Такие слова увидела я в помещении старого вокзала на доске почёта. И правда, железная дорога – это кровеносная система страны, связывающая территории и людей. И от уровня её развития зависит очень многое. Не останавливаться на достигнутом, идти вперёд, в ногу со временем – это залог успеха.
О том, что станция Челябинск-Главный – одна из ведущих в сети железных дорог страны, мы убедились во время предыдущих экскурсий:
• Зачем диспетчеру педали?
• Творцы бархатного пути…
25 сентября состоялась наша третья встреча с пресс-службой ЮУЖД, в этот раз объектами посещения были выбраны старый и новый вокзалы и храм Смоленской иконы Божией Матери Одигитрия.
Представители блогосферы и СМИ собираются у входа в железнодорожный вокзал. Нас встречает начальник вокзала Владимир Владимирович Зилюков.
Короткий инструктаж по технике безопасности, и в путь!..
Когда была объявлена программа экскурсии, показалось, ну что там смотреть целых три часа!..
На деле же выяснилось, что даже этих трёх часов мало, чтобы ознакомиться со всеми интересными уголками вокзала, пришлось бегать очень быстро и слушать очень внимательно, чтобы всё успеть 😊
Движемся к зданию старого Челябинского вокзала.
Первая остановка – рассказ о прошлом вокзала начинает ведущий методист подразделения по сохранению исторического наследия (а, проще говоря, музея ЮУЖД) Марина Евгеньевна Воронкова.
Как мы уже знаем, судьбу нашего города радикально изменила постройка железной дороги. О том, чтобы она прошла именно через наш город, позаботился небезызвестный Владимир Корнильевич Покровский.
Первый поезд прибыл в Челябинск 25 октября 1892 г., к этому моменту уже построили деревянный вокзал, но он не предназначался для комфортного ожидания поездов, и в этом же, 1892 году, было возведено капитальное одноэтажное здание из кирпича.
Фотографий деревянного вокзала не сохранилось, а кирпичного – достаточно.
Со стороны железнодорожных путей:
Со стороны города:
Как можно видеть, у скверика на Привокзальной площади тоже довольно солидный возраст 😊
В то время все пассажиры делились на четыре класса, четвёртый – самый низший. Различались классы уровнем комфорта и, соответственно, стоимостью билетов. Стоимость билета от класса к классу увеличивалась в полтора раза.
Интересный факт - вагоны разного класса окрашивались в разные цвета: первый класс – в синий цвет, второй – в желтый, светло-коричневый или золотистый, третий – в зеленый, четвертый – в серый. Существовали также смешанные вагоны, в этом случае и окрашены они были в два цвета, например вагон 1-2 классов – сине-жёлтый.
Номера вагонам не присваивались, пассажир покупал билет и шёл в вагон своего класса, где проводник определял ему место. В 3 и 4 классах даже этого не было – пассажира просто по билету пускали в вагон, а место себе он должен был искать сам 😊
Новый вокзал в Челябинске был предназначен для пассажиров 1-3 классов, для 4 класса был построен отдельный павильон, деревянный.
Располагался он на месте нынешнего вокзала.
Сейчас старый вокзал притаился «в тени» своего более современного собрата и, практически, незаметен для горожан, и, тем более, для гостей города. Я, честно говоря, думала, там расположено багажное отделение.
А между тем, когда-то это было очень оживлённое место, соответствующим образом оформленное. Как я уже заметила, перед вокзалом располагался сквер, даже, скорее, небольшой сад, тут же стоял гужевой транспорт, готовый отвезти прибывших путешественников в город.
Вокзал получился хоть и красивый, но тесный для потока пассажиров, проходящего через город. В 1934 году здание надстроили:
Я этот вокзал действующим уже не застала. Помню только, что здесь функционировал автовокзал, что, безусловно, было весьма удобно для пассажиров.
Кстати, обратите внимание на центр фасада: четыре маленьких окошечка на втором этаже. Сейчас большое окно восстановлено.
Вот оно – место, где старое смыкается с новым 😊
В 2010 г. вокзал был реконструирован. В узорах оконных решёток усматриваются элементы модерна.
Красива и решётка, окружающая автостоянку.
На здании вокзала несколько мемориальных досок, рассказывающих о людях, так или иначе связанных с историей нашего города и железной дороги.
Степан Сергеевич Вострецов – имеет пять наград, два первых Ордена Красного Знамени получил за освобождение Челябинска от белогвардейцев и борьбу с поляками.
