Сопровождавший убитого бонбистами Александра Второго в поездке по стране Жуковскый выразил свою любовь к Челябинску в четырех словах. Это и понятно, что мог внушить искушенному поэту маленький серый городок с несколькими тысячами жителей. С тех пор многое поменялось. Челябинск основан в 1736 году как одна из цепи крепостей, необходимых для закрепления империи на восточных рубежах. Таким образом, первоначальное значение города – военное, как, например, у любимого мной Пскова. В это время Средний и Малый казахские жусы (рода), расселенные по пограничным с Россией территориям, заявили о лояльности русской короне. Крепость была нужна для обозначения русских рубежей, а также для укрощения легких на подъем башкир, которым в те времена что любить, что резать было без разницы, лишь бы кровь была.
С отодвижением пресловутого «русского фронтира» Челябинск утрачивал военное значение. В 90-е годы 19 века в Челябинск приходит Транссиб и за десять лет население города увеличивается с 17 до 80 тысяч. За звериные темпы роста в это время его называют «русским Чикаго». Я принадлежу к числу ценителей таковых обозначений: «Уральская Рица», «Куроподмышкинский Арбат», «русская Венеция, Швейцария и Жванеция». Ни пророков, ни красот в стране нет – так, одни жалкие отражения ззабугорщины. Таким креативщикам надобно гвоздь в голову вбивать. Все хорошие люди должны собраться и убить всех плохих.
На рубеже 19-20 веков Челябинск становится главным перевалочным пунктом для переселенцев из Европы в Сибирь.
Потом, в гражданскую – битва за Челябинск, отсюда выбивают Колчака и город становится советским, затем – индустриализация, Челябинск – центр металлургической индустрии, среднего машиностроения и связанного с ним ядерного проекта. Перед входом в городской парк стоит памятник Курчатову, за спиной которого – разорванный атом. Очень красивое сооружение, особенно доставляют тонкие лучи, исходящие из половинок расщепленного ядра, видимо, символизирующие бозоны Хиггса. Там, в глубине городского парка, находится гранитный карьер Изумрудный, который теперь – озеро, а раньше – потенциальный урановый рудник. Хватило ума его не разрабатывать, потому что ценою тех раскопок стал бы сильно развитый и большой город.
Там еще про Троицк, Миасс, Зюраткуль и Ебург.