Categories:

Дежурные комнаты паровозных бригад в 2023 году


Здание по современному адресу: г. Челябинск, ул. Свободы, 165, было построено около 1904–1907 гг. для отдыха машинистов и называлось «дежурные комнаты паровозных бригад».

С момента своего строительства и, вероятно, по настоящее время здание принадлежит железнодорожному ведомству. Находится в федеральной собственности. С 2019 года является объектом культурного наследия регионального значения. На тот момент использовалось в качестве склада службы дезинфекции, в настоящий момент пустует.

Подробнее об этом здании можно прочитать на сайте регионального проекта «Памятники истории и культуры Челябинской области» (автор Ю.В. Латышев). Там же можно ознакомиться с содержанием экспертизы ООО «Маковей» 2019 года, на которой основан настоящий обзор.

Расположение здания.png
Рис. 1. Интересующее нас здание располагается вблизи пересечения улиц Свободы и Российской.

Объект культурного наследия представляет собой образец промышленных зданий начала ХХ века, возведённых в кирпичном стиле - одном из направлений эклектики.

Обратите внимание, что здание стоит не строго перпендикулярно к ул. Российской. В экспертизе это объясняется тем, что ориентация здания привязана к дорожным путям. Поэтому делается вывод, что здание было построено раньше появления современного створа улицы.

Со стороны ул. Российской здание частично перекрывается деревьями вдоль тротуара.

IMG_8408 2.jpg
Рис. 2. Юго-западный фасад здания. Вид здания со стороны ул. Российской.

Заходя на территорию мы обнаруживаем объект культурного наследия во всей красе.

Здание одноэтажное. Стены кирпичные на известково-песчаном растворе. По смыслу экспертизы дореволюционный облик здания – красный кирпич – оштукатурено оно уже в советское время. По штукатурке здание окрашено в два цвета (стены - жёлтый; руст, пилястр, архивольты - белый). Со всех сторон состояние штукатурного слоя аварийное. Состояние кирпичной кладки также оставляет желать лучшего: разрушения вызваны оштукатуриванием цементосодержащим составом.



Фундамент здания ограничено работоспособен, требуется усиление северо-западного угла.

IMG_8380.JPG
Рис. 3. На северо-западном углу здания трещина.

У здания ступенчатый карниз, фриз с ширинками.

Исторические окна — арочные, при этом на юго-западном фасаде были устроены прямоугольные оконные проёмы. Такие окна портят композицию фасада, т.к. никак не были увязаны шириной простенков с существующими окнами.

IMG_8378.JPG
Рис. 4. Арочные оконные проемы, украшенные архивольтами с замковыми камнями.

IMG_8375.JPGРис. 5. Позднее неподлинное прямоугольное окно на юго-восточном углу здания.

Кроме того, был прорублен дверной проем и выполнен тамбур (из шлакоблока и кирпича).

IMG_8376.JPGРис. 6. Состояние тамбура аварийное.

Переходим к северо-западному фасаду.

Стилистика здесь такая же. Асимметричная композиция в четырнадцать световых осей. Посередине вход в здание.

IMG_8390 3.jpgРис. 7. Протяженные фасады – многочастные, разбиты рустованными пилястрами и увенчаны в западной части треугольными фронтонами с укрупнённым декором.

Укрупнённость декора, высокие треугольные фронтоны, арочные проёмы добавляют зданию монументальности и, несмотря на малую этажность, позволяют не затеряться в городском пространстве.

Сразу обращаем внимание, что в угловой части под фронтоном вновь беда с окнами — заложен один исторический проем и прорублен новый.

IMG_8385.JPG
Рис. 8. Красивый фронтон и беда с окнами. В дальнейшем мы увидим, что центральное окно действительно крайне функциональное — освещает длинный коридор, а вот правое окно было заложено без видимой причины — лишнее окно не помешало бы.

Из-за длительных протечек воды у здания разрушился карниз фронтона. Требуется срочный ремонт.



У здания сохранился дореволюционный арочный дверной проем.

IMG_8394.JPG Рис. 9. Исторический проход в здание. В настоящий момент не используется.

Из прилагаемой схемы видно, что вход в здание осуществлялся по обе стороны протяженных фасадов. Были оборудованы крыльца.

3564390_original.jpg
Рис. 10. План расположения путей и зданий на станции Челябинск Сибирской железной дороги. 1911 г. Под № 5 описываемое здание. С двух сторон расположены два крыльца. Источник.

IMG_8404.JPGРис. 11. С северной стороны устроена некая погрудочная рампа. Над зданием труба.

На крыше виднеются поздние трубы.