Улица Вострецова находится в пос. Колхозном Курчатовского района гор. Челябинска.
Владимир Филиппович Саблин – уроженец Челябинска, Герой Советского Союза. Погиб во время Великой Отечественной войны.
Улица Саблина расположена в пос. Локомотивном Советского района.
Из-за дефицита времени мы не стали обходить здание вокзала вокруг, Марина Евгеньевна лишь рассказала нам о других именах, связанных с историей Челябинска и вокзала.
Николай Георгиевич Гарин-Михайловский – русский писатель, инженер-строитель Самаро-Златоустовской железной дороги.
Владимир Ильич Ленин – проезжал через станцию Челябинск в 1897 и 1900 годах – по пути в сибирскую ссылку и по возвращении из неё.
Евдоким Лукьянович Васенко – был активным сторонником советской власти, возглавил челябинское отделение РСДРП, вошёл в состав военно-революционного комитета, стал комиссаром внутренних дел. Погиб в 1918 году от рук белогвардейцев на станции Челябинск в возрасте 36 лет.
Улица Васенко – одна из центральных в городе Челябинске.
Вид старого вокзала со стороны перрона
Дата съёмки - 19 марта 2017 г.
Дата съёмки - 19 марта 2017 г.
Вид старого вокзала со стороны перрона
Дата съёмки - 19 марта 2017 г.К сожалению, ничего внутри старого вокзала не напоминает о прошлом.
Так как на экскурсию пришло очень много желающих, организаторы делят нас на четыре группы, и мы расходимся по кабинетам.
Кстати, на экскурсии нас опять сопровождал главный инженер станции Дмитрий Алякин, который умеет очень интересно рассказывать о том, как живёт и чем дышит коллектив ЮУЖД 😊
Наша группа попала в учебный кабинет.
Здесь нам выдали листы с каким-то сложным заданием…
Ознакомили с макетом стрелочного перевода
И учебным пультом, на котором показана схема железнодорожных путей.
Внимательно слушаем, пытаясь с ходу вникнуть в сложную работу диспетчера, командующего составами…
Ситуация, отражающаяся на учебном пульте, дублируется в компьютере
Конечно, запомнить всё это сложно, и я задаю вопрос, необходимо ли знать всё это работникам наизусть?
В ответ нам показывают «священную книгу» - свод железнодорожных правил, где для каждой профессии, должности и специальности имеются свои странички.
Дмитрий рассказывает, что в ОАО «РЖД» проводятся викторины на знание этих правил, поощряющие работников изучать смежные профессии. Викторины проводятся в рамках категорий персонала, дирекций, железных дорог. Особо отличившиеся с гордостью носят специальные значки.
Для того, чтобы стать диспетчером, работу которого нам показали в учебном классе, нужно сначала три года проработать простым оператором, выполняющим команды диспетчера. Понятно, что мы, залётные дилетанты, не смогли бы выполнить ни одного задания…
А Дмитрий «добивает» нас, показывая схему железнодорожных путей станции Челябинск: то, что показано на учебном пульте, лишь малюсенькая часть общей схемы – станция пятого класса, в то время, как станция Челябинск – вне классов, это сложный железнодорожный узел, и люди, работающие здесь и управляющие всем этим хозяйством – настоящие асы!
Хозяйка учебного класса с гордостью демонстрирует нам грамоты за победы в викторинах.
Организаторы торопят нас на выход, но в классе ещё много интересного, например, макеты железнодорожных знаков:
Наконец, вновь собираемся вместе и через потайную калитку выходим на перрон.
Вот он – наш старый вокзальчик! Хотя внутри ничего старинного не сохранилось, эти полукруглые окна напоминают о солидном возрасте и интересном прошлом здания.
На перроне чисто и пусто.
Успеваем разглядеть украшения на газонах.
И через другую потайную калиточку выходим ко второму объекту экскурсии – храму Смоленской иконы Божией Матери Одигитрия.
Кстати, раньше для того, чтобы попасть на перрон, необходимо было покупать специальные перронные билеты. Сейчас проблема решается по-другому: территория огорожена забором, пройти можно только через вокзал.
У храма нас ожидает его настоятель – отец Борис.
С увлечением и гордостью он рассказывает о том, что храм – уникальный. Это единственный в России храм, так близко расположенный к железнодорожным путям.
Когда-то около вокзала существовала церковь – Рождественско-Богородицкая. Построена она была в 1898 году – то есть, практически, являлась ровесницей железной дороги. Правда, находилась гораздо дальше нынешней – в квартале, ограниченном с трёх сторон улицами Базарная (совр. Овчинникова), Торговый проспект (совр. Торговая) и Большая Церковная (совр. Комсомольская). С четвёртой стороны - через торговые постройки, сад и привокзальную площадь – железнодорожный вокзал.
Церковь была деревянная, выстроена в так называемом шатровом стиле – когда башни увенчиваются не куполом, а четырёхгранной или многогранной пирамидой – шатром.
После Октябрьской революции, в 1923 году, богослужения в церкви прекратились, в 1925 году здесь открылся клуб железнодорожников им. Рыкова и просуществовал до 1937-1938 г.г. К сожалению, здание при этом большевики «подкорректировали»:
В 1935 году была построена 2-я железнодорожная школа (совр. № 53), и бывшая церковь оказалась в школьном дворе.
После Великой Отечественной войны богослужения там возобновлялись, но к началу 60-х церковь было решено снести.
Храм Смоленской иконы Божией Матери Одигитрия был построен и освящён в 2004 году.
Облагорожена и территория, ранее отведённая под пригородные кассы. Я ещё помню суету на этом пятачке, такую обыденную и типичную для привокзальной территории. Кто-то уезжает, кто-то приезжает, собираются компании провожающих, студенты-стройотрядовцы играют на гитарах…
Сейчас здесь устроен скверик, являющийся, по словам отца Бориса, продолжением храма.
Наша семья, кстати, любит летним вечером посидеть здесь на скамеечках, послушать железнодорожные гудки, посмотреть на поезда и просто отдохнуть в приятной обстановке.
Храм выполнен в русско-византийском стиле, купол и крест изготовлены из специального титанового сплава, что позволяет сохранять первоначальный внешний вид на протяжении долгого времени.
Над входом – витраж
Помещение небольшое, но богато украшенное.
На хоры ведёт винтовая лесенка.
Отец Борис рассказывает, что роспись церкви началась в 2010 году, над ней работали иконописцы из Троице-Сергиевой лавры. На время работ богослужения проводились в палатке.
Росписи каждой стены и купола выполнялись по отдельному проекту.
Так как византийская школа является родоначальницей русской иконописи, храм был расписан в византийском стиле XIV века.
Для того, чтобы выполнить роспись правильно, необходимо было должным образом подготовить стены: непригодная для использования штукатурка была отбита до кирпичей, затем в шесть слоёв наложена новая.
Отец Борис даже открыл нам ворота алтаря, правда, заходить туда нельзя.
В бригаду мастеров, выполнявших роспись, кроме иконописцев, входили резчики по дереву.
Рядом с храмом установлена звонница с шестью колоколами.
Название храма не случайное: "Одигитрия" означает "Путеводительница", Смоленская икона Божией Матери Одигитрия издавна считается покровительницей всех странствующих и путешествующих.
Прощаемся с гостеприимным хозяином и с храмом и отправляемся к последнему объекту экскурсии – собственно, железнодорожному вокзалу.
Здесь нас опять берёт «под крыло» начальник вокзала Владимир Зилюков.
Этот вокзал строился более пяти лет, строительство завершилось в 1965 году.
На фасаде установлена памятная доска в честь 100-летия открытия движения по Транссибирской магистрали.
В 2006 году был построен новый пешеходный мост, в два раза шире старого: ширина – 6 м., длина – 450 м. Он оснащён навесом и подсветкой.
Вот ещё интересное ограждение, такие же были когда-то на подземных переходах, не обращала внимания, сохранились ли они сейчас:
Для путешественников, приезжающих поездом, вокзал – визитная карточка города. Сколько их промелькнуло перед моими глазами: от маленьких, ещё дореволюционных, сохранившихся в небольших городках, до современных, напоминающих нечто инопланетное.
Большое значение для пассажира – транзитного, либо выскочившего что-нибудь купить на станции – имеет значение удобство расположения вокзальных служб и помещений, лёгкость в ориентировании. В этом плане тоже вспоминаются вокзалы, где по надписям и указателям легко можно найти нужный путь, и, наоборот, какие-то запутанные, тёмные, переполненные людьми (не буду называть города, чтобы не обидеть).
