[фото из книги "Цинк, годы, имена"]
Рассказывает Пётр Владимирович Кондаков, начальник управления снабжения и сбыла Челябинского цинкового завода.
Завод строился как самостоятельное предприятие, на окраине города Челябинска. Естественно, никакого жилого фонда не было, только за железной дорогой на Екатеринбург, где сейчас "Комсомольский" на Комсомольском, были выкопаны землянки - с этого начиналось жильё для людей цинкового завода. Кроме того, часть жилья была в посёлке Першино. Был там бетонитовый завод - работал на цинковый и на ЧМК, строили его в то же время; когда-то это было вспомогательное производство, скорее всего. И вот, часть бывших производственных помещений отдали под жильё для людей - так называемый Бетонитовый посёлок. Я это почему так подробно знаю - потому что история моей семьи была с ним непосредственно связана. Я всем говорю, что на заводе работаю с 8 февраля 1932 года, когда дед приехал сюда из Курганской области. Сначала он небольшие воспоминания оставил, а я их стараюсь продолжать. Жили сначала здесь в землянке, потом большое счастье было, когда их поселили в бывшей проходной бетонитового завода. Жило там пять семей, у них был свой угол отгорожен.
[Бетонитовый посёлок - это где-то на южной окраине Першино. Точнее пока выяснить не удалось.]
Потом война наступила, было не до строительства, и только в конце сороковых годов Цинковый завод начал строить свой посёлок - это те дома, которые ограничены улицами Каслинской, Островского, Свердловским и Комсомольским проспектами. Здесь все дома построены Челябинским цинковым заводом, если говорить об историческом квартале города Челябинска. Начиналось с простых домов - рубленых, как их называли, весь этот район был застроен - напротив нынешнего профилактория два кирпичных дома - на этом месте были два бревенчатых дома первой застройки. Опять же знаю лично, потому что дед одно время со своей семьёй, с моей мамой имел комнату в этих рубленых домах.
[Кирпичные дома 3а и 3б по Комсомольскому пр. - здесь были первые рубленые дома посёлка Цинкового завода.]
Потом строились большие дома - Островского 2, Каслинская 22, 24, 26 - бывший гастроном "Десятка", как он назывался в обиходе.
[Островского, 2 - бывший кинотеатр "Спутник"]
[Каслинская, 26]
[Каслинская, 24]
[Каслинская, 22]
Примерно в то же время, в 1949 году - точнее, в 1947 году было принято решение, а в 1949 году люди уже въехали - строились в Колхозном посёлке. Это квартал, ограниченный улицей Аэродромной [ныне Косарева], проспектом Победы. Здесь в основном жили тоже работники цинкового завода. Да, типа планового посёлка. Жилья-то не строили, а люди хотели более-менее нормально жить, поэтому им давали ссуду - аж 25 тысяч рублей, вот на эту ссуду дед каких-то брёвен купил, и мама тоже вспоминала, как они катали эти брёвна, когда она училась в школе. И в 1949 году они уже переехали в этот дом. Дома эти до сих пор живые, крепкие. Конечно, часть из них сейчас под снос попала.
[Застройка в Колхозном посёлке]
На Северо-Крымской - да, тут тоже посёлок, где жили работники цинкового завода... Думаю, это тоже был самстрой.
[Одноэтажки "Свинцового городка"]
Следующий этап, в пятидесятые годы стали... сейчас бы это назвали долевым строительством. Завод обращался в органы государственной власти: мы вносим деньги, а вы нам даёте квартиры для наших работников. И государство милостиво позволило часть прибыли, которую завод приносил, потратить на это. Тогда появились дома на проспекте Победы, за магазином "Дружба" - 151-й, мой отец там уже квартиру получил... 153, 157, 159... Там, конечно, город давал квартиры всем... Но целые дома, целые подъезды были заселены работниками завода. Это было в 1960-е годы. Мы, как сейчас помню, в 1964 году перехали с посёлка на Проспект Победы. А потом, уже в семидесятые годы, когда стал строиться Северо-Запад, то и там тоже давали квартиры...
[Один из жилых домов на проспекте Победы]
Поскольку и посёлок, и ЖЭК принадлежали цинковому заводу, то до приватизации 1990-х годов завод практически эту территорию и обустраивал, у нас был детский садик, в 109-й школе мы были шефами. Хотя ЖЭК обслуживал не только посёлок, но и дома на другой стороне трамвайной линии, за Комсомольским проспектом - дома 6, 8, 10 по Свердловскому проспекту - они были тоже заселены работниками цинкового завода. Многие пенсионеры там до сих пор живут.
