План города Челябинск. 1875 год. Фрагмент
Листая энциклопедию "Челябинск"
Основной градостроительный документ. В соответствии с Градостроительным кодексом РФ (ст. 28–37) определяет в интересах населения и государства условия формирования среды жизнедеятельности, направления, границы развития и зонирование территории города, развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, градостроительные требования к сохранению объектов историко-культурного наследия и особо охраняемых природных территорий экологическому и санитрному благополучию. Первой попыткой упорядочить планировочную структуру Челябинска стал план города, выполненный по указу Екатерины II «О сделании всем городам, их строениям и улицам специальных планов по каждой губернии особо» (1768), который обозначил неправильный 4-угольник крепости и регулярную прямоугольную сеть кварталов. Планом 1784 года предполагалось упорядочить не только планировку города, но застройку и обслуживание кварталов. Наряду с общегородским центром в заречной части закладывается районный центр и вторая городская площадь. Планы 1768 и 1784 годов не были осуществлены. Исторический след от них остался: Троицкая площадь в районе Заречья и первые улицы Труда (Сибирская) и Цвиллинга (Христорождественская). Тогда население города составляло 2,5 тысяч человек. В 1838 году троицким землемером Сидоровым был составлен новый план по упорядочению города. Он во многом явился отправной точкой дальнейшего развития города. Получить представление о нем можно по системе небольших кварталов, разделенных прямоугольной сеткой улиц, сохранившихся в историческом ядре центральной части города. В последующие годы Челябинск пережил 2 периода бурного экономического роста, вызванных строительством в конце 19 — начале 20 веков Транссибирской железнодорожной магистрали и индустриализацией в конце 1920 — начале 30-х годов. К 1934 году в городе проживало около 250 тысяч человек. Крупномасштабные градостроительные задачи вызвали необходимость разработки первого генерального плана города, выполненного под руководством архитектора Н. Г. Эйсмонта (1936, Ленинградское отделение Гипрогора, архитекторы Н. Г. Берлинерблау, С. М. Готлиб, Н. В. Громов, К. М. Зайченко и А. М. Суборов). Расчетная численность населения по генеральному плану 1936 года — 550 тысяч человек. Город развивался вокруг исторического ядра, в том числе за счет вырубки березового островного леса, в планировке центральной части сохранялась прямоугольная сетка улиц, но с укрупнением кварталов. Наряду с общегородским центром планировались центры 5 административных районов, связанных между собой системой транспортных магистралей. Главная улица — улица Спартака (ныне проспект Ленина) — появляется как связующее звено между Тракторозаводским районом, площадью Революции и будущим ансамблем предпарковой площади. Исторически сложившиеся улицы Кирова и Цвиллинга соединили главную площадь города с системой площадей в Заречье. Генеральный план 1936 года предусматривал создание городских зон отдыха на базе Шершневского бора и озера Смолино, впервые был поднят вопрос о создании большого водохранилища на реке Миасс (Шершневское водохранилище). Осуществлению генерального плана в полном объеме помешала война. Челябинский промышленный комплекс стал глубокотыловой оборонной базой страны. Перебазирование 60 промышленных предприятий из центра страны, эвакуация населения сопровождались массовым строительством на свободных территориях обособленных поселков из бараков и землянок. При этом значительно выросла городская территория. Необходимость упорядочить развитие послевоенного города — одна из движущих причин разработки нового генерального плана, выполненного под руководством Д. Д. Багарина (1947, Ленгипрогор, архитекторы А. Слонимский, Л. Вертоусов, инженеры Я. Ротенберг, И. Беневич и другие). Второй генеральный план рассчитан на город с населением более 700 тысяч человек (в 1946 году в городе проживало 450 тысяч человек). Челябинск рассматривался как центр энергоемких призводств, поэтому основное внимание уделялось формированию 4 промышленных узлов на базе мощностей уже существующих предприятий. Основная архитектурно-планировочная идея — объединение разрозненных частей города в единый организм — перешла из генерального плана довоенного периода. Наряду с территорией районов, имевших резервы для развития (Тракторозаводский — в сторону озера Первого, Металлургический — с частичным использованием терриории Каштакского бора, Ленинский — до озера Смолино), предусматривались новые площадки для перспективного строительства (Северо-Запад и Чурилово). Активно решались вопросы транспортного строительства: создание обходной кольцевой магистрали, связывающей районы города, трассировка основных магистралей с востока на запад (проспект Победы, Худякова — Дзержинского) и с севера на юг («“Меридиан» и улица Чайковского) с выходом на основные автодороги за пределами города. В 1951 году была выполнена корректировка генерального плана в части этажности застройки: увеличилась доля многоэтажной (до 5 этажей) застройки за счет уменьшения до 25 % доли 2-этажной и усадебной застройки. Третий генеральный план города (1967) разработан авторским коллективом института «Челябинскгражданпроект». В городе проживали 857 тысяч жителей. В этот период основной задачей градостроительства стало регулирование бурного роста крупных городов за счет рационального размещения производительных сил. Главной архитектурно-планировочной идеей стало активное включение в композицию города Шершневского и Каштакского боров, Шершневского водохранилища и реки Миасс. Застройка на свободных территориях северо-западного жилого массива, рассчитанного на население до 300 тысяч человек, как новое направление развития города, предложенного генеральным планом, осуществлялась с конца 60-х годов. Сложившаяся исторически полицентричная система центра обогатилась созданием новых комплексов: на повороте реки у Сада-острова, по улице Чайковского и трехлучие центра северо-запада. Генеральный план 1967 года предусматривал создание новых магистральных улиц и кольцевой автодороги, строительство мостов и путепроводов, которые должны освободить центр города от транзитного транспорта. Основной перспективный вид транспорта — метрополитен. Современный период развития страны характеризуется поиском наиболее рациональных методов работы в условиях нового механизма хозяйствования. Их особенности отражаются на градостроительной деятельности, которая предопределяется развитием рыночной экономики и появлением различных форм собственности, развитием принципов федерального, регионального и местного самоуправления. Челябинск начала 21 века занимает территорию в 50 тысяч гектаров; в городе проживают 1100 тысяч человек. Идет разработка нового генерального плана, в котором развитие города определяется переходом от экстенсивного территориального роста к его внутренней структурной реорганизации. Территория города подразделяется на 2 крупные зоны: центральную, включающую историческое ядро, и окружающие ее 5 промышленно-селитебных районов. В каждом из районов намечаются свои специфические преобразования, начиная от благоустройства и комплексного освоения территорий (пустырей, введения в оборот нарушенных, неосвоенных и брошенных территорий) до реконструкции кварталов, застроенных типовыми домами 1-го поколения. В планировке города большое значение придается реке Миасс с системой парков, вдоль которой пойдет развитие общегородского центра. В каждом планировочном районе на стыке жилой и производственной зон создаются общественные центры многофункционального назначения городского уровня, что закладывает условия для равного социального комфорта проживания, разгрузки общегородского центра и притяжения населения пригородов. Дальнейшее развитие получат транспортные магистрали и дороги, соединяющие 5 планировочных районов.
О. Н. Щельникова
Литература: Челябинск, год 2000…: О генер. плане города. Челябинск, 1973; Семенов М. Первый генеральный план // Вечерний Челябинск. 1976. 19 мая; Челябинск: градостроительство вчера, сегодня, завтра / Сост. С. Н. Поливанов. Челябинск, 1986; Генплан № 5: новые принципы градостроительной политики // Челябинск. 1999. № 5; Щельникова О. Н. Генплан: вчера, сегодня, завтра // Бюллетень архитектуры. 2000. № 8; Новикова Н. Генплан: Челябинск в профиль и анфас // Челябинск. 2001. № 6.