Александр Францевич Бейвель - легенда уездного Челябинска, главврач городской и трижды городской голова. Много сделал для благоустройства города: организовал мощение улиц и площадей, постройку электростанции, проведение водопровода, телефонизацию. Пожалуй, лучше всего об этом удивительном человеке написано в книге А.Скрипова:
В конце XIX столетия в Челябинске свирепствовал тиф. Городу грозила эпидемия. Местные власти обращались в частном порядке в столицы, однако оттуда никто не приехал. Тогда взор был обращен на сельского лекаря Александра Францевича Бейвеля, уже пользовавшегося признанием местного населения. Ввиду остроты ситуации он быстро утверждается исполняющим обязанности челябинского городского врача без согласования с городской Думой. Думцы было возмутились, но, увидев старание молодого врача и первые положительные результаты, успокоились. Приехав в Челябинск, Бейвель отправился к городскому голове. Несмотря на утреннее время, от того тянуло перегаром. На столе стоял недопитый стакан водки. Выслушав краткий доклад сельского лекаря о прибытии в Челябинск, городской голова вдруг спросил:
- А водку-то ты пьешь?
- Не очень, - ответил, смущаясь, Бейвель.
- А зачем ты тогда сюда приехал?
Думал ли после такого приема сельский лекарь о том, что через некоторое время он сам станет городским головой?
А что касается пьянства, то эта проблема была хорошо знакома дореволюционному Челябинску. Так, например, в 1908 году на одного жителя приходилось почти полтора ведра вина в год, проданных в казенных лавках, без учета спиртных напитков, выпитых в трактирах и ресторанах. Бейвелю же, не злоупотреблявшему спиртным, знакомство с челябинским городским головой, похоже, запомнилось надолго. После избрания на эту должность он будет принимать активное участие в работе попечительства о народной трезвости. Об отце Александра Францевича - преподавателе Франце Бейвеле упоминает Короленко в «Истории моего современника». Писатель рассказывает, как в годы учебы хотел стать «отпетым» студентом, для чего, по его мнению, нужно было пройти через карцер. «Горячий француз Бейвель в течение урока оставлял по нескольку человек, но часто забывал записывать в журнал». В итоге в списке наказанных Короленко не оказалось. Сын «горячего француза» Александр принял российское подданство, закончил Казанский университет, получив по окончании степень лекаря. Затем выехал в Оренбургскую губернию, где был обязан отработать шесть лет, так как обучался за счет казны. В это время его и приметили челябинские власти...
Александр Бейвель боролся не только с тифом. У местного казачьего населения он обнаружил широкое распространение трахомы и предпринял меры по пресечению этого заболевания. На основе анализа данных он готовит диссертацию «Болезнь глаз и слепота у казачьего населения Челябинской станицы Оренбургского казачьего войска...» и успешно защищает ее в Военно-медицинской академии в Петербурге. Кстати, ознакомиться с ней можно в Челябинской публичной библиотеке.
Вообще, судя по многочисленным свидетельствам современников, врачом он был в высшей степени квалифицированным. Исключительная наблюдательность удачно сочеталась с высокой эрудицией. Когда другие врачи не могли определить диагноз, больные шли к Александру Францевичу. И, как правило, не испытывали разочарования. Слава о докторе Бейвеле быстро распространилась по городу. Он никогда не тратил деньги на рекламу. Детей до 14 лет лечил бесплатно. За врачебную деятельность его награждают орденом Святого Святослава III степени. Бейвель старался быть в курсе всех последних новостей в области медицины. Именно он приобрел первый в Челябинске рентгеновский аппарат. Челябинцы еще долго удивлялись возможности видеть сердце, легкие, грудную клетку... В 1900 году Бейвелю исполняется 33 года. В возрасте Христа он входит в XX век.
Энергия молодого врача не осталась незамеченной. В ноябре 1903 года его избирают городским головой. Он оставляет пост городского врача и полностью отдается общественной деятельности. Бейвель всегда в гуще событий, идет ли речь о замощении Уфимской улицы и дороги до вокзала или введении в городе электричества, телефонной сети... Благодаря стараниям городского головы состоялось открытие биржи, что оказало благотворное влияние на развитие Челябинска. О деловых качествах и популярности Бейвеля свидетельствует такой факт: три раза подряд его избирают городским головой. Когда он в 1909 году подал прошение об отставке, его не хотели отпускать...
Домик Бейвелей. Рисунок сына А. Ф. Бейвеля Саввы
О смелости тогдашнего городского головы говорит эпизод, который мне недавно рассказала невестка Александра Францевича Зоя Евсеевна Бейвель. Во время еврейского погрома он лично выезжал в город, пытаясь урезонить погромщиков: «Немедленно прекратите! Евреи ни в чем не виноваты. Они такие же люди, как и все остальные...» Говорят, что он вызвал пожарных и велел водой из брандспойтов разогнать черносотенцев.
