Тогда конечно я не знал о печальной участи трудармейцев Поволжья, немцев по национальности, которых в годы войны как военнопленных, привезли строить металлургический завод. И многие из них умерли на этом песчаном карьере от тяжелой работы и голода.
А начинается наша короткая улица прямо у ограды медгородка ЧМК. Сонная пыльная улочка, старая постройка, опора ЛЭП, весьма непрезентабельные задворки стального района.
Улочка очень короткая, от бывшего таксопарка до карьера, всего 490 метров. Но 75 лет назад здесь ходили колонны трудармейцев под охраной, тогда улица называлась именем 32-й улицей Соцгорода металлургического завода.
На углу улиц Ушакова и Сурикова раньше был большой таксопарк ЧМЗ, ныне коммерческая структура. Сурикова, 2
Напротив стоит дом №1 - бывшее общежитие ПТУ №60 от треста "Востокметаллургмонтаж", ныне колледж "ЮУМК". В 1946 г. был образован Металлургический район, и многие номерные улицы одновременно получили название, порой случайное, порой осмысленное. 32-я улица получило название в честь ученого-металлурга А. Байкова.
Мастерские бывшего ПТУ в жалком виде, что в принципе правильно подчеркивает надпись на стене. И общежитие, и мастерские, само здание филиала ЮУМК конечно же построены не на пустом месте, здесь в годы войны был лагерь трудармейцев. Да и поселок рядом когда-то назывался поселком Песчаного карьера.
У здания бывшего ПТУ №60 растут шикарные ели, представляя среди пыли улиц Мира и Сурикова небольшую тень и свежесть. Так что же с названием улицы - в 1957 г. улицу вновь переименовывают, причина - местные жители массово переименовали улицу в "Войкова". А такая улица уже была в Челябинске. Трудно сказать о реальной истории переименования, но так пишет "Справочник улиц Челябинска".
Если короткий отрезок улицы Сурикова до улицы Мира еще хоть как-то напоминал город, то после улицы Мира улочка ныряет в частный сектор и гаражи.
А от угла этих улиц открывается панорама на северо-запад Челябинска.
Место это на углу Мира и Сурикова теперь довольно бойкое, "Светофор", другие магазины...
Собственно говоря за улицей Мира всего три частных дома, построенных методом самстроя после войны. Дом №4, далее №6 и 8.
А далее только гаражи, гаражи, гаражи, те что слева были построены еще в конце 1960-х, те, что справа - строили уже в 1990-х
В детстве мы пацанами шли здесь на карьер, теперь гаражи. Я не знаю когда карьер был заброшен в связи с затоплением родниковыми водами, но еще в 1970-х карьер был популярным местом отдыха. Общественники бились с властями против строительства новых гаражей, была построена лестница-спуск в карьер, вода была чистейшая, холодная, водились раки, пескари ловились.
А так выглядел карьер в суровые военные годы. Попасть на карьер для трудармейца считалось верной смертью, именно на карьере погибло больше всего немцев Поволжья, граждан СССР. "Но был завод построен..." - так писали в советское время, он дал сталь для Победы, сталь не простую, а качественную, для сложного производства. Трудно сказать, может именно поэтому судьбу карьера закрыли гаражами, подальше от глаз. А может потому что на карьере слишком много тонуло людей. Не отрицаю, сам был свидетелем, слишком много пьяных компаний приходило на карьер. Но помнить надо в год 75-летия Победы не только о знаменосца Победы, великих сражениях, но и о русских немцах, которые построили своим руками металлургический завод в годы войны.
Поскольку проходить через гаражи для поиска прохода я не стал, я объехал по ул. Байкальской на западную сторону. Хорошо видно на противоположной стороне коричневые ворота. Раньше улица Сурикова выходила напрямую на берег карьера. Именно здесь была лестница-спуск, внизу, где камыши, место относительно мелкое, там ловились пескари.
Вид на карьер с севера, здесь места были поглубже, да и холодные родники били с глубины 18 метров, очень много утонуло на этом карьере из-за родников. При нас помню пьяненький мужик на спор решил доплыть до острова от купальни, чудом его спасли, судорога от холодных родников.
Собственно говоря вид купальни поближе... Хотя это все было условно, купались везде, "ЦКовские" купались на южном берегу, мы бывало на острове вилками ловили раков. Рыба была чистая, не зараженная. Всё началось из-за строительства гаражей. Мусор, отходы, отработка - всё лилось из гаражей на берега карьера. В рыбе появились глисты, исчезли пескари, берега становились всё замусоренные. Вместо того чтобы сделать из карьера место отдыха, как требовали общественники, выдавались властями новые разрешения на организацию новых гаражных кооперативов. теперь к карьеру можно подобраться только со стороны ул. Байкальской, у зданий карьерного управления.
Понятно, что карьер не слишком удачное место для купания, тем более рядом по-прежнему работало карьерное управление. Только камень уже возили самосвалами с казанцевского карьера, для чего был построен "технологический" мост. Да управление по-прежнему находится на ул. Байкальской, вот их подстанция на берегу р. Миасс.
И здание бывшей дробилки, ныне оборудование находится на самом карьере.
Будучи рядом посетил и бывшую плотину ЧМЗ, смотрю еще не весь металл с нее срезали. Построена силами трудармейцев в 1943 году, в 1944 опять же трудармейцы чистили от ила кессон в ледяной воде после весеннего разлива, чтобы оная поступила на ЧМЗ. После войны от водовода с плотины отказались, был построен водовод на озеро Первое.
Шлюз плотины до сих пор держит зеркало реки Миасс в это месте, скорее благодаря накопившемуся мусору.
Карта из ДубльГИС для понимания места.