6. Городское смешанное приходское (2-е смешанное низшее начальное) училище – ул. Могильникова, 107.
Построено в 1901 г.
Источник: https://itogi74.ru/articles/kraevedenie/vyjavlennoe-nasledie-vypusk-102-shumilovskaja-shkola/
Моя родная школа… О ней я могу говорить долго, как и об улицах моего детства и юности…Наверное, мне повезло первые двадцать лет своей жизни провести здесь, в этом районе, в окружении маленьких старинных улочек, старинных домов и даже учиться в этом чудесном здании. Возможно, это обстоятельство вызвало интерес к истории родного города.
В моё время это была 36-я начальная школа, базовая школа педагогического училища, что располагалось по адресу ул. Красноармейская, 88 (нынешний ЧИППКРО).
Наш класс был экспериментальным – отрабатывалась методика работы в малокомплектных школах, половина класса была одного возраста, половина – другого, то есть в одной классной комнате сидело два класса одновременно, урок вёл один учитель. Давал задание одному классу и переходил к другому.
Я постоянно «паслась» на старшей половине. Быстро сделаю своё задание и слушаю объяснения для того класса. Частенько наступал мой «звёздный час», когда никто из того, старшего, класса не мог ответить на вопрос учителя, и я тянула руку… Удивительный метод, на моё развитие оказал большое влияние 😊
Когда мы поступили в первый класс, с нами в одном кабинете учились второклассники, затем мы перешли во второй – они в третий. Потом они выпустились, нас пересадили на их половину и набрали вновь первый класс.
Очень часто у нас проводились открытые уроки, кажется, что класс даже был предназначен для этого, потому что позади парт стояли ряды стульев. И практикантки из педучилища тоже часто проводили уроки.
Класс был угловой, очень светлый, в углу – круглая железная печь. Правда, она уже не действовала, но всё равно придавала старинный колорит обстановке.
Тогда, конечно, я не знала, что это здание было построено как учебное заведение, но между учащимися ходили слухи, что это «дом купца». В середине здания был большой зал, куда выходили двери классных комнат. Думаю, пол «в шашечку» сохранился со времени постройки здания. Там у нас проходили уроки физкультуры.
Мне иногда до сих пор снится этот дом. Совершенно удивительная атмосфера там была – домашняя, уютная.
Особенно нравились новогодние дни, когда в этом центральном зале устанавливали ёлку, дети приходили в костюмах, получали за них подарки. Золотистую шишку и сосульку, полученные мною тогда, до сих пор вешаем на нашу ёлку.
На большой перемене буфетчица приносила в классы булочки и чай на больших подносах. Зимой физкультура проходила на пришкольном участке – мы катались на лыжах. Сейчас этот участок глухо зарос деревьями.
Вход в школу был сбоку, там же, где и на старинной фотографии. Ступени там до сих пор «родные», и колонка действует. А под асфальтом у заросшей калитки – гранитная плита, мы на переменах играли там в классики и резиночку.
Фото - Владимир Павленко
Интересно, что на старинной фотографии колонки нет. Можно, конечно, предположить, что её завалило снегом, но ведь колонка должна всегда оставаться доступной… Непонятно.Исчезло и красивое чердачное окошко, под которым размещалась вывеска. Вообще всё это небольшое помещеньице снесено.
В школу было ещё два входа: центральный, который вёл прямо в большой зал – сейчас он и является действующим, в моё время он был закрыт, и в учительскую.
Попробовала составить план школы, какой я её помню. Если вдруг кто-то из бывших учеников прочитает эту публикацию, буду рада всем поправкам и воспоминаниям.
Красными прямоугольниками обозначены двери, зелёными – окна. Конечно, не в масштабе, как сумела.
1 – вход, который раньше был главным, а сейчас закрыт. Я помню его таким:
Этот вход вёл в довольно тёмное помещение, где находились буфет, туалеты и гардероб. Гардероб не был отдельной комнатой – это была выгородка: до середины – деревянные стены, выше – сетка.
В буфете, как я уже сказала, мы не обедали, буфетчица разносила чай и булочки по классам. Не помню, покупала ли я что-нибудь в буфете, я нечасто там бывала. Там стояла небольшая витринка, возможно, какие-нибудь коржики продавались, соки… Сын буфетчицы учился одновременно со мной, но в другом классе и, кажется, он был младше.
2 – Класс, в котором я училась. Сейчас он перегородками поделен на клетушки в одно окно, но сохранились двери и даже стенные панели, только в моё время они были выкрашены в светло-зелёный цвет.
Фотография, конечно, не очень хорошего качества, но видны двери и на одной оси за ними – двери учительской через зал. Это часть класса, где висела доска. Видны современные внутренние перегородки.
Окна моего класса. Также видны внутренние перегородки. Удивляет, что школа имеет такой блёклый вид, даже рамы не покрашены. Неужели никому нет дела?
Нашу учительницу звали Вера Ивановна Кайшева.
В соседнем классе преподавала Лия Александровна Зайончик. Знаю её по летнему лагерю (или «площадке», как говорили раньше) – там она была нашим воспитателем.
Не знаю, каков сейчас распорядок в летних школьных лагерях, в моё время необходимо было явиться со своей раскладушкой, подушкой и одеялом 😊 Перед сон-часом Лия Александровна читала нам «Приключения Нильса с дикими гусями». А кушать мы ходили в школу № 87, что была на ул. Свободы. Сейчас и её нет.
В остальных классах учителей не помню.
Очень чётко видно деление на классы по окнам – по три на большие классы и два окна – на маленьком угловом классе.
3 – очень «пасмурное» помещение – длинное и тёмное. Не знаю, учились ли в нём в утреннее время, но точно знаю, что там была продлёнка. Довелось как-то посидеть там среди орущих и бесящихся школьников. Впечатление осталось довольно тяжёлое – и от этого ора, и от помещения.
4 – это была мини-библиотека: деревянной стойкой был отгорожен уголок с книжным шкафом. Раз в неделю можно было поменять книги.
5 – бюст Ленина, стоявший в зале. Стоял он на каком-то постаменте, пустом внутри. Один раз я опоздала на уроки, и это было так страшно – войти в тихую школу, где все заняты делом, сидят в классах, - что я забралась внутрь этого постамента и весь урок проревела, пока не прозвенел звонок, и меня, опухшую от слёз, не извлекли оттуда и не доставили учительнице 😊
6, 7 – пианино. Не знаю, зачем там стояли два пианино, никогда не слышала, чтобы на них играли в четыре руки. А мне довелось приложить свои руки 😊: я училась играть с пяти лет, уже смутно помню, что именно я играла и по какому случаю…
8 – печь, стоявшая в нашем классе. Сейчас стала вспоминать, и столько вопросов появилось. Например, про печи. Уже не помню точно, но она не полностью была в нашем классе, значит, другой половиной должна была выходить в соседний класс. Так ли это было – не скажу.
К тому же, я заглянула в окно соседнего класса (уже сейчас, в наши дни) и увидела там печь… квадратную. Не знаю, сочетали ли в одном здании круглые печи и квадратные, и куда выходила другая половина этой печи – получается, в зал.
Соседний класс с квадратной печью.
Ничего не помню про другие печи, а они, наверняка, были. Правда, уже не действовали, но всё равно интересно.
9 – этот вход действует сейчас, правда, он перестроен, новые столбы и крыльцо. В моё время он был закрыт, но несколько раз мы через него проходили, возможно, во двор?
И, наконец, самое таинственное крыло – административное. Сразу оговорюсь, насчёт этих помещений я не уверена, хотя бывать там доводилось.
Первые две комнаты, куда ведёт дверь из зала, - проходные. В какой-то из них, а, может, сразу в двух, размещалась учительская. Угловой кабинет – директорский. Ещё там была комната, где хранились наглядные пособия. Не уверена – было там две комнаты или одна, помню название «тёмная комната» и свои ощущения от пребывания там – или окон не было, или они были зашторены, но там и в дневное время включали свет.
Также смутно припоминаю вход с перилами, который, видимо, вёл в подвал. Подобный вход мне доводилось видеть в снесённом Доме учителя, что находился на ул. 1 Мая.
Раньше зубные врачи приезжали в школы со своими жуткими переносными бормашинками. У нас они располагались именно в этом кабинете.
В этом крыле есть две двери, сейчас они закрыты, в моё время у них были крылечки. Подозреваю, что первоначально эти помещения были предназначены под служебные квартиры.
Вот дверь, ведущая в учительскую или проходную комнату перед ней.
