На фото автор воспоминаний сидит на крыльце своего барака № 19 (ориентировочно - 1946 год).
«Второй городок МВД» на Яндекс.Фотках
Газета "Челябинский рабочий".
20-05-11
Бараки: пир воспоминаний
Прошло четыре года с тех пор, как в нашей газете была опубликована серия материалов М. Фонотова о челябинских бараках: <Барачные энтузиасты> - 20 февраля 2007 года, <Мы выросли в бараках> - 14 марта и <Прощание с бараками> - 24 июля. Но, как оказалось, <барачная> тема все еще волнует наших читателей. На этот раз к нам поступило письмо из далекого Балтийска.
Уважаемая редакция! В ответ на призыв Михаила Фонотова: <Может быть, кто-то из них и жив еще?> откликается майор Советской армии в отставке Стариков Герман Леонидович 1934 года рождения, со своими воспоминаниями о барачной жизни. Смотрю на фотопанораму полувековой давности и погружаюсь в прошлое.
Переехали мы с родителями во Второй городок МВД в 1943 году. Видимо, потому, что мой папа служил в областной ГАИ, здание которой находилось в глубине этого барачного городка. Моего отца, командира среднего танка по воинской специальности, не брали на фронт из-за жестокой болезни под названием гемофилия.
Я могу назвать точное количество бараков в этом городке. Их было 21. И вот почему. Основная масса этих бараков была более старой постройки. Все они действительно были засыпными, с наружными тамбурами у входных дверей. А восемь бараков были построены в 1942 году из соснового бруса и имели по три подъезда: два с торцов и один посередине. Торцовые подъезды были по шесть квартир. Первые от входа квартиры были двухкомнатные. Сквозного, через весь барак, прохода не было. Вот такую двухкомнатную квартиру, по адресу: 2-й городок МВД, барак 19, кв. 2, мы и получили. А позже перебрались в этом же подъезде в однокомнатную квартиру под ј 5.
Наружного тамбура у этих новых бараков не было, а только внутренний, за счет коридора. Нумерация бараков была, если смотреть на предложенную фотопанораму, справа налево. Наш барак ј 19 был третьим с левого фланга, крайний был под номером 21. А самолет, о котором уже вспоминали, упал на крышу барака ј 20 - прямо перед окнами нашей комнаты. Папа с мамой были дома и все видели. Самолет пробил деревянную крышу барака и там застрял. И хорошо, что это был всего лишь учебный У-2.
Два барака в этом ряду с правого фланга были старой, засыпной серии. А видимая на снимке зимняя дорога действительно проходила буквально по оси центральной челябинской улицы - Спартака в то время.
Левее 21-го барака, вдоль него проходила железная дорога (ныне на ее месте проходит улица Энтузиастов). Чуть дальше пересечения улицы Воровского со Свердловским проспектом был железнодорожный переезд через эту дорогу. В районе этого переезда, рядом со школьным зданием, где потом был госпиталь инвалидов войны, располагался еще один барачный городок, который в наше время назывался <Челябстрой>.
Я вспоминаю эту железную дорогу потому, что именно по ней доставлялись начиная с 1945 года стальные трофейные конструкции с разрушенных заводов Германии. Их сваливали буквально навалом вдоль этой железной дороги (слева) почти до железнодорожного переезда, находящегося у центрального входа в ПКиО. Мы, барачная пацанва, в этом хаосе металла играли в войну. Со стрельбой. Примерно в том месте, где сейчас стоит здание конторы радиозавода, была очень интересная для нас свалка. Там сваливали мусор с патронного завода, который находился в здании пединститута. В этом мусоре было много патронных капсюлей. Мы их приспособили для своей стрельбы.
Кстати, возможно, именно по этой железной дороге доставлялась к месту танковой выставки союзная и трофейная техника. Здание Политехнического института (ныне ЮУрГУ) было возведено как раз на том месте. После закрытия выставки вся техника, а там, помнится, были танки чешские, английские (<Черчилль>), немецкие (<Пантера>, <Тигр> и более легкие), советские (Т-34). Потом танки были вывезены, а <Тигр> почему-то остался, к нашей детской радости. Уж мы по нему полазили от души.
