Начиная с 1959 г. в Челябинске намечено осуществить опытное строительство наиболее массовых видов общественных здании: школы, детских яслей-сада, кооперированных зданий для торговли, общественного питания и бытового обслуживания, клуба с универсальным залом. В 1959 г. предполагается начать строительство комплекса медицинского центра, а также здания районной больницы.
Предложение об экспериментальном строительстве этих объектов было выдвинуто научно-исследовательским институтом общественных зданий Академии строительства и архитектуры СССР еще в 1956 г. и принято к реализации Челябинским совнархозом. В 1957 г. коллективом института были разработаны проектные задания, а в 1958 г. совместно с проектной организацией «Челябгорпроект» и при участии Уральского филиала АСиА СССР выполняются рабочие чертежи экспериментальных проектов.
В 1958 г. в экспериментальное проектирование жилого микрорайона, на участке которого было намечено строительство общественных зданий, включились научно-исследовательские институты жилища и градостроительства, а также Горстройпроект.
[2. Здесь и далее - из книги Градов Г.А. "Общественные здания, вып.2", НИИ общ.зд., М., 1959]
То есть на самом деле основное внимание в сборнике уделяется не столько самому экспериментальному кварталу, сколько общественным зданиям, которые были запроектированы для него - школа, ясли-сад, бытовой комбинат, клуб и так далее.
Здания школы, детских яслей-сада, торговых блоков и клуба располагаются в укрупненном жилом квартале — микрорайоне Челябинска площадью 27,3 га (см. рис. 1 и 2). Численность населения определена в 7250 человек. Первичная сеть общественных зданий расположена с таким расчетом, чтобы при пользовании ею населению не надо было выходить за пределы микрорайона и пересекать магистрали.
Примерно посередине участка запроектирован общественный парк для населения данного микрорайона площадью более 2 га, поблизости от которого расположены перечисленные здания. Это обеспечивает наиболее короткие связи жилых домов с общественными учреждениями.
Клуб с универсальным залом, расположенный в данном квартале, рассчитан на обслуживание также соседнего квартала. Спортивное ядро размещено таким образом, чтобы его можно было использовать попеременно как для занятий школьников, так и взрослого населения квартала. На школьном участке, кроме того, имеются дополнительные физкультурные площадки. Площадки для спортивных игр предусмотрены также в каждой группе жилых домов. Кроме двух основных блоков для торговли, общественного питания и бытового обслуживания в цокольных этажах строящихся жилых домов предусмотрены небольшие магазины — булочные, молочный и овощной, по 2—3 торговых места. Хозяйственное обслуживание населения квартала (прачечные, слесарные и столярные мастерские, мусоросборники и т. п.), а также гаражи на 120 индивидуальных автомашин сосредоточены в трех хозяйственных блоках; в одном из них расположено домоуправление, обслуживающее микрорайон.
Вот генплан микрорайона - та же картинка, что и в журнале, но с обозначениями.
[3]
Первым делом поражает обильное озеленение и количество спортивных площадок (4) - их запроектировано аж 15. Конечно, на практике ничего подобного нет, всё это так и осталось в воображении архитекторов. И даже стадион перед школой больше напоминает пустырь. Приведу уж сразу и современную карту, чтобы можно было сравнить с тем, что получилось на практике.
[4]
Первыми были построены четырёхэтажки вдоль улицы Карпенко - в 1958 году, собственно, когда экспериментальный квартал ещё только проектировался. Наверное, уже построенные дома просто "вписали" в проект задним числом. Затем, в течение 1959-1961 появилась центральная часть квартала, а последними, в 1965-1967 годах были возведены жилые дома вдоль улицы Потёмкина. Кстати, такое расположение домов "уголком" получило в народе название "кибитки в степи".
[5]
Четыре высотки (второй ряд сверху) так и не построены, вместо них в 1969-1970 воткнули всё те же пятиэтажные хрущобы, а выросшая в 1990-1996 со стороны улицы Горького кирпичная девятиэтажка закрыла "дыру" в фасаде квартала, где, согласно проекту, должен был находиться клуб (3).
Из трёх "хозблоков" (6), обозначенных в проекте, первый (со стороны улицы Потёмкина) так и не реализован - место застроено теми же "кибитками". Второй (со стороны Артиллерийской) - стал гаражным кооперативом и зданием ЖЭУ (Артиллерийская, 63в).
[6]
[7]
Третий "хозблок" (со стороны улицы Карпенко) достался милиции, сейчас в нём какие-то службы ГИБДД (Карпенко, 26).
[8]
Интересно, что представленная в проекте пешеходная зона (продолжающая улицу Кудрявцева) сохранила своё назначение. Правда, сейчас она немного запущена, но если навести порядок и озеленить - будет совсем неплохо.
[9]
Теперь детсады и ясли (2). Первый "детсад", находящийся в створе улицы Лермонтова (Артиллерийская, 55а) - это построенное ещё в 1948 году двухэтажное здание, также "вписанное" в проект задним числом. До 1960 года в нём находился детский дом №1, а начиная с 1961 - начальная школа №136. Она и сейчас здесь находится, оставшись единственной начальной школой Тракторозаводского района. Вообще, до начала строительства квартала всю эту площадь занимала частная застройка, появившаяся в военные годы, и только здание детского дома айсбергом возвышалось над одноэтажными домишками.
[10]
Второй детский сад, который на проекте обозначен позади школы, не построен. Вместо него в 1973 году был выстроен другой, более современный детсад по типовому проекту (Артиллерийская, 61а).
[11]
[12]
А вот третий обозначенный на плане детсад (Горького, 55а) - это как раз построенный по экспериментальному проекту "детский ясли-сад на 135 мест".
В 1957 г. Научно-исследовательский институт общественных зданий и сооружений совместно со Специальным Архитектурно-конструкторским Бюро АПУ Мосгорисполкома при участии НИИ санитарной техники Академии Строительства и Архитектуры СССР разработал (на стадии проектного задания) экспериментальный проект детских яслей-сада на 135 мест. Экспериментальный проект был составлен в пяти взаимозаменяемых вариантах конструктивных решений (со стенами из крупных кирпичных, шлако- и пено-бетонных блоков, кирпича и мелких шлакобетонных камней). Для строительства в Москве был принят вариант проекта со стенами из шлакобетонных блоков, а для строительства в Челябинске — со стенами из мелких шлакобетонных камней.
В 1958 г. НИИ общественных зданий разработал вариант этого проекта со сборным железобетонным каркасом в составе серии экспериментальных проектов общественных зданий, предназначенных для опытного строительства в Челябинске (рис. 1—9). В экспериментальном проекте детских яслей-сада была поставлена задача реализовать некоторые прогрессивные идеи и предложения, выдвинутые отечественной и зарубежной практикой проектирования, строительства и эксплуатации зданий детских учреждений.
В частности, предполагалось создание объединенного дошкольного учреждения, охватывающего все возрастные группы от 2 месяцев до 7 лет, причём для разных возрастов площади будут использоваться по-разному. Кроме этого, помещения предполагалось сделать не просто универсальными, а трансформируемыми под разные виды занятий.
[13]
Новые планировочные и конструктивные решения предопределили и новый художественный образ экспериментального здания детских яслей-сада. В архитектурной композиции здания использованы такие органические средства художественной выразительности, как выявление панельной системы разрезки наружных стен, введение крупных остекленных поверхностей детских комнат и спален-веранд, устройство открытой террасы младшей ясельной группы на южном фасаде, а также площадок с навесами и скамьями у входов в лестничные клетки на северном фасаде.
Фасады и интерьеры здания запроектированы с использованием цвета (цветные фризы под окнами спален-веранд, яркая окраска карниза, подбор специальных локальных колеров для стен, пола и мебели в детских помещениях и др.), а также малых форм (цветочницы, ограждения террасы, вазы).
[14]
[15]
[16]
[17]
[18]
[19]
[20]
В планировке и оборудовании участка (см. рис. 9) экспериментального здания детских яслей-сада также использован ряд новых предложений. Увеличены групповые и общие физкультурные площадки; вместо разделения групповых площадок на две части — глинопесчаную и травяную — устраивается единая, засеянная травой площадка с дорожками из бетонных плит.
