DG048 (dg048) wrote in chelchel.ru,
DG048
dg048
chelchel.ru

Categories:

АРХИТЕКТУРА деревянная старого Челябинска

Угол улиц Коммуны и Елькина 1967.jpg
Угол улиц Коммуны и Елькина. 1967год. Фото из фондов ОГАЧО
Листая энциклопедию "Челябинск"

Среди крепостей, основанных Оренбургской экспедицией в 1736 году, только Челябинская была деревянной. Дерево оставалось основным строительным материалом около 2 столетий: до конца 19 века. Челябинск был большим селом с одноэтажной бревенчатой застройкой. По сведениям Оренбургского статистического комитета, в 1870 году в Челябинске было всего 9 каменных домов. Русские поселенцы переносили в башкирское Зауралье традиционные строительные приемы. Преобладала среднерусская планировка жилища: от пятистенок и шестистенок («со связью») до крестовых домов, усложненных более поздними прирубами и перегородками. Наиболее доступным и распространенным типом жилища в 18 — начале 19 веков были избы клетью (дом Семеиных, сохранявшийся на ул. Труда до 1980-х годов).
Преобладали одноэтажные дома с двускатной крышей, стоявшие торцом к улице (условно крестьянский тип дома), и с вальмовой (4-скатной) крышей (условно городской тип). Некоторые дома без изменения были перенесены из деревень (например, Першино). Это были небольшие пятистенки со стропильным покрытием, у которых бревенчатый щипец был заменен более легким дощатым, позже — тесовым. Старые крыши имели значительные выносы, защищавшие бревенчатые стены от влаги. С заменой теса кровельным железом уклон крыши и вынос карниза стали уменьшаться. Место перехода от бревенчатой стены к дощатому щипцу закрывали карнизной доской, а позже — напуском вертикальной обшивки щипца. Дома, как правило, стояли на бутовых фундаментах и имели глубокие подполья. Появлялись жилища усложненной композиции: дом с мезонином (дом Жуковского на улице Труда), полудомок (1-й этаж частично заглублен), двухэтажный. Уличные фасады домов располагались по красной линии кварталов. Углы и перерубы создавали пластическое членение стены, так как бревна в срубах связывали с остатком. Дворовые фасады с пристройками были гораздо живописнее. Большинство бревенчатых домов имело горизонтальную обшивку, выполненную из широкого и толстого теса (19 век). Позже появилась фигурная обшивка (например, «в елочку»). Обшивку ставили позже возведения стен; нередко крупнобревенчатый сруб — «палублен» (уральское выражение) ставился только со стороны улицы — «для представительности». При этом обшитый сруб проигрывал в пластичности по сравнению с бревенчатой стеной. Дома более бедные и старой постройки имели входы только со двора. Вход в зажиточный дом устраивался с улицы — в холодной дощатой боковой пристройке, сообщавшейся со двором. Наружные лестницы в 2–4 ступени. Над входом — козырек с несущей конструкцией из дерева или кованого металла. Двухэтажные дома нередко имели над входом и коридором остекленный «фонарь», увенчанный со стороны улицы декоративным кокошником. Наружная плоскость входных дверей была декорирована фигурными филенками с резьбой разнообразного рельефа. Резьбой украшались входы в дома, въезды во двор и особенно окна. Были распространены 2 вида оконных проемов: с горизонтальным и арочным (лучковым) верхом. Все наличники по конструкции однотипны: стойки, карниз, подкарнизная и подоконная доски. Верх наличника, нередко подоконные доски и стойки содержали декоративные элементы. Обязательная принадлежность окон — ставни. Чаще встречались ставни филенчатые, более ранняя конструкция — из гладких вертикальных досок на шпонках. Они носили утилитарный характер, не вырождались в декоративный элемент, покрытый резьбой или росписью, немногие имели прорезные смотровые отверстия в виде кружка, ромба, сердечка. Со временем размеры окна увеличивались, а ширина простенка сокращалась. На старых домах существовал зазор между откинутыми соседними