Ведмедь (vedmed1969) wrote in chelchel.ru,
Ведмедь
vedmed1969
chelchel.ru

Categories:

Здание "Челябэнерго"

Я думаю, вполне благоприятно начинать новый год записью об этом вполне достойном здании. А между тем, оно всё время остаётся в тени почему-то, хотя находится в самом что ни на есть центре. Может, соседи затмевают? :)

Это здание "Челябэнерго".




Лучше всех о нем сказал Михаил Фонотов, у меня так не выйдет. Поэтому позволю себе процитировать мэтра челябинской журналистики:


На этот раз перед нами – здание “Челябэнерго”, знакомое, надеюсь, всем челябинцам. Оно заявляет о себе своими колоннами. С колонн и начнем.

Колонны, как известно, пришли к нам из Древней Греции. В “классике” возродились четыре вида колонн (ордеров) – тосканский, ионический, дорический и коринфский. Зодчие Эллады видели в колонне образ человека, мужчины. В совершенстве колонны – пропорции человеческого тела.

Самое тонкое в колонне – энтазис. Энтазис – это утонение колонны. Чаще всего на треть высоты она прямая, а выше сужается, но не по прямой, а по кривой. Иногда утонение так мало, что только угадывается. В том-то, может быть, и прелесть энтазиса. Впрочем, тут все зависит от исполнения, от того, как выдержана линия. Если и есть с чем сравнить этот изгиб, так разве что с плавностью скрипичного звука. Сама колонна может быть и массивной, тяжелой, но ее линия – тонкой и нежной.

Еще одно предварительное напоминание. Колонны бывают (в срезе) круглые и квадратные. Гладкие и с каннелюрами (продольными желобками). Рустованные колонны имеют ложные швы, они как бы сложены из камней. Каменные колонны тоже не исключаются. Если круглую колонну “вдавить” в стену, получится полуколонна. А если вдавить в стену квадратную колонну, получится пилястра.

Американскому журналисту Майку Эдвардсу Челябинск не понравился тем, что в нем “преобладают здания напыщенной сталинской архитектуры”. Что увидел, то и увидел. (Между прочим, Сталин, как и всякий уважающий себя диктатор, строил хорошо, с прицелом на величие. После него – да, архитектура сникла.) Говоря о напыщенности, Эдвардс, я думаю, имел в виду и наши колоннады.

В свое время, как раз в сталинские годы, в Челябинске было построено немало зданий с колоннами. Колонны украшают, пожалуй, все Дворцы культуры, иные из театров и кинотеатров, административные здания, больницы. Не скажу, что в наличии все ордера, но известное разнообразие набралось. Всякие колонны можно увидеть в Челябинске – круглые (бывший Народный дом, наверное, первые колонны в городе), квадратные (пединститут, Дворец культуры железнодорожников и ряд других, на фасаде здания управления железной дороги круглые и квадратные колонны соседствуют), парные и даже тройные – угловые (корпус часового завода на улице Коммуны).

Самые, скажем так, породистые – колонны театра оперы и балета. Они мощные, с явным энтазисом. Изгиб их строен, но крут, едва ли не бутылочно.

Беда колонн (даже и Большого театра в Москве) – неряшливость. Пятна, полосы, потеки, потертости на них – обычное дело. Грязная колонна не может быть прекрасной при всем совершенстве ее пропорций,

Восемь колонн театра оперы и балета и фронтон над ними – портик, самый “напыщенный” в Челябинске. Нечто подобное, но скромнее – портик кинотеатра “Родина”. Еще скромнее портик ротонды одного из корпусов городской больницы, выходящего на улицу Воровского. Найдутся и другие примеры эллинского подражания.

Много лет в Челябинске колонн не ставили. И казалось, что никогда уже но поднимутся они в городе. Но нет, архитектор Евгений Викторович Александров, который до Хрущева, кажется, не успел приобщиться к колоннам, при реставрации здания филармонии “отвел душу”, спроектировал длинную колоннаду и портик. Наверное, не надо и впредь открещиваться от колонн, если к месту и ко времени.