Взамен устаревших громоздких теневых навесов, грибков, беседок и т. п. предусмотрены легкие деревянные навесы, высотой 2,7 м, с кладовыми для инвентаря и игрушек. На участке будет устроен «велотрек» для катания на детских велосипедах и автомобилях, плескательный бассейн нового типа; на каждой групповой площадке предусматривается небольшая железобетонная чаша — водоем для игр; разработаны новые типы физкультурного оборудования и др.
[21]
Реальность, конечно же, оказалась несколько суровее, какие там цветные фризы. Но тем не менее, постройка очень похожа на то, что показано в проекте.
[22]
[23]
Школа (1) была построена и открылась в 1967 году - ныне это лицей №102 (Грибоедова, 2). Вот описание московского проекта.
Экспериментальный проект здания школы продленного дня на 920 мест, являющегося одновременно учебным корпусом школы-интерната на 600 мест, разработан при консультации Академии педагогических наук РСФСР и московского научно-исследовательского института санитарии и гигиены им. С. С. Эрисмана (рис. 1). В связи с мероприятиями по укреплению связи школы с жизнью и дальнейшим развитием системы народного образования в стране экспериментальный проект приспособлен под одиннадцатилетнюю школу на 1000 учащихся.
Школа продленного дня рассчитана на то, что учащиеся остаются в школе после учебных занятий, где они, под наблюдением педагогов-воспитателей, выполняют домашние задания, занимаются в различных кружках и спортивных секциях, проводят свой досуг и питаются. Для внешкольной работы используются как помещения школы, так и школьный участок.
В связи с организацией продленного дня и учетом требований, предъявляемых к учебному корпусу школы-интерната, возникла необходимость в корректировке состава помещений и пересмотре приемов планировки школьных зданий, сложившихся в практике проектирования и строительства обычной общеобразовательной средней школы.
Я не буду утомлять деталями, но если вкратце, то во-первых, по сравнению с предыдущими типовыми проектами увеличили размеры пищеблока и гимнастического зала, добавили помещения для продлёнки и вынесли мастерские в отдельно стоящее здание (чтобы шум не мешал проведению других занятий), а вместо привычных коридоров для рекреационных целей выделили специальные залы и площадки во дворе. Учебное здание было задумано трёхэтажным - на первом этаже младшие классы, на втором - средние и учительская, на третьем - старшие.
[24]
[25]
[26]
[27]
[28]
[29]
[30]
[31]
[32]
[33]
Теперь реальность. Затрудняюсь сказать, построена ли школа именно по этому (доработанному) проекту, или же по какому-то совершенно другому - как минимум, первый корпус здесь четырёхэтажный, а второй - двухэтажный. Но в целом - похоже.
[34]
[35]
[36]
[37]
Далее, магазины (5). Их на генплане обозначено два - на углу Артиллерийской и Потёмкина (не построен), и со стороны улицы Горького. По проекту оно называется "кооперированное здание предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания".
Экспериментальный проект кооперированного здания предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания разработан НИИ общественных зданий совместно с Гипроторгом на основе задания на проектирование серий типовых проектов жилых и общественных зданий, предназначенных для комплексной застройки новых жилых районов. Составлению задания и разработке экспериментального проекта предшествовало изучение и анализ опыта проектирования, строительства и эксплуатации сети обслуживания ряда жилых районов Москвы, Челябинска, Магнитогорска и других городов.
В результате проведенной работы были установлены серьезные недостатки в преобладающей до последнего времени в городском строительстве практике размещения предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания в жилых зданиях. «Встраивание» помещений общественного назначения в жилые дома приводит к увеличению стоимости и усложнению конструкций как жилых здании, так и помещений общественного назначения, ухудшению условий жизни населения жилых кварталов и создает ряд неудобств в эксплуатации общественных учреждений.
Наряду с этим исследования показали целесообразность расположения предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания в кооперированных зданиях, что имеет ряд градостроительных и технико-экономических преимуществ по сравнению со строительством отдельно стоящих зданий магазинов, столовых и других предприятий по действующим типовым проектам. В соответствии с предлагаемыми для комплексной застройки размерами жилых кварталов и микрорайонов и исходя из минимально допустимых радиусов обслуживания определены три типа кооперированных зданий, предназначенных для жилых кварталов или микрорайонов с населением в 2—3, 5—6 или 7—8 тысяч человек.
