[Дом А.Ф.Бейвеля; фото из экспозиции Музея медицины]
Первое время у молодожёнов не было собственного угла, хотя в начале врачебной деятельности в Челябинске лекарю выделили участок земли по Садовой улице (ныне Красной), недалеко от городской больницы, но он почему-то не понравился Александру Францевичу. В июне, потом в ноябре того же года Бейвель обратится:
В челябинскую городскую управу
Д-ра А.Ф.Бейвеля
Заявление
Вследствие заявленного мною желания приобрести в собственность во вновь отведенном квартале дворовое место под №№ 1250, 1252, 1253 дважды управой назначались торги, не состоявшиеся оба раза за отсутствием желающих торговаться.
В виду вышеизложенного прошу Управу внести в Думу вопрос - не найдёт ли собрание возможным уступить мне вышотмеченный участок по нормальной оценке.
Челябинск, 1898 год ноября 24 дня
Д-ра А.Ф.Бейвеля
Заявление
Вследствие заявленного мною желания приобрести в собственность во вновь отведенном квартале дворовое место под №№ 1250, 1252, 1253 дважды управой назначались торги, не состоявшиеся оба раза за отсутствием желающих торговаться.
В виду вышеизложенного прошу Управу внести в Думу вопрос - не найдёт ли собрание возможным уступить мне вышотмеченный участок по нормальной оценке.
Челябинск, 1898 год ноября 24 дня
Претендентов на этот просимый участок так и не нашлось. Будут организованы формальные торги и двое из присутствующих дадут более низкую цену, чем Александр Францевич и юридически он окажется хозяином участка, во вновь отведённом квартале (ныне на этом месте территория школы №1), пересечение улиц Коммуны и Красной.
........................................
К 1889 году у молодоженов был деревянный дом в десять комнат с мезонином и террасой, баня, курятник, погреб, кучерская, конюшня и навес, крытые железом.
........................................
По раскладочной ведомости на 1911 год у Бейвелей имелось три места недвижимого имущества, с чего платили налоги.
По Азиатской улице два деревянных дома и конюшня, всё оцененное в 300 рублей.
По Скобелевской (ныне Коммуны) улице девянный одноэтажный дом с мезонином, обшитий тесом и окрашен; на каменном песчаной кладки фундаменте; под железной кровлей; десять комнат, прихожая кухня ванная. Три кладовых, теплый клозет и две террасы, внутренние стены и потолки оштукатурены, полы двойные, покрыты линолеумом, двадыать пять окон с двойными, огромными рамами, двадцать две внутренних двери столярной работы и двое дверей простой работы, десять голландских печей, из них три изразцовые с затворами и одна с духовым шкафом, у дома плоское каменное крыльцо.
На Александровской площади дом деревянный одноэтажный обшитый тесом и окрашен; на каменном фундаменте под железной крашеной кровлей, семь комнат, прихожая, кухня, ванная, кладовая, теплый клозет и терраса, внутренние стены и потолки оштукатурены, пол окрашен; тринадцать окон с двойными, огромными рамами. Тринадцать внутренних дверей столярной работы и две печи.
Во дворе дома флигель из 2-х комнат, деревянный обшитый тесом, имеется печь.
На Анне Васильевне записан расположенный в Пригородной слободе по Тупой улице смешанный дом с подвальным этажом, флигель деревянный и пять комнат, два каменных и два деревянных магазина, два каменных амбара, конюшня, каретник и сарай, крытый железом. Всё это оценено в 2000 рублей. За Александром Францевичем числились золотой прииск, мельница мукомольная и дача на озере Акакуль.
........................................
21 марта 1915 года у Александра Францевича описали недвижимое имущество, находившееся на углу Скобелевской (Коммуны) и Александровской площади (Алого поля). Также произведена оценка приемщиками-оценщиками в присутствии директора Челябинского городского общественного банка М.М.Бухарина. Доктор к тому времени был неплатежеспособен.
........................................
В середине декабря 1914 в городскую Управу поступает сообщение, что в доме Бейвеля по Скобелевской улице расквартированы нижние чины 163 пехотно запасного полка. Впервые в жизни в родной дом пустили посторонних людей. Это говорит о том, что семья Бейвелей находилась в затруднительном материальном положении.
........................................
В 1916 Бейвель принимает решение продать дом. Расплатился с долгами, и семья переехала на Оренбургскую улицу (Васенко).
........................................
Я часто хожу по улице Коммуны, и всегда на несколько минут остановлюсь у школы №1. Здесь когда-то стоял одноэтажный деревянный дом, с красными ставнями, мезонином и двумя террасами, который Бевели очень любили. Очень удобная планировка комнат. Для увеселений - отдельный зал, на столе запотевший графин водки. У Александра Францевича - огромный кабинет с огромным окном, выходящим в сад. В левом углу на мольберте стояла большая прекрасная картина "Встань и ходи" - Христос с протянутой рукой, исцеляющий больных - взрослых и детей. Вдоль стен тянулись стеллажи. Бейвель имел отличную библиотеку. В кабинете много различных медицинских инструментов. "Очень аристократическая обстановка" - говорила Ванда Феликсовна Свидерская, приехавшая из Польши к Бейвелям работать горничной по рекомендации. Вспоминая Александра Францевича, всегда говорила, не обращая внимания на сталинские времена: "Очень , очень хороший человек. Выдал меня замуж за инженера. Подарил свадебное платье, слишком роскошное. Что-то его дочери в платье не понравилось".
Возле дома большой сад, Александр Францевич любил заниматься садоводством, особенно цветоводством. Сад опоясывал деревянный красный забор, вдоль которого росла разная сирень. Таким это место осталось в памяти многих горожан. С северной и западной стороны для защиты от ветра были посажены бальзамические тополя, которые откуда-то привёз доктор медицыны. По ним любили лазить дети Бейвелей, у каждго был свой тополь.
Угловой тополь (жив сегодня) "принадлежал" Герману Александровичу: "Я любил лазить по этому дереву", но в конце жизни не искнул пойти посмотреть, несколько раз обещал прийти к первой школе, но так и не пришёл. Ссылался на здоровье. Я думаю, были другие причины. Все они - в чем-то принципиальные.
Им пришлось съехать из этого дома в 1917 году, в нем позднее разместилась Центральная академическая библиотека губернского отдела народного образования, окружной союз и третья амбулатория. В двадцатые годы при библиотеке открылся чительный зал. Потом долгое время этот дом был жилым, и его по инерции называли домом Бейвеля.
Скгодня этого почти ничего нет, во дворе Бейвелевского сада стоит школа №1 и ее спортивный зал. Осталось каким-то чудом место калитки со стороны улицы Коммуны и дорожка, ведущая к дому, ещё три тополя (четвертый спилили в 1999, мешал проезду автомашины), взметнувшиеся высоко в небо. Их посадил бывший городской голова, Доктор медицины Александр Францевич Бейвель.
Не знаю, в каком году это было написано (книга издана в 2010), но сейчас со стороны Коммуны уже нет ни калитки, ни дорожки - один железный забор.