В довоенное время весь левый берег от посёлка им. Бабушкина и до самой улицы Аэродромной (Косарева) занимал питомник треста "Госзеленхоз". Трест этот был создан ещё в 1932 году и приходится нынешнему "Горзеленстрою" далёким предком. Долгое время эта площадка активно использовалась для выращивания растений, в том числе и для озеленения города, а в 1962 году здесь был создан целый цветочный комбинат на 10 тыс.м2.
[план города, 1939 год; источник: энциклопедия "Челябинская область"]
Время шло, активно застраивалась территория Северо-западного района, земля отводилась под строительство жилых домов по Университетской набережной, а в 1986 году, к 250-летию Челябинска был построен так называемый "новый мост" (он же "Северо-Крымский"), который вывел транспортный поток с улицы Труда на улицу Братьев Кашириных.
[середина 1990-х; фото vedmed1969]
Участок берега к западу от моста долгое время пустовал, представляя собой обычный заросший травой пустырь, по которому вдоль берега шла грунтовка. В 1980-е здесь планировалось строительство кафе, а в 1990-е - строительство автопарковки. Но ни один из этих планов не был реализован, главным образом из-за активного противодействия жителей дома 185.
Хронология развития участка после 2000 года неплохо отслеживается по гугловским спутниковым снимкам:
10 июня 2000
2 октября 2003 (верхняя часть снимка - скорее всего уже 2004 год)
29 июля 2005
14 августа 2010
Создание сквера инициировано в 2002 году городской администрацией по очередной (после дворов и фонтанов) городской программе, в рамках которой намечалось благоустроить в городе более 50 парков и скверов. Начало этой работе положило постановление №591-п от 24 апреля 2002, где "сквер по Университетской набережной" числится под номером 49. Кому именно пришла в голову идея разбить здесь парк? Свои соображения по этому поводу приводят "Аргументы и факты" за 17 сентября 2003:
В администрации Калининского района утверждают, что разбить здесь парк планировалось изначально, еще при проектировании жилого массива, а позднее идею реанимировал глава района П. Дементьев. Жильцы близлежащих домов говорят, что создания парка долгое время добивался активист местного КТОСа Виктор Родионов, ныне покойный. Одно время место будущего парка хотели отвести под автостоянку, и Родионов немало нервов и сил положил на то, чтобы красивейшее место не заняло банальнейшее проволочное ограждение, забитое автотранспортом.Сквер сразу же получил статус "парка культуры и отдыха Калининского района" и даже был зарегистрирован как МУК (по адресу Калининской Администрации). Ему даже сначала предлагали присвоить имя В.Родионова, но как-то не сложилось. Предлагалось также название "Заречный", которое тоже не прижилось.
Работы по благоустройству начались в 2002, а торжественное открытие состоялось к Дню города в сентябре 2003 года. Тогда здесь появились деревянные скамейки, фонари, деревца и асфальтированные дорожки, детский деревянный городок и малые металлические формы. Планировкой занимался "Челябгражданпроект". По проекту парк должен был протянуться вдоль берега до улицы Молодогвардейцев. Была предусмотрена беговая дорожка, вместо хоккейной коробки планировалось строительство крытого катка. Ставился вопрос об установке аттракционов и даже колеса обозрения за 2 млн рублей. Долго думали о том, как обустроить пляж, да так и отказались от этой идеи - весной вода в этом месте сильно поднимается, поэтому любой песок смыло бы в два счёта. Общепит, как водится, появился здесь сам собой, в первый же год. Короче говоря, отличное начинание нашло понимание у жителей окрестных микрорайонов - парк стал для них любимым местом отдыха.
[2006 год; источник: локалка Интерсвязи]
В 2005 году, после избрания М.Юревича на пост мэра города, компания "Макфа" за 28 млн рублей покупает с аукциона 7 гектаров земли на противоположном берегу и начинает строительство на них торгово-развлекательного комплекса "Родник".
Вскоре стало ясно, что он будет возведен таким образом, что перегородит продолжение улицы Труда для выхода на Молодогвардейцев, которое предусматривалось всеми генпланами начиная ещё с семидесятых годов. Но в 2005 году ещё об этом не думали, да и транспортная проблема ещё не стояла в полный рост. Реальные проблемы начались двумя годами спустя, когда стало ясно, что без расширения транспортных потоков трафик в этом районё ждёт перманентный ступор. Мэрия кинулась просчитывать "альтернативные" варианты и в конце концов остановилась на решении наиболее простом и выгодном с точки зрения владельцев "Родника" - построить транспортную развязку на противоположном берегу, немного "подвинув" сквер в сторону.
Эти планы вызвали бурю негодования жителей района. Представьте, сегодня перед вашими окнами тихий сквер и берег реки, а завтра - в обе стороны мчатся потоки машин. Однако несмотря на протесты и письма, пачками присылаемые в различные инстанции, этот план был одобрен, и более того - назван "единственно объективным вариантом для соединения строящегося жилого массива на северо-западе города с центральной его частью". Но мнение граждан было не просто проигнорировано - власть сделала всё, чтобы любыми способами "продавить" своё решение.