В отличие от Весновского он не разделял левых взглядов и в 1905 году во время рабочего митинга на Александровской площади (ныне Алое поле) вышел к рабочему митингу и призывал его участников разойтись по домам. Он считал любые бунты бессмысленными. Он не был таким ярым сторонником либеральных ценностей, частного капитала, как Покровский. Ему были ближе сильное государство и сильный парламент. Бейвеля видели на заседаниях партии кадетов. Перед революцией он отойдет от политики и будет лечить одинаково и красных, и белых.
«Великий Октябрь» ничего хорошего бывшему городскому голове не сулил. Так и случилось. Вскоре в пролетарском Челябинске Бейвелю из-за его дворянского происхождения запретили лечить людей. У него наверняка появились основания опасаться за свою жизнь и безопасность семьи. Зоя Евсеевна Бейвель мне рассказывала о том, что ему предлагали выехать во Францию.
На семейном совете Александр Францевич принимает окончательное решение остаться: «Мы в России родились, выросли и нам некуда ехать. Там, за границей, нас никто не ждет...»
Прослышав о запрете Бейвелю заниматься докторской деятельностью, за ним приезжают из Копейска. Шахтерам был нужен главный врач. Вместе с семьей Бейвель переезжает в Копейск.Здесь его застает 1937 год. Жена репрессированного управляющего трестом «Челябшахтострой» вспоминала: «Это был Человек с большой буквы. Сколько он людей спас - нет счета. Когда арестовали мужа и повели его из квартиры, сын бросился к нему и был отброшен; пошла горлом кровь. Я пыталась всеми мне известными средствами остановить течение крови, но этого сделать не удалось, и я решила позвонить доктору Бейвелю, сказала, как плохо сыну. Александр Францевич очень быстро пришел с лекарствами, и через полчаса кровь была остановлена. Я сказала, что боялась ему позвонить, чтобы не навлечь неприятностей из-за ареста мужа. Он с возмущением сказал:
- Я вас считал более умной женщиной... ведь вы могли потерять Бориса (сына), не думал, что вы меня так плохо знаете.
Сделал мне укол и, уходя, сказал: «Звоните, если будет нужна помощь».
Про семью Бейвелей говорили, что они ничего не боятся. Наверное, это было не так. Наверное, все-таки боялись. Нельзя было в то время не бояться. Но их выручала настоящая интеллигентность, готовность прийти в любую минуту на помощь людям. Даже если их стали называть «врагами народа».
В 1939 году Бейвеля не стало. Хоронил его почти весь Копейск. Многие приехали из Челябинска. Гроб несли на руках до могилы.
К слову, могилу Бейвеля в Копейске отыскать так и не удалось.
Как жил Александр Францевич в Челябинске? Неподалеку от Алого поля стоял деревянный дом с красными ставнями, мезонином и террасой. У хозяина дома был просторный кабинет с большим окном в сад. Вдоль стен - стеллажи с книгами, у него была собрана очень хорошая библиотека... Человеком Александр Францевич был не бедным и мог бы многое себе позволить, если бы захотел. Но в доме Бейвеля не было ни дорогой посуды, ни какой-то роскоши, особых украшений. Стиль жизни у него, я бы сказала, был аскетичный.
Конечно, в семье, как тогда полагалось, держали горничную. Но дети, например, приучаясь к труду, убирали свои комнаты сами... Герман часто повторял за отцом одну из его любимейших фраз: «Надо вести себя порядочно». Думаю, что это не просто слова. Порядочность для Александра Францевича была отнюдь не пустым звуком».
Накануне завершения работы над этим очерком мне удалось связаться с внуком городского головы Бейвеля Александром Саввови-чем, который сейчас живет в столице и работает в одном из московских НИИ. Он живо откликнулся на предложение о сотрудничестве и выслал по факсу ряд уникальных документов, касающихся жизни его деда. Среди них особый интерес вызывают нигде не публиковавшиеся афоризмы Бейвеля.
Оказалось, что Александр Францевич вел философский дневник, который он назвал «Выводы жизни». В нем много зачеркнутых фраз. Такое впечатление, что Бейвель долго обдумывал свои афоризмы, пытался их совершенствовать. К каким же выводам пришел Бейвель?
Вот некоторые из его афоризмов: «Отсутствие опытности часто бывает основанием храбрости».
«Указать недостатки всех европейских столиц легче, чем самому построить курятник». «Маленькие неприятности не исправляют большим несчастьем». Эти слова бывшего городского головы не утратили своей актуальности и в наши дни. А может быть, стали еще актуальнее...
Дом А.Ф.Бейвеля стоял примерно на том месте, где сейчас находится школа №1. На снимке 1935 года этого дома уже нет:
А вот фотография дома, сделанная в начале XX века:
Единственное, что осталось от дома Бейвеля - один из четырёх посаженных им тополей, он до сих пор стоит перед школой №1.
А в Челябинске в память о А.Ф.Бейвеля установлено целых две мемориальные доски. Одна - как городскому голове - на Кировке, на здании к/т "Знамя" (увы, своей фотографии не нашёл, поэтому фото из "вечёрки"):
И вторая - как главврачу горбольницы - на фасаде поликлиники ГКБ №1:
Источники:
Экспозиция музея истории медицины
"Челябинская область. История, перспективы"
А.Скрипов "Челябинск XX век"