[Дома 12, 10, 8 по Свердловскому проспекту]
Потом, уже в советское время, заводу вообще был отдан квартал между улицей Цинковой, Комсомольским проспектом и Островского, и был даже проект его застройки... Это территория, что сейчас застроена многоэтажными домами. Мы там успели построить три дома. Это 8 и 10 дом по Красных Пилотов... Их строили методом самстроя, то есть ОКС Челябинского цинкового завода получал фонды на железобетон, на кирпич, на трубы, отдел снабжения всё это вытаскивал, создавали бригаду из работников завода... Это был восьмидесятый год уже. Кто три, кто четыре отработал на строительстве этих домов, но зато он уже гарантированно знал, что свою квартиру строит. Таким образом пополнялся жилищный фонд. Третий дом - Цинковая, 1 - он одним из первых попал под госприёмку. Я почему знаю - потому что сам в нём квартиру получал. В 1992 году мы туда переехали... Там тоже практически пара подъездов заселена работниками завода.
[Красных пилотов, 10 - пятиэтажка]
[Цинковая, 1 - угловая панельная десятиэтажка]
Клуб - практически первое здание, которое было построено. Надо же было культуру как-то развивать. У него было два крыла, в одном был клуб, в другом - общественные помещения, детский садик. На втором этаже был один общий коридор [общежитие коридорного типа], там тоже люди жили. Потом, я когда уже пришёл на завод, одно крыло снесли, осталась только та часть, в которой был зал. Когда автосалон купил это здание, они из зала всё выкинули, теперь туда машины загоняют для ремонта. Я как-то заезжал, там даже от сцены осталась лепка наверху.
[Бывший заводской клуб]
Здесь шла ещё одна улица, она сейчас перегорожена профилакторием. А на этой улице был 19-й детский садик. И вот сейчас, это уже в наше время, построили между ними переход. На месте этого профилактория были гаражи. Тут и сейчас гаражный кооператив находится, тоже принадлежал работникам завода. Была ещё вторая очередь гаражей - их снесли, построили профилакторий. А ЖЭК после приватизации стал соцсервисом, закрыл садик и соединил его с профилакторием надземным переходом. Но сейчас этот переход, по-моему, не эксплуатируется.
[Профилакторий, ныне медицинский центр ЧТПЗ, если не ошибаюсь (Каслинская, 24а)]
[Надземный переход]
[Бывший детский сад №19 (Каслинская, 26а)]
Если от клуба идти в сторону домов, которые примыкают к улице Островского, то там у нас был так называемый 7-й дом, номер 7а по Свердловскому проспекту. Уникальный дом, четырёхэтажный барак. Мы его, как цинковый завод, расселяли четыре раза. Дадут работникам жильё, растолкают - всё, окна забиты уже, надо ломать. Бульдозеры подогнали - бац! а там опять народ живёт! Я помню, в этом доме когда-то была и поликлиника, и больница на первом этаже, и столовая с такими круглыми окнами. Потом, в один прекрасный момент, Гузаиров сказал: всё, давайте сломаем его в один день. Сейчас на этом месте построили многоэтажку.
[Свердловский пр., 7 - панельная девятиэтажка]
Вот что на территории посёлка было построено до войны (все те же объекты имеются и на плане города 1939 года).
Обозначения на немецкой карте:
51 = крытый рынок]
69 = пулемётный завод (1941, строится)
78 = кислородный завод
Мои обозначения (красным):
1 = Жилые бараки Цинкового завода
2 = Заводской клуб (Комсомольский пр., 7)
3 = Постройка, по форме аналогичная клубу - снесена очень давно и сведений о ней нет никаких
4 = Жилой дом (Свердловский пр., 8)
5 = Медсанчасть(?), ныне противотуберкулёзный диспансер №2 (Комсомольский пр., 5)
6 = Четыре жилых дома, возможно те самые, что стоят сейчас (Комсомольский пр., 3, 3а, 3б, 3в) - первый из этих домов (номер 3) был построен ещё в 1934 году.
7 = Неизвестная постройка - возможно, уже упоминавшийся четырежды расселённый четырёэтажный барак
8 = Возможно, нынешнее здание Курчатовского военкомата (Островского, 6)
Продолжение следует.