Дежурные комнаты паровозных бригад – место, где они могли отдохнуть между рейсами (в пределах одной рабочей смены) или просто в ожидании своего поезда. Они строились по принципу общежития, в их составе были комнаты для сна, в каком-то виде обязательно была кухня или столовая и вспомогательные помещения.

IMG_8403.JPGРис. 12. Переоборудованное окно.

Подвала у здания нет. Цоколи и отмостка вокруг них частично разрушены.

IMG_8402.JPGРис. 13. Северная оконечность здания. Современный пристрой.

Наконец, обратимся к юго-восточному фасаду здания.

К сожалению, растительность с этой стороны слишком плотная.

Кровля у здания многоскатная стропильная. Сохранились полуциркульные чердачные окна - люкарны. Покрытие крыши из волнистого асбестоцементного листа, уложенного по металлическим плоским листам. Состояние неудовлетворительное. Часть листов утрачена.
Впрочем, к моменту съемок крыша здания без проблем справлялась с дождливой погодой три дня подряд. Однако, в экспертизе 2019 года ясно видны следы подтеков по стенам. Эксперт выявляет подсос воды в кладку стен.

IMG_8359 2.jpgРис. 14. Композиционная структура фасада аналогична той, что с противоположной стороны.

Здание прямоугольное в плане с небольшим эркером на юго-западной стороне. Габариты: 50,5 х 12,4 м.

Стены кирпичные. Применялся красный глиняный обожжённый кирпич, известково-песчаный раствор. Размер кирпича - 265х130х70 – характерный для начала ХХ века в регионе. Все стены поражены грибком. Состояние предаварийное / аварийное. Местами требуется усиление кладки, ремонт лицевого слоя кирпича, гидроизоляция и гидрофобизация.

Фронтон.pngРис. 15. Эркер. Структура окон сохранена, симметрична и оттого красива.

IMG_8373.JPGРис. 16. Украшение фронтона



В центре располагается симметричный исторический вход, как с северо-западной стороны. Просматривается позднейший сварной металлический козырек с покрытием из профлиста. Как вы видите, этот проход эксплуатируется.



IMG_8417 2.jpgРис. 17. С северо-восточной стороны к зданию в начале ХХ в. достроены гаражи железной дороги.

Сразу обращаю внимание, что в этой части здания устроен еще один вход, при этом, как станет ясно ниже, угловое помещение является изолированным от остального доступного объема строения. По юго-восточному фасаду проложены инженерные сети.



Отсутствие фриза в виде мерного ряда из квадратных ширинок на северо-восточной части здания не означает, что она не является подлинной. Как следует из прилагаемого ранее плана композиционная структура здания сохранена, изменения незначительны.

Давайте теперь ознакомимся с современной планировкой здания.

map2.jpgРис. 18. Коричневым отмечены заложенные окна, голубым — новые. Стрелки: красная — главный вход через тамбур, синяя — вход во вторую часть здания, зеленая — закрытый вход, фиолетовая — вход в изолированную часть здания, желтая — закрытый проход в пристрой.

Центральный вход в здание располагается с юго-западной стороны через тамбур.

IMG_8377.JPGРис. 19. Тамбур демонстрирует нам удручающее зрелище.

Нас сразу встречает длинный коридор. В настоящий момент здание сильно захламлено.

IMG_8419.JPGРис. 20. Коридор.

Первая дверь направо — та самая комната с прорубленным окном на южной оконечности здания.

IMG_8526.JPG
Рис. 21. Комната 1.

Возвращаемся в коридор доходим до первого разветвления и поворачиваем налево.



Перед нами вновь длинный коридор. В самом конце виднеется прорубленный, но закрытый оконный проём.

IMG_8421.JPG
Рис. 22. Коридор налево.

Входим в первую дверь налево. Стены изъел грибок.

IMG_8423.JPGРис. 23. Комната 2.

IMG_8424.JPGРис. 24. Комната 2.

IMG_8425.JPGРис. 25. Комната 2.

Выходя из комнаты, по левую руку видим две двери. Первая закрыта, идем в дальнюю.

IMG_8426.JPGРис. 26. Закрытая дверь и вход в комнату 3.

IMG_8428.JPGРис. 27. Комната 3.

Входим в дверь напротив. Имеются следы подтеков. Тем не менее, столетнее здание вполне стойко переносит осадки.

IMG_8429.JPGРис. 28. Комната 4.

IMG_8432.JPGРис. 29. Комната 4.

Справа вход в узкое помещение.

IMG_8431.JPG
Рис. 30. Комната 4, вход в комнату 5.

IMG_8434.JPGРис. 31. Комната 5.

Вышли из дальней комнаты и продолжаем открывать все двери по левую руку.

IMG_8440.JPGРис. 32. Коридор. Слева вход в комнаты 6 и 9, справа — в комнату 2.

IMG_8435.JPGРис. 33. Вход в комнату 6.

Здесь санитарная комната. Справа душевая, а вдали еще два захламленных помещения. Полы в душевой облицованы керамической плиткой. Состояние ее неудовлетворительное. В остальных помещениях полы деревянные.

IMG_8436.JPGРис. 34. Комната 6.

IMG_8437.JPGРис. 35. Комната 7.

IMG_8439.JPGРис. 36. Комната 8.

Выходим в коридор. Крайняя комната слева — уборная. Не функционирует.

Отопление и канализация в здании централизованные. Вода отключена из-за аварийного состояния трубопроводов. Здание электрофицировано. Состояние сетей - требуется замена. Вентиляция естественная.

IMG_8443.JPGРис. 37. Комната 9.

Поворачиваем налево вновь в самый первый коридор. Заходим в крупный проем справа.

IMG_8444.JPGРис. 38. Коридор. Справа вход в комнату 10, прямо — в комнату 11.

Здесь у нас крупная комната.

IMG_8464.JPGРис. 39. Комната 10.

IMG_8465.JPGРис. 40. Комната 10.

Выходим назад в коридор и идем направо. Напротив входа через тамбур находится зал.

IMG_8445.JPGРис. 41. Комната 11.

IMG_8446.JPGРис. 42. Комната 11.

IMG_8447.JPG
Рис. 43. Комната 11. Слева вход в комнату 12, справа проход к комнате 15.

Заходим в левую дверь. Здесь у нас небольшой карман.

IMG_8448.JPGРис. 44. Комната 12.

По правую руку кладовка.

IMG_8449.JPGРис. 45. Комната 13.

IMG_8450.JPGРис. 46. Комната 13.

А вот и дальняя комната. Это единственная комната с кирпичными сводчатыми перекрытиями по металлическим балкам (своды Монье). В остальных помещениях перекрытия плоские деревянные, обшитые дранкой. Стены поражены грибком.

IMG_8451.JPGРис. 47. Комната 14.

IMG_8452.JPGРис. 48. Комната 14.

Возвращаемся в холл и поворачиваем налево.

IMG_8454.JPG
Рис. 49. Комната 11.

IMG_8455.JPGРис. 50. Комната 11. Проход к комнате 15.

Здесь расположилась электрощитовая и дверь в еще один карман.

IMG_8456.JPG
Рис. 51. Проход. Справа комната 15, прямо — комната 11.

Проходим в дверь. Здесь две комнаты — одна прямо, вторая направо.

IMG_8457.JPGРис. 52. Вход в комнату 15.

Идем прямо.

IMG_8458.JPGРис. 53. Комната 16.

IMG_8459.JPGРис. 54. Комната 15. Прямо комната 17.

Наконец, выходим назад в карман и идем в оставшуюся комнату.

IMG_8461.JPG
Рис. 55. Вход в комнату 17.

Стены окрашены масляной краской. Сверху видно разрушение штукатурной обработки потолка — обнажилась дранка и подшивная доска.

IMG_8462.JPG
Рис. 56. Комната 17.

IMG_8463.JPGРис. 57. Комната 17.

В остальные помещения можно пройти только через боковые двери.

IMG_8466.JPGРис. 58. Арочный проход на юго-восточной стороне здания.

Попадаем в короткий коридор. Слева три двери.

IMG_8467.JPGРис. 59. Комната 18.

Заходим в первую дверь.

IMG_8468.JPGРис. 60. Слева-направо комнаты 19-21.

IMG_8469.JPGРис. 61. Комната 19.

Следующие две комнаты — уборные с чашами Генуя

IMG_8470.JPGРис. 62. Комната 20.

IMG_8471.JPGРис. 63. Комната 21.

Проходим через дверь с фрамугой. По правую руку длинный коридор.

IMG_8472.JPGРис. 64. Комната 18. Вход в коридор.

Вновь начнем с комнат по левую руку.

IMG_8474.JPGРис. 65. Коридор. Первая дверь слева — комната 22.

IMG_8475.JPGРис. 66. Вход в комнату 22.

Здесь у нас карман с двумя комнатами. Идем сначала в ту, что прямо.

IMG_8476.JPGРис. 67. Комната 22.

IMG_8477.JPGРис. 68. Комната 23.

IMG_8478.JPGРис. 69. Комната 23.

Теперь во вторую. Сразу при выходе налево.

IMG_8479.JPGРис. 70. Комната 22. Вход в комнату 24.

IMG_8482.JPGРис. 71. Комната 24.