А эта дверь с другой стороны крыла.
В этом крыле, так же, как и в правом (если стоять лицом к центральному входу) – окна разного размера. Но здесь ещё и перепад высот.
Слева – окна узкие, предположительно, кабинета наглядных пособий,
справа – широкие. Это окна моего бывшего класса и класса продлёнки.
Что за труба идёт внутрь – не знаю. Отопление?
Интересная конструкция у окон.
Синим цветом на моём плане обозначены двери, в существовании которых я не уверена, так, что-то помню смутно, что, вроде бы были двери, но они всегда были заперты. В принципе, если посмотреть на план, то можно понять, что в этом крыле могли уместиться две квартиры – для заведующего школой, например, и для ещё какого-нибудь должностного лица.
А может, это была одна большая квартира для заведующего школой, а маленькое помещение (на плане – заштрихованное) служило складом для инвентаря.
В моё время мы видели, как в эту дверь (ту, что на фотографиях металлическая коричневая) заходит наша гардеробщица, она же сторожиха, а, может, и уборщица. Не знаю, жила она там или там хранился какой-то инструмент. Очень интересно было бы узнать от свидетелей какие-то подробности!
Кстати, с этим явлением я столкнулась и в следующей школе - № 11. Там тоже были две служебные квартиры прямо в помещении школы: на четвёртом этаже над туалетами (на втором и третьем этажах в этом месте располагались женские туалеты) и на первом под лестницей, по дороге в спортзал. В этих квартирах тоже жили то ли уборщицы, то ли гардеробщицы, в общем, младший обслуживающий персонал, а их дети учились в этой школе.
Сейчас, конечно, этого уже нет, и моя школа № 11 превратилась в пафосный лицей. Возможно, такое осталось где-нибудь в сельских школах.
Не знаю, долго ли ещё просуществовала эта начальная школа после нашего выпуска, знаю, что этот номер носит теперь школа на Северо-Западе, да и педучилище, для которого проводились все эти эксперименты, переехало…
Года четыре назад мы с приятельницей наведались сюда, вошли, нас встретила вахтёрша, к моему удивлению, сказала, что часто заходят бывшие ученики. И предложила нам прийти поздно вечером, когда работники разойдутся, она нам всё покажет. Предложение было заманчивым, но… я не рискнула. Побоялась разочароваться, увидев переделанные помещения, современные материалы и т.д.
Есть ли в школе чердак? Судя по наличию слуховых окон, есть, но где расположена лестница на него? Загадка. Про подвал я уже написала.
На этом снимке меня заинтересовали две детали: какая-то фанерная нашлёпка на бревенчатом фасаде. Заплатка? Или имела функциональное назначение?
И слуховое окно, заколоченное досками. Возможно, чердак не используется?
Под изъеденным ржавчиной железным покрытием виднеется старинная кладка фундамента.
Вот так срублены стены.
Вот такая небольшая дань моей старенькой школе 😊 Конечно, воспоминаний гораздо больше, но не хочу утомлять читателей излишними подробностями. Возможно, расскажу что-нибудь в другой раз. Кстати, директором школы была женщина по фамилии Чулкова, имени-отчества не помню, помню только эту подпись в похвальных листах.
Возможно, где-то есть музей, например, в педагогическом училище, и там хранятся материалы и фотографии об этой школе. Кто знает что-нибудь, откликнитесь! Раз уж учились мы в таком историческом здании, неплохо было бы эту историю воссоздать.
Ну а мы, группа экскурсантов, сфотографировались около школы и отправились дальше…
UPD: 11.10.2018 - Кстати, в этой школе учился Андрей Жигалов, живший в соседнем со мной доме - ул. Труда, 19. Когда снесли оставшиеся частные дома по той части ул. К. Маркса, что оказалась в наших дворах (об этом я писала в публикации "Улица Карла Маркса. От Могильникова до Цвиллинга", бывшая улица превратилась во внутридворовый проезд, но от частных домов осталась группка деревьев. Вот там и собирались пацаны из окрестных домов, и Андрей среди них. Играли на гитарах, пели песни...
А Андрей вырос и стал... клоуном. Да не простым, а с мировой известностью. Я первый раз его увидела в художественном фильме "Облако-рай", где он играл главную роль.
Вот отрывок из фильма, поёт тоже Андрей:
Часть 3
Часть 4