Начнём с того, что публичные слушания по этому вопросу, проведенные в июне 2007 года, по какой-то непоянтной причине прошли в чрезвычайно узком кругу: пять представителей администрации и двое подрядчиков (потом говорили, что о проведении слушаний не знала даже большая часть депутатов, а уж граждане и подавно были не в курсе). Смотрите документы:
[источник: локалка Интерсвязи]
Несмотря на то, что даже на момент проведения публичных слушаний ещё ничего не было окончательно решено, никто из официальных лиц о полном сносе сквера никогда не говорил - наоборот, все они в один голос заявляли, что "дорога пройдёт по небольшому участку в южной части парка". Так и получилось в итоге, однако и в этом смысле без лукавства не обошлось, поскольку фактически парк оказался разрезанным надвое - прогулочная зона отделялась от спортивной оживлённой автодорогой - источником шума и выхлопных газов. По сути дела, пригодная для рекреации площадь уменьшилась не только на ширину дороги (10 м), но и на достаточно широкую полосу по обе стороны от неё - рядом с дорогой с коляской не погуляешь и спортом не позанимаешься.
Зам. главы Челябинска по транспорту, дорожному строительству и благоустройству Владимир Алейников:
Магистраль через сквер - это глоток того воздуха, который необходим практически всем водителям и жителям Северо-Запада. Могу сказать, что пробка от моста по ул. Северокрымской до ул. Молодогвардейцев практически постоянно в час пик, утром и вечером. Люди не могут попасть вовремя на работу. В прошлом году мы расширили данный участок — сделали шире поворот, добавили две дополнительные полосы, но, тем не менее, это не помогло, поэтому нами было принято решение, которое было поддержано главой города и узаконено Челябинской городской думой, о строительстве дополнительного дорожного полотна через сквер...2 октября 2007 по этому вопросу принимали решение депутаты городской думы. Голосование было тайным и заочным - высказать своё мнение депутатам предлагалось "по телефону до 1.10.2007". Почему такая спешка и почему этот вопрос не был вынесен на недавно прошедшее заседание гордумы, в общем, понятно - это породило бы лишние вопросы и лишние дискуссии. В результате голосования территория сквера была переведена из категории зелёных насаждений, то есть охраняемых, где запрещено любое строительство, в категорию "общественно-деловая зона", где возможны уже любые виды хозяйственной деятельности.
Сквер разрушен полностью не будет, он будет урезан. Хочу отметить, что людям будет, где гулять. На набережной создадут благоустроенную зону, дорога будет регулироваться светофором. У людей будет не только зеленая зона, но и небольшой пляж в районе реки… От сквера забрана только 10-метровая дорожка, остались ведь и фонтаны, и аллеи. Этот отрезок улицы, эта транспортная связь всегда были в генеральном плане городской администрации, просто мы сейчас имеем возможность воплотить эту задумку. Мы живем в городе, в мегаполисе, нам необходимы новые дороги. Поверьте, экологическая ситуация улучшится. На такой большой мост (Северокрымский — прим. ред.) должно быть два выхода, именно поэтому мы делаем эту дорогу.
Уже через несколько дней в сквере началась вырубка деревьев. Резко активизировались и протестные инициативы населения. 11 октября жители окрестных домов собрались в сквере на общее собрание. Вот фотографии с этого мероприятия и дальнейшая хроника разрушения [фотографии взяты из локалки Интерсвязи]. По ним можно судить о том, что там происходило.
11 октября. Работа встала, техника блокирована. К счастью, обошлось без эксцессов. На собрании горожане собирают подписи под обращением к Путину. На собрании присутствует Евгений Рогоза, поддержавший эту акцию как глава отделения партии "Справедливая Россия". Ожидался приезд Юревича, Давыдова, Комякова и Севастьянова, но они так и не появились.
12 октября. Рано утром были срублены все деревья вдоль реки - вдоль сквера, "Галиона", домов 30, 32, 34 и далее. Жильцы принимают решение огранизовать ежедневное дежурство в сквере, чтобы препятствовать строительству дороги.
15 октября.
17 октября. Работы не прекращаются даже ночью.
18 октября. Дело сделано. В асфальт закатано около 20 млн рублей.
[источник: локалка Интерсвязи]
Сохранилась также видеозапись сюжета, прошедшего по 31 каналу. Бросаются в глаза предвзятость и манера подачи материала, ну и на знакомых персонажей по прошествии лет интересно поглядеть.