В строительном объеме с унифицированными параметрами могут размещаться как предприятия, предназначенные для обслуживания населения прилегающего жилого квартала или микрорайона (магазины общего типа, столовые, комбинаты бытового обслуживания), так и предприятия, предназначенные для группы кварталов или микрорайонов (специализированные магазины, кафе, закусочные, аптеки, отделения связи, ателье по пошиву одежды и др.). При комплексной застройке нескольких микрорайонов предприятия общерайонного значения целесообразно расположить на одном участке. В этом случае из унифицированных кооперированных зданий может быть организован торговый центр.
Кооперированное здание, разработанное в экспериментальном порядке, предназначено для микрорайона с населением 5—6 тыс. человек, застраиваемого 4—5-этажными жилыми домами. Опытное строительство по этому проекту намечено в жилом микрорайоне Челябинска, где два кооперированных здания с хозяйственным двориком площадью 0,1 га обеспечат обслуживание нового микрорайона с населением в 6 тыс. человек.
Экспериментальный проект ставил своей целью проверить возможность комплексной организации торговли и бытового обслуживания в рамках жилого микрорайона, определить возможности снижения стоимости и проверить в эксплуатации новые виды сантехнического и торгового оборудования - этот вопрос тоже разрабатывался в рамках проекта. Запроектировано было два варианта зданий: "А" - продовольственный + промтоварный магазины, и "Б" - столовая на 94 места + комбинат бытового обслуживания.
[38]
[39]
[40]
[41]
Что вышло в реальности.
[42]
[43]
Теперь вариант "Б", не реализованный.
[44]
[45]
[46]
[47]
[48]
Клуб (3), как я уже говорил, так и не реализован, но выглядеть он должен был так. Основной упор в этом проекте опять же сделан на универсальность и трансформируемость.
[49]
Здание клуба предназначается для проведения самых различных видов культурно-просветительном работы: постановки спектаклей, показа кинофильмов, проведения концертов, лекций и докладов, технической пропаганды, занятий художественной самодеятельности, физкультурой и спортом. В клубе устраиваются библиотека, помещения для отдыха и др.
Основным замыслом экспериментального проекта клуба является создание условий для многообразного, универсального использования основного зала (кино, концерты, лекции, спорт, танцы и др.) и ряда других помещений, за счет чего сокращается количество комнат, рабочая площадь, объем здания и его стоимость. Такой клуб предназначается для первичной сети обслуживания группы городских жилых кварталов или микрорайонов с общим населением 10—12 тыс. человек, а также для строительства в населенных пунктах с малой плотностью населения (поселки, села).
В основу разработки проекта положено задание на проектирование, составленное НИИ общественных зданий еще в 1955 г. Это задание было уточнено после экспериментальной разработки Институтом вопросов универсального использования помещений, их трансформации и анализа различных композиционных схем а также с учетом типовых проектов, разработанных проектными организациями на основе закрытого конкурса на проектирование типовых клубов, проведенного в 1956 г. Экспериментальный проект клуба с универсальным залом (рис. 1—5) входит в состав серии проектов общественных зданий, предназначенной для опытного строительства в жилом микрорайоне в Челябинске.
[50]
[51]
[52]
[53]
[54]
[55]
[56]
[57]
[58]
[59]
[60]
[61]
Ну, и последний из представленных в сборнике проект, который предназначался для экспериментального строительства в Челябинске - это медицинский центр с райбольницей. На генплане экспериментального квартала он не показан, то есть должен был строиться где-то в другом месте. Судя по рельефу местности, который можно рассмотреть на этом макете, я бы предположил, что строительство планировалось где-то на левом берегу Миасса, в районе нынешней территории ЧелГУ.
[62]
[63]
[64]
[65]
[66]
[67]
[68]
[69]
Следующий проект - районная больница. Ничего подобного у нас не припоминаю, так что скорее всего, этот проект также остался без реализации.
[70]
[71]
[72]
[73]
[74]
[75]
[76]
Рекомендую почитать саму книгу, там каждый из проектов описан очень и очень подробно.
Налетай, архитектура! Скачать книгу целиком:
Градов Г. Общественные здания 2.pdf