Каков в этом плане наш вокзал? Как ни странно, оценить его с этой точки зрения не было возможности, обычно мы на вокзал приезжаем ровно за 30-40 минут до отхода поезда, чтобы, не торопясь, пройти на перрон и занять места в вагоне.
Именно поэтому было интересно пройти по залам, до которых, как говорится, руки (вернее, ноги) не доходили 😊
Я помню своё первое впечатление от Челябинского вокзала, оно было очень ярким. Возможно, мы возвращались из гостей от бабушки, которая жила на ул. Доватора, ехали в такси через тогда ещё существовавший частный сектор у завода им. Колющенко, было уже поздно и темно.
Когда машина вырвалась из глухих тёмных улиц на Привокзальную площадь, передо мной, маленькой девочкой, засияли огнями три купола. Я не могла сдержать восхищения: что это? Отец ответил – это вокзал. Так и осталось впечатление чего-то праздничного, живущего яркой, сияющей жизнью среди тёмного, зимнего города…
Вот так это, примерно, выглядело, только в цвете 😊
Честно говоря, я плохо помню, каким был вокзал до реконструкции, продолжавшейся с 1999 по 2005 год. Пожалуй, самым запомнившимся было ожидание поезда году в 1980-м, когда я с коллективами танцевальной и цирковой студий Дворца культуры железнодорожников ездила в туристическую поездку в Одессу. Мы сидели на деревянных сиденьях и смотрели на город, ходить особо по вокзалу не разрешали.
Поезд так сильно запаздывал, что нас сначала накормили в вокзальном ресторане, а потом вообще отпустили по домам, чтобы через несколько часов мы снова вернулись. Ресторан, если я ничего не путаю, находился на первом этаже в башне.
Сейчас вокзал приобрёл современный вид, работают эскалаторы и лифты, к услугам пассажиров – камеры хранения и душевые.
Владимир Владимирович показывает нам заветное место, где нужно топнуть по полу ногой: здесь живёт эхо 😊
Как раз во время последней реконструкции это место пометили восьмиконечной звездой.
Такая великолепная акустика натолкнула работников вокзала на идею проводить различные мероприятия, помогая пассажирам скоротать время до отправления поезда. Сценой служит центральная лестница.
На лестнице также находится один из трёх фонтанов – очень оригинальный: гранитный шар на гидроподвеске, кажется, что он вращается сам по себе, купаясь в струе воды. У пассажиров бытует поверье: чтобы дорога была удачной, нужно прикоснуться к шару. К сожалению, в день нашего визита фонтан не работал.
Остальные два фонтана расположены симметрично относительно главного входа в двух крыльях вокзала. Отъезжающие любят кидать сюда монетки, особенно в тот, что ближе к кассам – «Каменный цветок».
Вот как выглядел фонтан до реконструкции, фото 1981 г.:
Сейчас наш вокзал вот такой – лёгкий и воздушный, это впечатление создаётся за счёт тех самых куполов и сплошного остекления фасада.
На последней фотографии красным подсвечен третий фонтан – со статуей «Держава».
И такая же воздушная винтовая лестничка ведёт куда-то в потайные помещения 😊
Украшением вокзала являются витражи, выполненные по проекту ленинградских художников А. Королева и В. Буканова.
Причём, мне казалось, что они были всегда, но, рассматривая ранние фотографии вокзала, я их не увидела.
Оказывается, они появились в 1985-88 годах.
В память о Великой Отечественной войне на втором этаже устроен небольшой исторический уголок:
Также на вокзале регулярно проводятся фотовыставки.
Например, во время нашего визита экспонировались фотографии в честь 180-летия железных дорог России.
Поезд «Аллегро», курсирующий между Санкт-Петербургом и Хельсинки.
Удивительный факт: на обновление интерьеров вокзала ушло более 2 тысяч тонн минералов – гранита, мрамора, змеевика!
Сейчас образцы этих природных камней выставлены в музее камней – ещё одной достопримечательности Челябинского вокзала:
А это – фирменная деталь интерьера челябинских железнодорожных зданий: в ресторане Дворца культуры железнодорожников были такие же. Не знаю, имеют ли они функциональное назначение, в ресторане мне казалось, что это ячейки для размещений бутылок с шампанским 😊
Во время нашего посещения ожидающих, практически, не было:
Для желающих подкрепиться есть небольшие кафе и закусочные:
Кому скучно, может пройти в игровую зону, здесь к услугам пассажиров бильярд, настольный футбол, настольный теннис и шахматы.
