На территории Челябинского металлургического комбината предостаточно памятников и интересных в историческом плане мест. К 65-летию Металлургического района (22.02.11.) вашему вниманию небольшое исследование.
Первая наша остановка – теплоэлектроцентраль ЧМК, дающая свет-тепло городу и заводу комбинату. Перед входом на ТЭЦ идеально сохранился редкий памятник советскому воину-освободителю. Один постамент выше человеческого роста!
Через плечо гипсового солдата перекинут ППС — пистолет-пулемёт Судаева, поставляемый в военные годы, преимущественно, для нужд Ленинградского фронта, что даёт основания предполагать: изначальный проект разработан ленинградским заводом художественного литья «Монументскульптура».
Достоверно-точного о солдате с автоматом дошло мало, зато из крохоток воспоминаний «аборигенов», как тут говорят, собралась история другого монумента. Через дорогу находился памятник Сталину, который, по словам ветеранов, демонтировали вместе с постаментом в одну ночь 1956 года, после известного доклада Хрущева на XX съезда партии. Генералиссимус стоял в фуражке и при форме.
Памятники безымянному солдату и именитому главнокомандующему поставили, ориентировочно, в 1947-49 – вероятно, к пятилетию Победы. Первый, в отличие от Сталина, «дожил» до наших дней. Позапрошлым летом его покрасили ядовито-зеленым: видимо, с намеком, что солдат молоденький.
Идем дальше. Знаменитый Коксохим, ставший нарицательным, как Чернобыль. Между тем, его территория весьма и весьма ухожена. Раньше на коксохиме возвышались две солидные гипсовые фигуры. Люковой с инструментом-шуровкой – это был, похоже, единственный в стране памятник коксохимику – стоял напротив женщины с ядром (некоторые говорят, не ядро это, а футбольный мяч). Ссохшуюся спортсменку фотограф поймал в кадр, когда она «домучивалась» последние годы. Тело изъели трещины, часть ноги осыпалась.
Снимок стал последним в жизни скульптуры. Сначала потерялось ядро, затем отвалились руки: статуя стала напоминать Венеру Милосскую. Фотография вошла в альбом 1994 года, выпущенный московским издательством «Материк» по заказу фотостудии «Каменный пояс».
Продолжительность жизни скульптуры, некогда статной дамы, превысила время существования безмолвного люкового: того демонтировали в 1981-м, когда перекладывали коксовую батарею №2. «Девушка с мячом» пережила перестройку, была демонтирована, ЕМНИП, к середине 1990-х.
В музее коксохима, закрытом от посторонних, сохранилось оригинальное фото девушки с ядром советских лет. Целая и невредимая, она стоит на фоне дымящего коксового производства. Мы эту фоточку попросили, и нам не отказали:
А вот редчайший памятник люковому сохранился только в воспоминаниях.
Ладно, к коксохиму еще вернемся.
Вот интересный объект. В стороне от гостевого маршрута на боку бытового блока с торца термического (теперь уже бывшего) цеха, до самого капитализма, как символ несбывшихся надежд, алела надпись «Победа коммунизма неизбежна».
Старались ремонтники застарелую фразу отколупать, ломали по кусочкам – не вышло. Была идейка-хохма сменить последнее слово на «невозможна», но у художников рука не поднялась. Здание построили в 1967-м, к 50-летию СССР, тогда же, предположительно, нарисовали лозунг. Буквы выцвели и осыпались практически без посторонней помощи.
Большим стройкам завода и комбината присваивали статус ударных комсомольских: кислородно-конвертерный цех, обжимной №3, цех холодной прокатки, домна №5. Изначально первую домну (1943-44 годов постройки, эвакуирована из Липецка) в среде рабочих звали «комсомолкой», а пятая с 1958 года официально по всем документам проходила как «Комсомольская» (имени какого-то съезда компартии Союза).