IMG_8483.JPGРис. 72. Комната 24.

IMG_8484.JPGРис. 73. Комната 24.

Вновь выходим в коридор. Идем через синий пролет в дверь прямо.

IMG_8486.JPG
Рис. 74. Вход в комнату 22, справа вдали вход в комнату 25.

IMG_8487.JPGРис. 75. Коридор. Вход в комнату 25.

Маленькая комнатушка: и не развернуться. Слева кладовка.

IMG_8488.JPGРис. 76. Комната 26.

Справа окошко бухгалтера.

IMG_8489.JPGРис. 77. Комната 25.

Прямо очередной карман.

IMG_8490.JPGРис. 78. Комната 25. Слева вход в комнату 27, справа — в комнату 28.

IMG_8491.JPGРис. 79. Комната 25. Слева вход в комнату 27, справа — в комнату 28.

Начнем с левой комнаты.

IMG_8492.JPGРис. 80. Комната 27.

IMG_8493.JPGРис. 81. Комната 27.

Теперь та, что рядом. Это самая северная комната Дежурных комнат паровозных бригад. Металлическая дверь закрыта, но, видимо, ведет уже в пристрой.

IMG_8494.JPGРис. 82. Комната 25. Вход в комнату 28.

IMG_8496.JPGРис. 83. Комната 28.

IMG_8501.JPGРис. 84. Дверь в пристрой.

IMG_8500.JPGРис. 85. Комната 28.

Рядом с входом в комнату еще одна дверь, идем туда.

IMG_8502.JPGРис. 86. Комната 28. Слева вход в комнату 29, прямо — в комнату 25.

Таким образом, с северной стороны до осуществления пристройки раньше были арочные оконные проемы, а сейчас глухая стена.

IMG_8506.JPGРис. 87. Комната 29.

Возвращаемся через карман в длинный коридор.

IMG_8507.JPGРис. 88. Комната 25. Прямо коридор.

IMG_8508.JPGРис. 89. Коридор. Слева вход в комнату 30.

Вдали выход из здания. Нас интересует первая дверь слева с табличкой бухгалтерия.

IMG_8509.JPGРис. 90. Вход в комнату 30.

IMG_8513.JPGРис. 91. Комната 31.

IMG_8510.JPGРис. 92. Комната 30.

IMG_8511.JPGРис. 93. Комната 30.

IMG_8512.JPGРис. 94. Комната 32.

На этом моменте мы понимаем, что восточная часть здания частично изолирована от этих помещений — в нее можно попасть, вероятно, только с отдельного входа с улицы.

Далее идем в следующую дверь слева.

IMG_8514.JPGРис. 95. Комната 32.

IMG_8515.JPGРис. 96. Комната 33.

IMG_8516.JPGРис. 97. Комната 33.

Следующая комната налево.

IMG_8517.JPGРис. 98. Коридор. Слева вход в комнату 34.

IMG_8518.JPGРис. 99. Вход в комнату 34.

IMG_8519.JPGРис. 100. Комната 34.

IMG_8520.JPGРис. 101. Комната 34.

Наконец, последняя комната.

IMG_8521.JPGРис. 102. Коридор. Вход в комнату 35.

IMG_8522.JPGРис. 103. Комната 35.

IMG_8523.JPGРис. 104. Комната 35.

Все. Можем выходить на улицу.

IMG_8524.JPGРис. 105. Коридор. Прямо выход в комнату 18.

IMG_8525.JPGРис. 106. Крыльцо юго-восточного входа. Впереди здание по адресу Свободы, 169.

Ранее не было доступа к входным боковым дверям на юго-восточном и северо-западном фасаде из-за зарослей дикорастущих кустарников и деревьев. Кроме того, растения вызывали застой влаги, препятствуя вентиляции и испарению воды со стен.

В настоящий момент силами всероссийской инициативной группы «Том Сойер Фест» эта проблема устранена.

Так, 22 апреля 2023 года проведен субботник, по результатам которого здание стало гораздо лучше видно, что ясно и следует из настоящего обзора.



Раньше оно выглядело так:

Снимок экрана 2023-04-23 в 04.39.24.png
Рис. 107. Северо-западный фасад. 2019 год.

Резюмируя, нужно повторить вывод эксперта, что объект при эксплуатации изменен незначительно, имеются фрагментарные утраты архитектурно-декоративной отделки фасадов, достоверно восполнимые реставрационными методами. Подлинное объемно-планировочное решение и первоначальное декоративное убранство в целом сохранено.

Объект является памятником истории – связан со строительством железной дороги, развитием инфраструктуры станции Челябинск.

Кроме того Дежурные комнаты паровозных бригад признаны еще и памятником архитектуры.