Хотите отправить забавное послание с дороги? Для вас подготовлены соответствующие декорации – фотографируйтесь и шлите весточки своим друзьям, знакомым и родственникам!
Помимо общего зала ожидания, есть специализированные. Эта практика не новая, ещё в годы реконструкции старого вокзала (30-е) были оборудованы комнаты для матери и ребёнка, для курортников и для членов правительства.
На современном вокзале есть зал для пассажиров с детьми, детский зал и зал повышенной комфортности. Над входами висят великолепные златоустовские гравюры.
Детский зал:
В зале повышенной комфортности всё солидно, можно ждать поезд в тишине и покое.
Хочется везде заглянуть, обо всём расспросить работников вокзала, но неумолимое время торопит: быстрей, быстрей!..
Поднимаемся на третий, служебный этаж. Он уже не для пассажиров, попасть сюда можно лишь в особых случаях, вот, например, как мы – с экскурсией.
Здесь наша цель - кабинет диктора, официальное название – справочно-информационное бюро. Давно уже канули в Лету времена, когда дежурный по вокзалу ходил и громко объявлял расписание поездов, так как большинство пассажиров были неграмотными. Современных пассажиров информирует табло и диктор.
Татьяна Ростовская рассказала, что главное для её профессии – дикция, голос, звучащий отчётливо и красиво.
Кабинет очень комфортный, стены обиты специальным звукопоглощающим материалом, есть небольшая кухня, линолеум приятного зелёного цвета.
Кстати, обратите внимание, ноги у работника стоят на подставке. Очень редко встречается такое тщательное следование СанПиНам, я сама всегда мучалась на любой работе, подставляя под ноги всякие ящики.
Переходим к зимнему саду.
Здесь же находится музей камней, где представлены образцы пород, использовавшихся при отделке интерьеров вокзала.
При устройстве сада работники также проявили креатив. Вот – мальчик ловит рыбу.
Неподалёку – ящерица. Хозяйка Медной горы? 😊
Вода с журчанием вытекает из кувшинчика…
В общем, господа пассажиры Челябинского вокзала, если вы попали сюда, не сидите сиднем, обойдите вокзал, вы найдёте для себя много интересного!
Ну а мы двигаемся дальше – к высотной башне. Кстати, не знаю, была ли это задумка проектировщиков, или это мои фантазии, но вокзал напоминает мне поезд: высотная башня – локомотив, а три купола – вагоны. Вот на этой фотографии хорошо видно.
В башне находятся комнаты отдыха, в холле – небольшой музейный уголок, посвящённый истории железной дороги.
Зеркало тоже фирменное 😊 И ещё более отражает мою идею – вокзал в виде поезда.
Поднимаемся на лифте на 8 этаж, ещё один пролёт… и вот она – дверь в небо!
Выходим на крышу, а там – сюрприз! Накрытый стол!..
Милая подробность – стаканы в подстаканниках! Ещё бы сахарок – по два кусочка в пачках, воспоминание о прошлом…
Заманчиво, конечно, попить горячего чаю, но, пока не наступила темнота, стараемся запечатлеть с высоты околовокзальные пейзажи.
Вид на пригородный вокзал и путепровод, соединяющий Советский и Ленинский районы:
«Синегорье» - с высоты неплохо смотрится…
Храм, скверик и железнодорожные пути
Бывшая гостиница «Челябинск»
Привокзальная площадь
Вокзалы – новый и старый
Вид на Ленинский район
Но вот темнота наступила, проходим ещё раз по кругу:
На крыше мне очень понравилось – здесь особый уют и уходить не хочется.
Интересно, что означает этот знак? Мне он напомнил скрипичный ключ, хотя земной шар, изображённый на нём, наводит на мысль, что это символ объединения… Возможно, всех дорог в единую сеть?
Наконец, принимаемся за вкуснейшую выпечку.
Напившись великолепного горячего чая, наевшись вкусных пирожков и булочек, надышавшись напоследок «высокогорным» воздухом и взглянув ещё раз на город с крыши, благодарим организаторов и прощаемся. Спасибо за интересную экскурсию!
О четвёртом блог-туре читайте в материале "Локомотивы снаружи и внутри"
О других экскурсиях вы можете прочитать в публикациях:
- Экскурсия "Челябинск библиотечный"
- Экскурсия "Учебные заведения старого Челябинска"
- Жемчужина в ожерелье озёр (поездка в Кыштым)