ставнями, в постройках 20 века ставни открывались с частичным или полным нахлестом. Запирались с помощью деревянных вертушек или металлических запоров («баутов»). Ворота являлись композиционным элементом усадьбы, поскольку въезду во двор придавалось большое значение. В едином двустворчатом типе ворот существовало 2 основные группы: с горизонтальным и криволинейным верхом. В каждой из них были приняты симметричные и асимметричные схемы, при этом симметричная схема содержала ложный элемент, так как одна из калиток — декоративная. В симметричных воротах конструкцию поддерживали 4 столба, а в асимметричных — 3, перекрытых чаще 4-скатной крышей. Верхняя часть столбов была декоративно «выведена» над крышей; большой свес покрытия защищает столбы и полотнища ворот и калиток от дождя. Более поздние ворота (20 век) имели облегченно покрытие с малым выносом. Лицевые плоскости полотнищ декорировались накладным орнаментом «солнышка», скрепленного в центре резной розеткой, на вереях — точеные колонки, под карнизом — украшенная фризовая доска. Резной декор — яркий пример архитектурного фольклора. Его старались сохранить, перенося со старой избы на новый дом. Преобладала глухая резьба, отличавшаяся изящным и тонким исполнением по сравнению с более поздней выпиловкой. Мотивы орнамента, состоящего из ромбовидных и круглых розеток («солнышка») и желобков, не повторялись, так как при повторном применении удачно найденного решения обязательно вносились новые элементы. С середины 19 века существовал синтез глухой резьбы с накладной резьбой и выпиловкой, появлялись так называемые «барочные» наличники с 2 волютами (завитками), среди которых — наличники с навершием. Также было характерно отражение в декоре национальных черт татаро-башкирского орнамента. На рубеже 19–20 веков появлялись постройки (в частности, на Переселенке), облик и резной наряд которых был выполнен в стиле модерн. Усадьба представляла собой прямоугольник, обращенный короткой стороной к улице. Сбоку к дому примыкал открытый двор, застроенный по периметру навесами и плотным рядом хозяйственных помещений и хорошо защищенный от непогоды. Более ранние хозпостройки — двухярусные бревенчатые либо комбинированные: бревенчатый низ, каркасный верх (сеновал), обшитый досками, позже тесом. Для надворных построек использовался более тонкий, нередко березовый, лес; ставили срубы и в полбревна. Многие усадьбы имели колодцы и баньки. От улицы двор был отгорожен воротами и тесовым забором или общепринятым около 100 лет назад заплотом из горизонт. бревен, забранных в пазы столбов. Подобный архаичный прием, а также устройство повалов — выпусков бревен для поддержания свесов кровли — встречались в хозяйственных постройках еще в 1980-х годах. По границе соседнего участка возводились стены из дикого камня (как противопожарная мера), которые часто шли вдоль периметра двора и служили задней стенкой хозяйственных строений.

М. П. Мочалова

Литература: Мочалова М. П. Деревянное зодчество старого Челябинска. Челябинск, 1973; Она же. На полуденную сторону. Челябинск, 1978; Шкапрова Т. Сохранить деревянное кружево // Вечерний Челябинск. 1984. 29 мая; Вайнштейн Л. А. Берегите мастерство // Челябинский рабочий. 1986. 1 нояб.; Фонотов М. Взор не отвести! //Там же. 1986. 12 окт.

Tags: архитектура деревянная
Subscribe

  • Виды Челябинска образца 50-х

    Такого ранее никогда не было ни в сообществе, ни где-либо еще — к международному фестивалю молодежи и студентов 1957 года артелью…

  • Архивное

    Ещё одна солянка. Источники указаны под фото. Здание Челябэнерго, 2004 г. [ отсюда] 11-й городок 1965-1970-е [ отсюда] 1980-е […

  • Кадры видеохроники

    Небольшие фрагменты киножурнала "Советский урал". № 45, 1978 - Кинотеатр "Урал": кадры площади, троллейбус и автомобиль едут мимо 14-этажных домов…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments