Угол улиц Коммуны и Елькина. 1967год. Фото из фондов ОГАЧО
Листая энциклопедию "Челябинск"
Среди крепостей, основанных Оренбургской экспедицией в 1736 году, только Челябинская была деревянной. Дерево оставалось основным строительным материалом около 2 столетий: до конца 19 века. Челябинск был большим селом с одноэтажной бревенчатой застройкой. По сведениям Оренбургского статистического комитета, в 1870 году в Челябинске было всего 9 каменных домов. Русские поселенцы переносили в башкирское Зауралье традиционные строительные приемы. Преобладала среднерусская планировка жилища: от пятистенок и шестистенок («со связью») до крестовых домов, усложненных более поздними прирубами и перегородками. Наиболее доступным и распространенным типом жилища в 18 — начале 19 веков были избы клетью (дом Семеиных, сохранявшийся на ул. Труда до 1980-х годов).
Преобладали одноэтажные дома с двускатной крышей, стоявшие торцом к улице (условно крестьянский тип дома), и с вальмовой (4-скатной) крышей (условно городской тип). Некоторые дома без изменения были перенесены из деревень (например, Першино). Это были небольшие пятистенки со стропильным покрытием, у которых бревенчатый щипец был заменен более легким дощатым, позже — тесовым. Старые крыши имели значительные выносы, защищавшие бревенчатые стены от влаги. С заменой теса кровельным железом уклон крыши и вынос карниза стали уменьшаться. Место перехода от бревенчатой стены к дощатому щипцу закрывали карнизной доской, а позже — напуском вертикальной обшивки щипца. Дома, как правило, стояли на бутовых фундаментах и имели глубокие подполья. Появлялись жилища усложненной композиции: дом с мезонином (дом Жуковского на улице Труда), полудомок (1-й этаж частично заглублен), двухэтажный. Уличные фасады домов располагались по красной линии кварталов. Углы и перерубы создавали пластическое членение стены, так как бревна в срубах связывали с остатком. Дворовые фасады с пристройками были гораздо живописнее. Большинство бревенчатых домов имело горизонтальную обшивку, выполненную из широкого и толстого теса (19 век). Позже появилась фигурная обшивка (например, «в елочку»). Обшивку ставили позже возведения стен; нередко крупнобревенчатый сруб — «палублен» (уральское выражение) ставился только со стороны улицы — «для представительности». При этом обшитый сруб проигрывал в пластичности по сравнению с бревенчатой стеной. Дома более бедные и старой постройки имели входы только со двора. Вход в зажиточный дом устраивался с улицы — в холодной дощатой боковой пристройке, сообщавшейся со двором. Наружные лестницы в 2–4 ступени. Над входом — козырек с несущей конструкцией из дерева или кованого металла. Двухэтажные дома нередко имели над входом и коридором остекленный «фонарь», увенчанный со стороны улицы декоративным кокошником. Наружная плоскость входных дверей была декорирована фигурными филенками с резьбой разнообразного рельефа. Резьбой украшались входы в дома, въезды во двор и особенно окна. Были распространены 2 вида оконных проемов: с горизонтальным и арочным (лучковым) верхом. Все наличники по конструкции однотипны: стойки, карниз, подкарнизная и подоконная доски. Верх наличника, нередко подоконные доски и стойки содержали декоративные элементы. Обязательная принадлежность окон — ставни. Чаще встречались ставни филенчатые, более ранняя конструкция — из гладких вертикальных досок на шпонках. Они носили утилитарный характер, не вырождались в декоративный элемент, покрытый резьбой или росписью, немногие имели прорезные смотровые отверстия в виде кружка, ромба, сердечка. Со временем размеры окна увеличивались, а ширина простенка сокращалась. На старых домах существовал зазор между откинутыми соседними ставнями, в постройках 20 века ставни открывались с частичным или полным нахлестом. Запирались с помощью деревянных вертушек или металлических запоров («баутов»). Ворота являлись композиционным элементом усадьбы, поскольку въезду во двор придавалось большое значение. В едином двустворчатом типе ворот существовало 2 основные группы: с горизонтальным и криволинейным верхом. В каждой из них были приняты симметричные и асимметричные схемы, при этом симметричная схема содержала ложный элемент, так как одна из калиток — декоративная. В симметричных воротах конструкцию поддерживали 4 столба, а в асимметричных — 3, перекрытых чаще 4-скатной крышей. Верхняя часть столбов была декоративно «выведена» над крышей; большой свес покрытия защищает столбы и полотнища ворот и калиток от дождя. Более поздние ворота (20 век) имели облегченно покрытие с малым выносом. Лицевые плоскости полотнищ декорировались накладным орнаментом «солнышка», скрепленного в центре резной розеткой, на вереях — точеные колонки, под карнизом — украшенная фризовая доска. Резной декор — яркий пример архитектурного фольклора. Его старались сохранить, перенося со старой избы на новый дом. Преобладала глухая резьба, отличавшаяся изящным и тонким исполнением по сравнению с более поздней выпиловкой. Мотивы орнамента, состоящего из ромбовидных и круглых розеток («солнышка») и желобков, не повторялись, так как при повторном применении удачно найденного решения обязательно вносились новые элементы. С середины 19 века существовал синтез глухой резьбы с накладной резьбой и выпиловкой, появлялись так называемые «барочные» наличники с 2 волютами (завитками), среди которых — наличники с навершием. Также было характерно отражение в декоре национальных черт татаро-башкирского орнамента. На рубеже 19–20 веков появлялись постройки (в частности, на Переселенке), облик и резной наряд которых был выполнен в стиле модерн. Усадьба представляла собой прямоугольник, обращенный короткой стороной к улице. Сбоку к дому примыкал открытый двор, застроенный по периметру навесами и плотным рядом хозяйственных помещений и хорошо защищенный от непогоды. Более ранние хозпостройки — двухярусные бревенчатые либо комбинированные: бревенчатый низ, каркасный верх (сеновал), обшитый досками, позже тесом. Для надворных построек использовался более тонкий, нередко березовый, лес; ставили срубы и в полбревна. Многие усадьбы имели колодцы и баньки. От улицы двор был отгорожен воротами и тесовым забором или общепринятым около 100 лет назад заплотом из горизонт. бревен, забранных в пазы столбов. Подобный архаичный прием, а также устройство повалов — выпусков бревен для поддержания свесов кровли — встречались в хозяйственных постройках еще в 1980-х годах. По границе соседнего участка возводились стены из дикого камня (как противопожарная мера), которые часто шли вдоль периметра двора и служили задней стенкой хозяйственных строений.
М. П. Мочалова
Литература: Мочалова М. П. Деревянное зодчество старого Челябинска. Челябинск, 1973; Она же. На полуденную сторону. Челябинск, 1978; Шкапрова Т. Сохранить деревянное кружево // Вечерний Челябинск. 1984. 29 мая; Вайнштейн Л. А. Берегите мастерство // Челябинский рабочий. 1986. 1 нояб.; Фонотов М. Взор не отвести! //Там же. 1986. 12 окт.