В Россию же она кралась через Сибирь и спустя короткий срок плотно захватила Урал. Особо от «невиданных язв» пострадали челябинцы. Без преувеличения, город находился на грани вымирания. Потому именно на Южный Урал сенатом и было решено отправить несколько экспедиций состоящих из лучших лекарей столицы (тогда Санкт-Петербурга). В 1786 году лекарь Семен Андриевский и его помощник Василий Жуковский приехали в Челябинск.
Однако спустя год исследований, экспедиции не удалось найти ответ на главный вопрос, откуда у человека появляются смертельные язвы (ранее считалось, что возбудитель заразы мог находиться в воде или передаваться через укусы насекомых, но подтверждений тому не было). Тогда Андриевский пошел на отчаянный шаг и впервые в истории мировой медицины принял решение заразить себя этой болезнью. Он ввел себе кровь носителя инфекции и на протяжении нескольких месяцев под наблюдением своего товарища Василия Жуковского вел «скорбный дневник» (историю болезни).
В итоге, Семену Андриевскому удалось не только обнаружить причину возникновения инфекции (от животного к человеку), но и придумать способ лечения. Он спас жизни сотен тысяч людей, ну и свою, конечно. Позже Андриевский описал способы профилактики заболевания и впервые дал ему официальное название: «сибирская язва». Кстати, его товарищ Василий Жуковский, который внес не меньший вклад в изучение смертельной болезни, так влюбился в Южный Урал, что решил здесь остаться, хотя его всеми правдами и неправдами пытались переманить обратно в Питер. Он прожил в Челябинске около 50 лет, став одним из ключевых общественных деятелей. Впрочем, лечебную практику он, конечно, не оставил (в том числе продолжив борьбу с «сибирской язвой» на Урале). А его сын Иван, позже стал челябинским городничим. Сохранился и дом Жуковских. Она находится на улице Труда 88.
Подробности тут.
Дополнительные «интересности» 1) Профилактика заболевания, описанная Андриевским и Жуковским до сих пор актуальна в научном мире 2) Имя Андреевского с 2007 года носит сквер на пересечении улиц Энгельса, Худякова и Воровского 3) В начале нашего века террористы использовали поры «сибирской язвы» в качестве оружия атаки на США.