Не знаю, как в других, а в нашем первом подъезде барака ј 19 все жили очень дружно. Поначалу в восьми новых бараках не было электричества, и именно это содействовало сплочению жильцов. Вечерами, когда старшие приходили с работы, затапливались печки, которые топились с коридора. Топочные дверцы имеют дырочки, да и поддувала открыты. Три топки с каждой стороны освещали коридор, и устанавливался таинственный полусумрак с проблесками огня. Все жители шести квартир в коридоре: кто дрова или уголь подкладывает в топку, кто какую-то возню затеял, кто просто отдыхает, сидя на вынесенном из своей комнаты табурете. Взрослые обсуждают сводки Совинформбюро с фронта, а мы, ребятня, свои игры устраиваем. Обстановка чудесная, дружественная. Когда дали свет, мы с мамой устраивали в коридоре для всех <киносеансы>. У нас был фильмоскоп, а фильмы тогда продавались в основном детские: сказки рассказы, басни. Были и исторические, например, помню, был такой - <Киев - мать городов русских>.
Когда бараки перед сносом расселяли, я уже не жил в Челябинске, а папа к тому времени умер. По рассказам мамы, встречаясь случайно где-нибудь в городе, все жильцы вели себя как родные, радуясь встрече. Это чувство испытал я и на себе, когда, будучи в отпуске, нечаянно встретился с очень пожилым соседом, причем он меня узнал первым, и я ощутил с его стороны целый шквал дружеских излияний. Тем же я ответил ему. Это был Захар Ефимович. Может быть, его кто-нибудь тоже вспомнит, он был очень колоритный, хороший человек. А фамилию я запамятовал. Он был сапожником.
На панораме мы видим тыловую сторону бараков. <Парадная> была с противоположной стороны. Там у входов у каждого барака было крыльцо. Прямо от крыльца вдоль всех бараков - дорога. За дорогой - сараи, несколькими блоками, с промежутками. В промежутках располагались <удобства, что во дворе>. Колонка, где брали воду, - между бараками ј 17 и 18. Если встать посередине этой <парадной> дороги и смотреть в сторону города, то в то время было видно здание управления ЮУЖД у площади Революции, так как все промежуточные здания были в основном одноэтажными, только слева этот вид загоражи-вал пединститут. Сразу за сараями вдоль их ряда текла речка Челябка, а за речкой, на другом ее берегу, располагались старые бараки Второго городка МВД. Помню двухэтажный барак, что виден на снимке. В нем располагались комендатура, магазин и почта. Запомнил это я потому, что в этом двухэтажном бараке жила семья одного из моих друзей - Саши Шварц-мана. Вот только в магазин, расположенный в этом бараке, наша семья не ходила, так как мы были прикреплены к магазину в Первом городке МВД.
По жизни после барачного детства остались у меня трое друзей - Володя Бабалин, Володя Степанов и Саша Шварц-ман. С Володей Бабалиным мы вместе учились сначала в школе ј 40, потом в школе ј 30, где к нашей дружбе присоединились Володя Степанов и Саша Шварцман. Мы с Володей Степановым стали офицерами Советской армии. Володя - танкист, я - ракетчик. После ухода в запас Володя работал в конструкторском бюро ЧТЗ. Сейчас, к сожалению, его нет в живых. Саша и Володя Бабалин оба педагоги, оба были директорами школ. Саша живет в Челябинске. А вот Володя Бабалин - не знаю, где. Среди авторов воспоминаний у вас есть Константин Бабалин 1937 года рождения. Мы же все четверо друзей были одногодками. Не является ли Константин Бабалин младшим братом Владимира Бабалина? Нельзя ли через вас узнать о судьбе Володи Бабалина? Он в те детские годы из всей нашей четверки был самым рассудительным и самым умным. Вот еще одно интересное совпадение: Константин пишет, что он родился в Магнитогорске. Если они братья, то, значит, и Володя родился в Магнитогорске. Я родился в Челябинске, но вот совпадение: я с моими родителями тоже жил в Магнитогорске.
Большое спасибо вам, что вы занимаетесь историей Челябинска, будоража людскую память. Ведь без прошлого, каким бы оно ни было, нет настоящего. Спасибо вам за доставленный вами настоящий пир воспоминаний.
Герман Стариков
Источник:
http://www.onlinegazeta.info/chelyabinsk/rabochy_gazeta_chelyabinsk_online.htm