Вообще-то, если очень упростить, то портик – это крылечко. Навес над входом. Только и всего. Пользы – от дождя укрыться. (Потому он сразу попал в разряд излишеств.) Тех неведомых архитекторов и тысячи их последователей многих веков можно было бы обвинить в расточительности, если бы не мощное эстетическое воздействие колонн. Оно так велико, что, пожалуй, до сих пор ему не найдено замены.

В чем магия колонн? Не знаю. Слов нет. Попробуйте мысленно “снять” портик театра оперы и балета – потеря невосполнимая. Может быть, архитектор нарочно обеднил стену, скрытую от глаз колоннами? Непохоже на то. Тут все есть – и пилястры, будто тени, падающие на стену от колонн, и огромные арочные окна с сандриками, пилястрочками и капительками, и три портала, и рустовка, но все равно без колонн стена выглядела бы плоско и бедно.

Еще издали колонны притягивают-манят. Чем ближе мы к ним, тем сильнее их магнит. Когда мы поднимаемся по ступеням широкой лестницы (хочется поднять голову кверху), уже ничего не способно поворотить нас назад. И, наконец, мы под колоннами, “в плену”, осталось открыть дверь...

Может быть, самое главное в колоннах то, что они напоминают нам о высоте, о своде, о небе.

Однако пора вернуться к зданию “Челябэнерго”. Авторы проекта – архитекторы Ф.Л. Серебровский и К.Д. Евтеев. Это “мужское” здание. И колонны его – “мужские”. Я так и не определил, с энтазисом они или без. Как будто они прямые, без утонения. Но под капителью будто бы угадывается изгиб.

Если портик театра оперы и балета выдвинут перед коробкой здания, то пять колонн здания “Челябэнерго” не выходят за линию фасада, из-под общего карниза. Далее колонны продолжаются девятью пилястрами. Колонны расположены не посредине, а с краю – этим углом, “крылечком”, здание “смотрит” на площадь Революции, давая знать о своем субординационном признании архитектурного лидера.

Здание зримо связано с двумя другими: оно держит равнение на здание управления железной дороги и “помнит родство” со зданием городской администрации, хотя и отдаленным от него площадью.



По-моему, хорошо. Полностью очерк уважаемого Михаила Саввича доступен по ссылке, прочтите, если кто еще не читал - он того стоит. Единственно, что добавлю, что, согласно энциклопедии "Челябинск", проект здания выполнен в 1950, построено оно в 1954 (по другим источикам, в 1955 году).

Ну а я выложу еще немного фотографий, снятых в конце прошлого года.

Вид со ступеней драмтеатра - увы, даже столь могучая организация изуродовала фасад здания наружными блоками кондиционеров. Это печально.




Новые времена - новые вывески




Как говорила Марина - "водвор" :)




За аркой - улица Тимирязева







Это я хотел не кондиционер заснять, а железяку слева.




Двор


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Там же имеется надстроенное трехэтажное ныне здание, куда ведет теплый переход. Но сейчас там банк, и я не уверен, что он не всё здание занимает.

Внутри здания "Челябэнерга" всё красиво и достойно - паркет, массивные деревянные двери, очень всё здорово и в этаком имперском стиле.

Tags: 2010 год, Советский район, Театральная площадь, улица Тимирязева
Subscribe

  • Родина, ненужный мост.

    На фасаде Родины изменений не много, заштукатурены колонны, леса стоят. Перед фасадом вкапывают и укрепляют какие - то конструкции. Бо…

  • Хроники дорожной революции

    Фотографии от 17 июля 2011 Мост на Меридиане возле трамвайного депо. Положили новые балки. Новые рельсы на площади Павших.…

  • Ул. 8 Марта (пос. АМЗ)

    Я родилась на ул. 8 Марта — той, что находится в Заречье, старинной, по крайней мере, в 1907 году, когда родилась моя бабушка,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments

  • Родина, ненужный мост.

    На фасаде Родины изменений не много, заштукатурены колонны, леса стоят. Перед фасадом вкапывают и укрепляют какие - то конструкции. Бо…

  • Хроники дорожной революции

    Фотографии от 17 июля 2011 Мост на Меридиане возле трамвайного депо. Положили новые балки. Новые рельсы на площади Павших.…

  • Ул. 8 Марта (пос. АМЗ)

    Я родилась на ул. 8 Марта — той, что находится в Заречье, старинной, по крайней мере, в 1907 году, когда родилась моя бабушка,…