[31 канал, эфир 12.10.2007; источник: локалка Интерсвязи]
Пикеты перед мэрией, площади Революции и в других местах продолжались до начала ноября. Но, само собой, чиновниками они были привычно проигнорированы. Таким образом, несмотря на протесты граждан, автодорога по Университетской набережной была всё же проведена. Её торжественное открытие состоялось 9 ноября 2007, в день рождения Калининского района. Народу на мероприятии было немного - праздник совпал с Днём милиции. Забор поставили до конца 2007 года, но прочее благоустройство было отложено до весны.
Надо отдать должное районной администрации - она планомерно занималась благоустройством и все последующие годы, не отказавшись ни от одного из своих обещаний.
Теперь предлагаю прогуляться по скверу в августе 2010 года. Только собаку дома оставьте.
Фонтан был запущен в 2004. Точнее, "пробный запуск" состоялся в День города в сентябре 2003, но работать в штатном режиме он начал только на следующий год. Шар из лабрадора в центре чаши символизирует Землю и привезён в Челябинск из Полтавы.
В мае 2010 года по инициативе финансового портала chelfin.ru сквер благоустраивали челябинские банки. Во время "банковского" субботника в сквере были установлены и покрашены скамейки, разбита красивая клумба. Вот одна из тех скамеек с логотипом "Райффайзена".
Окрестные дома.
Жилой комплекс "Галеон". Земля под его строительство была отведена "Легиону" в декабре 2002 года, а само строительство шло, если не ошибаюсь, с 2003 по 2006.
Отрезанный ломоть - спортивная зона. Летом она представляла собой некоторое подобие пустыря.
Январь 2011.
Традиционные зимние забавы.
Летняя кафешка.
В сентябре 2009 mychel.ru и "Восточный экспресс" предприняли попытку зародить в городе новую традицию - посадку молодожёнами дерева как символа новой совместной жизни. Так появился в сквере рядок молодых яблонь - "Аллея любви". Полагаю, это и есть одна из тех яблонь.
Пенсионерская тропа рядом с выхлопными газами - ну, не понимаю я этого.
Летом 2010 районная администрация объявила о новых планах оборудования спортплощадки. На берегу планировали построить футбольный стадион, зону с атлетическими снарядами и раздевалками, а также площадкадля стритбола. Всё это к настоящему времени уже построено.
И даже тренажёры есть. У этого дядечки спросил, что он думает. Говорит, что конечно здорово стало - даже пить бросил, каждый день сюда ходит заниматься. Правда, сетует (косясь в сторону посёлка Мельзавод), что тренажёры уже начали ломать.
Источники:
http://kirovka.ru/all_press/full.php?id=138766
http://www.chelgorarh.ru/site/index/docs/fonds/?id=115&add=1
http://www.book-chel.ru/ind.php?what=card&id=66
http://www.chrab.chel.su/archive/31-07-02/5/A132762.DOC.html
http://www.chrab.chel.su/archive/31-10-07/1/A129546.DOC.html
http://www.chrab.chel.su/archive/26-08-03/1/A163843.DOC.html
http://www.chlaws.ru/index.php?ds=127010
http://www.gazetachel.ru/print.php?id=3575
http://domchel.ru/news/5462.html?p=3
http://chelyabinsk.ru/newsline/277218.html
http://chelport.ru/article2658.html
http://www.greenpatrol.ru/ecomap/okrugunit/singlenews/?id=10476&category=4114
http://www.cheladm.ru/site/index/internetpriemnaya/internetpriemnaya/index.php?book_page=567&categ=0&search_fld=
http://mega-u.ru/default.aspx?c_id=3&method=NewsFullText&templateName=FullText2&p_id=1160&NewsId=3494&m_id=2
http://mega-u.ru/default.aspx?s_id=141&c_id=3&method=NewsFullText&templateName=FullText2&m_id=2&NewsId=3202
http://www.lady74.ru/forum/index.php?act=Print&client=printer&f=28&t=11838
http://uralpress.ru/reviews/v-chelyabinskom-skvere-na-universitetskoy-naberezhnoy-mestnye-zhiteli-reshili-derzhat
http://uralpress.ru/reviews/sergey-komyakov-skver-prigovorennyy-smi-budet-zhit-dolgo
http://uralpress.ru/news/2007/10/04/smi-podpisali-prigovor-skveru-kotoryi-eshche-dolgo-budet-zhit
http://uralpress.ru/news/2007/10/12/v-chelyabinske-na-universitetskoi-naberezhnoi-spilili-derevya
http://vecherka.su/katalogizdaniy?id=14780
http://www.chelfishing.ru/forum/viewtopic.php?p=5258
http://www.mary-usenko.ru/chelrealru_1/skver-ili-doroga
http://chelyabinsk.rfn.ru/rnews.html?id=68483&date=17-07-2007
http://uralpolit.ru/page_73310.html
http://www.eventt.ru/php/5chel.php
http://www.legion74.ru/index.php?page=articles&id=2
http://www.cheladmin.ru/news/5353
http://vecherka.su/katalogizdaniy?id=33115
http://www.kalina74.ru/news?uid=1056
Файлы из локальной сети Интерсвязи