропорт. Ещё далеко до войны, 15 августа 1930 года на пыльную грунтовую полосу неподалёку от Колхозного поселка сел небольшой самолёт немецкого производства «Юнкерс – 13». Зданием аэровокзала был дощатый сарай рядом со взлёткой. Как мы помним, в 1930 году Челябинск входил в обширную Уральскую область со Свердловском во главе. Рейс был Свердловск – Челябинск – Магнитогорск.
15 мая 1932 года в Челябинске сел первый рейс из Москвы, привёз гранки свежих газет для печати. 1 июня этого же года в Москву полетел первый гражданский рейс на 4-х местном самолёте. Рейс был для очень терпеливых людей, летел самолёт медленно, с посадками в Свердловске, Казани, Нижнем Новгороде. Летел 11 часов.
Интерьер зала вылетов для меня сильно изменился, давно не был.
Из кафешки посмотрел на самолёт. В 1938 году аэровокзал перенесли ближе к новому военному посёлку «Военстрой», позже именуемый «Щегол». Рядом с военными самолётами садились и гражданские, в основном местные рейсы на По-2, в Москву летал Ли-2.
В начале 1941 года при Шаголе была организована школа стрелков-бомбардиров. В 1944 году - училище штурманов.
Конечно аэропорт растёт, развивается... но так жалко, если классическое здание исчезнет. К 1953 году стало понятно, что городу нужен новый аэропорт. И место было выбрано неподалеку от станции Баландино. Благо место было уже освоено военными как поле учебного бомбометания. 15 декабря 1953 года аэропорт переехал на новое место.
Первые самолёты новый аэропорт Челябинска принял в 1954 году, в 1955 году было построено здание аэровокзала по проекту Московского института «Авиапроект» 1953 года разработки. Главный архитектор – Макареня, главный инженер строительства – инженер-подполковник Багровников.
Строительство аэровокзала, кирпичного, с подвалом и с башенкой спецназначения осуществляло Особое строительное управление НКВД (МГБ) №501.
Пусть типовое... когда-то было, но действительно украшает облик аэровокзала.
За залом прилётов кипит стройка. В декабре 1962 года была запущена первая бетонная взлётная полоса, на которую теперь могли садится и реактивные самолёты. В январе 1963 года сел первый ТУ-104.
В начале 1970-х Челябинский аэропорт мог стать аэродромом для знаменитых ТУ-144, планировлось удлинить взлётную полосу, были проведены изыскательные работы, построена техническая дорога, но тем и кончилось, время ТУ-144 ушло. {Хотя возможно это только легенда)
На заборе - рекламный плакат будущего аэровокзала
Немного поближе посмотреть детали интерьера здания.
И ещё поближе.
Барельефы, барельефы
Ленты раньше окружали что-то... а я не помню. Прошли годы, здание стало тесным для большого потока пассажиров областного центра. Решили строить новое здание, конечно же, тоже типовое, в стиле брежневского примитивизма. Здание разработали в институте «Челябинскгражданпроект», архитектор – Эрвальд, инженер – Дучман. Строили новое здание аэровокзала работники «Южуралтрансстрой», здание по площади было больше старого в три раза.
В 1994-95 старое здание реконструировали и превратили в международный сектор. Помогали обустроить здание специалисты югославской фирмы «Юнион инжиниринг». В связи с новыми рыночными реформами аэропорт стал Челябинским авиапредприятием и начал осуществлять международные рейсы.
19 июля 2000 года наконец достроили новую, более длинную и широкую полосу, и аэропорт начал принимать самолёты самого большого размера – Мрия, Руслан и даже новый аэробус А-380.
На старом снимке с трудом понимаю, что это были часы?
И конечно же посмотрели памятник лётчикам.
К 30-летию Победы в 1975 году на площади аэропорта был установлен памятник лётчикам Челябинского авиаотряда, призванным в 1941 году в авиаотряд №208. Памятник представляет собой самолёт «МиГ-17» на постаменте. Лётчики летали на своих По-2, и все вернулись с войны живыми.