1. На плане 1967 года, очень приблизительном, маршрут 13 КБС-ЧКПЗ (так он назывался в начале 1990-х) обозначен так:
Тогда он не заканчивался кольцом на окраине Челябинска, а шел дальше, в Копейск. Как именно, я не уверен - кто-то говорил, что пассажиры, выходили на конечной, пересекали ж/д пути и садились в копейский трамвай, кто-то - что трамвай шел по мосту. Фотографий я не видел, и насчет трамвая в Копейск утверждать категорично не буду.
Также неясно, что за параллельная 13-му веточка с номером 9 идет.
Да, что интересно - Копейское шоссе еще называлось трактом! Когда ж его переименовали?
2. Начало маршрута - вот тут, на трамвайном кольце КБС (когда-то, говорили мне, рядом было отдельное кольцо - но я застал одно-единственное)
3.
Иду в направлении, где раньше рельсы лежали. Столб вполне трамвайного вида
4.
5. ... а дальше - еще, да с остатками подвески! Верной дорогой пошел, стало быть :)
6. и еще один
7. и еще
8.
Тут же и тяговая подстанция
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15. А такой столб стоит на перекрестке Копейского шоссе и Енисейской
16. Думаю, это остатки подвески контактной сети
17. Здесь когда-то были рельсы, между современными столбами и деревьями
18. О том же говорит и слегка провалившийся асфальт
19. и вот этот треугольник
20. ... с остатками шпальной решетки. Революционеры не стали их убирать :)
21.
22.
Пересекаю тракт и иду по Енисейской. Снова провалившийся асфальт, как раз по ширине трамвайной колеи :)
23.
Дальше, на довольно большом участке нет никаких следов трамвая - зато по левой стороне улицы очень красивый зеленый уголок
24.
25.
26.
27. И пруд - а за ним Завод им. Серго Орджоникидзе, он же Станкомаш
28.
29.
Но вернемся к нашей ул. Енисейской - вот еще один след трамвая. Опять недоработка, поленились снять подвеску контактной сети.
30.
Поближе
31.
Посмотрим назад - вдали девятиэтажки на Копейском шоссе, слева проходили трамвайные пути.
32.
33.
Иду дальше по изгибающейся подобно змее улице Енисейской. Кругом гаражи да производственные базы мелких фирм типа "Челябшарашмонтажстальреконструкция".
34.
35.
Не верится, что здесь когда-то лежали рельсы
36.
37. ... однако это так :)
38.
39.
40. Был столб
41. Всюду жизнь :) Господи, ну откуда тут какие-то мышонки, однако ж...
42.
43. Еще опора КС
44. Как все заросло за какие-то 15 лет!
Приметы нового времени
45.
46.
47.
48. Здесь дорога раздваивается - трамвай проходил в этих кустах слева
49. под этими трубами
50.
51. ... вдоль железнодорожной ветки
52.
53. Шпалы одни остались
54. Кругом разное интересное виднеется
55.
56. Следуем вдоль изгибов дороги дальше
57. и вот опять артефакт
58. а за ним следующий
59.
60.
61. Новый конструктивизм :)
62. и всякие зловещие таблички
63. А это... я сразу и не сообразил, почему АЗС платная :) Потом дошло, что за наличку, а не по талонам.
64. Дальше, на довольно большом участке столбов и прочих следов линии нету
65.
66.
Вдоль дороги - свалка. Серебристая "Нива" стоит - это машина сборщика металла, мужик копается в отвалах, все железяки грузит в прицеп.
67.
68. ТЭЦ
О том, что когда-то здесь был трамвай, можно судить только по косвенным признакам - таким, как эти "ворота"
69.
70. и эти
71. Ну или по этим столбам - в хозяйстве кулака и пулемёт не помеха :)
72
73. С левой стороны появляется бывшая СТО ЗАЗа
Ну и собственно, Енисейская выходит снова на Копейское шоссе
Здесь еле-еле видно, где проходил трамвай (справа, где кусты)
74.
75. Опора в зарослях
76. Дальше рельсы шли вдоль Копейского шоссе, которое сейчас расширили - вот примерно там, где "Газель" едет, и шел трамвай :)
77. Остановка
78. А конечная и трамвайное кольцо было вот за теми дальними деревьями у моста - теперь там стоянка
Ну и попробую привязать к спутниковым снимкам все то, что я прошел - спасибо Гугломапсу
фото с 2 по 32
с 33 по 50
с 51 по 63
<
с 64 по 75
78
Ну вот, как-то так. Я постараюсь в сентябре добраться до музея ГЭТ и выяснить все, что возможно, по этой ветке, ну и, если получится, по системе Челябинск - Копейск.
А пока всё :)