Значок ВЛКСМ на домне-«комсомолке» №1 нарисовали после недавней реконструкции – как дань памяти былому и эталонному ударному труду. Только лик Ленина рисовать не стали.
Первую плавку «комсомолка» выдала 30 апреля 1944 года. Печная труба у основания:
Совсем недалеко от «комсомолки», на том же коксохиме «Мечел-Кокс», как выяснилось, до сих пор стоит Владимир Ильич. Как живой. Только бронзовый или, что более вероятно, гипсовый (надо будет сходить с молоточком – проверить :-). Монумент Ленину, по рассказам старых рабочих, поставили аж в 1948-м, тогда же разбили сквер. Пристанище безмолвного Ильича выглядит ухоженно, под памятником «напрашиваются» лавочки для отдыха.
Как оказалось, сведений об установке фигуры в историческую книгу Музея коксохима не заносилось. Памятных надписей на высоком пьедестале тоже не оставили. Ленина лелеют, холят, берегут. Совсем недавно покрасили «под золото».
Расположенный в стороне от памятника Ленину причудливый фонтан на зеленой трассе, проходящей вдоль коксовых батарей, раньше работал. Плавные линии, рельефный узор, три широких чаши – произведение советского дизайнерского искусства напоминало нечто петродворцовское. Снимок 2006 года – фонтан зарос травой по пояс.
Были годы, полвека назад, рабочие коксохима умывались и даже купались в холодной воде. Забытый хозяйственниками, он простоял до нынешнего времени. Сейчас внутри фонтана клумба. Ограждению «клумбы» не менее 55 лет! Снимок 2011 года – фонтан занесён снегом по колено.
У столовой коксохима был второй действующий фонтан, который забетонировали уже во времена «Мечела», а три года назад – заасфальтировали поверх.
В сороковых годах прошлого века здесь располагался жилой поселок. Тогда на коксохиме было в разы грязнее, вреднее, воздух оставлял желать лучшего, но первопоселенцы его живут и здравствуют до сих пор. К примеру, старейшей работнице коксохима исполнилось 100 лет.
Ремонтно-котельный цех, ровная кирпичная кладка. Новым поколениям металлургов досталось необычное «граффити» во всю стену административно-бытового корпуса: трое рисованных типично-социалистических персонажей.
Ученый-интеллигент держит в руках первый спутник Земли, чуть позади рабочий и колхозница несут развевающееся Знамя свободы и труда. Образы идущих вместе поблекли, выцвела оранжевая краска. Но мысли извести со стены лики прошлого котельщики не допускают. Напротив – намереваются восстановить изображение.
Задумка нарисовать такую картину родилась в 1959 году, по настойчивой просьбе одного из партийных боссов. Снизу невыцветшая надпись до сих пор возвещает «Слава труду». У входа в здание поставлена металлическая фигурная стела с колосьями и рабоче-крестьянскими символами, изготовлением вплотную занимался украинец Михаил Барабаш, сварщик по специальности. Монтировали все сами, силами цеха.
Ремонтно-механический №2. Художественной достопримечательностью цеха стал барельеф – Ленин и Маркс. На первом фото он кажется огромным, в человеческий рост.
На самом деле фигура может уместиться на обеденном столе (правда, деревянные ножки подломятся). Автор творения, зуборезчик по специальности, Виктор Галанг, он же был задействован на строительстве знаменитейшей районной достопримечательности – Поляны сказок, теперь разграбленной и разрушенной.
Скульптура изготовлена в начале 1970-х годов, перед очередной годовщиной Октября, для «красного уголка» цеха. Лица изваяны «по мотивам» газетных снимков. С ликвидацией «красных уголков» барельеф перенесен на улицу.
На этом пока всё. Низкий поклон известному челябинскому фотографу A.Glebov”у за большинство снимков. К сожалению, по понятным причинам, привязать «памятные места» к карте нет возможности. Ниже – коллаж всех представленных фигур, плюс звездочка в круге со старого здания экс-столовой доменного цеха: