[подписано: "Уралосоавиахим, 1930, Челябинск"; источник: molotok.ru]
[источник: tatiana-56]
[источник: tatiana-56]
Во времена Великой Отечественной аэродром не только продолжал использоваться для учебных полётов, но и принимал военные самолёты. Здесь они дожидались отправки на фронт после ремонта в Шершневских авиамастерских, формировались воздушные соединения и т.д. В послевоенные годы всё чаще заходит речь о застройке аэродромной территории - уж очень удобной оказалась она с точки зрения розы ветров, а значит, и с точки зрения экологии - уже в 1961 году об этом в своём "Путеводителе" сообщает М.Иванцова. Идея витает в воздухе, но окончательно оформляется только в генплане 1967 года.
Если смотреть по современной карте, то аэродром занимал территорию, примерно соответствующему микрорайонам Северо-запада 1, 2, 3, 4 и А. Кстати, в прилегающих территориях имеются и другие артефакты, которые о нём недвусмысленно напоминают. Во-первых, улица Косарева имела первоначальное название Аэродромная, а улицы Авиационная, Парашютная и Марины Расковой в прилегающих кварталах Колхозного посёлка сохранились до сих пор. Ну и, кроме того, сохранилось здание аэродромной диспетчерской на улице Красного Урала, где в настоящее время находится детская школа искусств.
Хотя на довоенных картах посёлок никак не обозначен, А.Моисеев говорит о том, что возник он ещё в тридцатые. Не берусь судить, насколько это соответствует истине - возможно, до войны тут и были какие-то постройки работников аэродрома - но всё то, что называется Аэродромным посёлком сейчас, образовалось на карте города уже в конце пятидесятых.
Все без исключения улицы посёлка получили свои названия одним и тем же решением горисполкома №4276 от 11 ноября 1957 года, а сам он обозначен в "Справочнике милиционера" [вышел в 1957 году] как "Новый посёлок в районе улицы Аэродромной" (т.е. Косарева) или как "Новый посёлок за аэродромом ДОСААФ". К тому же и сам посёлок состоит главным образом не из деревянных засыпных домов, как следовало бы ожидать, а из кирпичных одноквартирных и двухквартирных, построенных по типовым проектам работниками завода "Анкер", цинкового, тракторных трансмиссий и других близлежащих предприятий.
Конечно, за последние годы домики утратили своё однообразие - хозяева надстраивают, отделывают и перекрашивают свои хоромы кто во что горазд. Вот один из типовых домов на улице 4-й Теннисной, надстроенный шлакоблоком.
Местный центр общественной и культурной жизни - поселковый магазин на 1-й Порядковой. А вот притулившийся сбоку приём лома - отнюдь не редкость. Таких пунктов, гаражей и закутков, где принимают лом чёрных и цветных металлов, в посёлке пруд пруди. Создаётся впечатление, что местные жители живут только сбором, приёмом и перепродажей лома - в силу своей географической близости к "Втормету".
1-я Порядковая. Неасфальтированная и по ночам не освещённая, как и большинство улиц Аэродромного. В глубине кадра - "Уралмаркшейдерия", одно из немногих многоэтажных зданий посёлка.
Котов тут много, их концентрация и наглость значительно превышают средние показатели по городу.
Улица Куйбышева ограничивает частный сектор с юга. За ней начинаются кварталы хрущовской и панельной застройки.
Курчатовская пожарная часть.
Ещё один айсберг среди моря одноэтажек - Курчатовский райсуд (Куйбышева, 30). Суд сюда переехал лишь в 1992.
Типовой двухквартирный дом.
Ещё один надстроенный.
Этот двухквартирный дом строил завод тракторных трансмиссий (выяснил у хозяина).
Едва ли не самая заметная достопримечательность - баптистская церковь "Благовестие" (Куйбышева, 64). Строилась в течение 1993-1999 годов на основе приобретённого общиной коттеджного недостроя.
Западная часть посёлка состоит преимущественно из одноквартирных домов, тоже типовых. Многие из них также надстроены и переделаны. Какие именно заводы здесь строились, выяснить не удалось.
Улица Бахчисарайская. Узкая полоска земли, примыкаяющая к ГСК-8, используется для посадок картофеля.
Самые западные кварталы частного сектора к настоящему времени уже снесены, на их месте выросли панельные девятиэтажки.
Источники
"Справочник милиционера", 1957
А.Моисеев, "Память Челябинских улиц"
А.С.Скрипов, "Челябинск XX век"
"Городской романс", ЮУКИ, 1996 // В.Поздеев "Вехи времён и племён. Заметки краеведа"
http://kirovka.ru/enc/index.php?id=314
http://kirovka.ru/enc/index.php?id=313
http://kirovka.ru/enc/index.php?id=742
http://kirovka.ru/enc/index.php?id=1993
http://kirovka.ru/enc/?id=2509
http://www.book-chel.ru/ind.php?what=card&id=33
http://aeroclub74.ru/club/history.html
http://www.uralreg.ru/o-chelyab7/goroda-ob6/CHelyabinsk/
http://www.kraeved74.ru/pages/article29-2.html
http://militera.lib.ru/memo/russian/v_nebe_frontovom/04.html
http://ef.1939-1945.net/002_tb3_02.shtml
http://www.chelrosto.ru/
http://www.chelblagovest.ru/history.html
UPD. Дополнение от julia_pozdeeva:
АЭРОДРОМНЫЙ, посёлок. Расположен у ж.д. на Екатеринбург в Курчатовском р-не. На В. границею служит ул. Спасская, на Ю.- ул. Куйбышева, бывшая Просторная, на З. – ул. Молодогвардейцев. Западный конец постепенно застраивается домами повышенной этажности; частные дома сносят. Все улицы наименовали и образовали пос. за аэродромом ДОСААФ по решению №427б горисполкома от 11.11.1957 в составе Сталинского р-на из улиц: Бахчисарайская, Волховская, Гродненская, Делегатская, Игровая-1я ,2я. Осташковая-1я, 2я, 3я; Приморская, Просторная, Порядковая -1я, 2я, 3я; Рощинская, Софийская-1я, 2я; Спасская, Теннисная-1я, 2я, 3я, 4я; Херсонская-1я, 2я, 3я, Шлюзовая, Яхтинская. В разные годы необособленный посёлок входил в состав Центрального, Калининского р-на. Посёлок индивидуальной застройки со стандартными домостроениями, за редким исключением. С 1935 – 1936 южнее его находился аэродром г. Челябинска; название получил по бывшему аэродрому неофициально (?).
Источники. Атлас-справочник «Весь Челябинск». Ч. 2000. Ч. ОГАЧО. Ф. Р. 220. оп.16. д.19. 23.09.2007. Поздеев В.В.
Дополнение от raseyskiy: 1950-е годы. Рабочий момент полётов на аэродроме, на дальнем плане диспетчерская.