[из книги Г.Ивановой, В.Шевченко "Челябспецтранс, рождение и дорога жизни", 1995]
Более конкретно про мусоросжигающий завод заговорили чуть позже, году в 1997-1998. В майском номере журнала "Наука и жизнь" за 1998 год челябинский проект расписан уже во всех подробностях.
Для большинства промышленных городов России - Челябинска, Магнитогорска, Екатеринбурга и многих других - очень важно, чтобы строительство мусоросжигательного завода было под силу городскому бюджету. Для того чтобы снизить капитальные затраты, нужно оснастить завод отечественным оборудованием. Но не менее важно выбрать рациональную технологическую схему, которая позволила бы совместить работу завода с ТЭЦ или котельной и тем самым повысить экономичность переработки отходов. Специалисты подсчитали, что для городов с населением 500-600 тысяч человек оптимальным будет завод производительностью 120-150 тысяч тонн бытовых отходов в год, а наиболее экономичным способом использования энергии - отпуск тепла. С учетом этого во Всероссийском теплотехническом институте сейчас разрабатывается отечественная технология сжигания твердых бытовых отходов, созданная под оборудование российского производства.
Примером может служить строящийся мусоросжигательный завод в Тракторозаводском районе Челябинска, который будет работать в единой системе с городской ТЭЦ-2. Его технологическая схема достаточно проста: вода с ТЭЦ поступает на завод, где в котлоагрегатах вырабатывается пар. оттуда одна его часть через общий коллектор с ТЭЦ подается потребителям, другая - на технологические нужды мусоросжигательного завода. Себестоимость переработки отходов в этом случае значительно ниже, чем при автономной схеме.
Отходы поступают на переработку без какой-либо предварительной подготовки. Подъехавшие мусоровозы проходят через автовесовую и сразу направляются по эстакаде в приемное отделение на разгрузку. Приемный бункер, рассчитанный на трехсуточный запас отходов, обслуживается двумя мостовыми грейферными кранами грузоподъемностью по 10 тонн. С помощью многочелюстных захватов - грейферов ТБО перемешиваются и из них удаляются крупногабаритные предметы. Затем отходы попадают в топку мусоросжигательного котла. Для его растопки и стабилизации горения влажных отходов используются четыре газовые горелки. Одновременно с отходами в топку подают негашеную известь-пыленку. Она связывает вредные примеси (HCl, HF и SO2) в дымовых газах. На подвижной решетке начинается процесс подсушивания отходов горячим воздухом и потоком тепла из топки. Продвигаясь дальше, отходы воспламеняются и интенсивно горят. Вращающиеся валки под колосниковой решеткой помогают интенсивной шуровке (ворошению) отходов и одновременно перемещают их из одной температурной зоны в другую, включая зону максимальных температур (950-1000°С). В конце топочной камеры остатки отходов догорают и остывает шлак, который потом сбрасывается в устройство выгрузки. Далее на входе в котел-утилизатор, в так называемой зоне дожигания, поток газов интенсивно перемешивается с воздухом, в результате дожигается токсичный оксид углерода. Процесс горения отходов регулируется и контролируется с центрального диспетчерского пульта, оснащенного компьютером.
Котел-утилизатор и расположенная под ним топка скомпонованы как одно целое. С котлом соединяется первый подъемный газоход. Газы проходят по нему при температуре 850-1000оС в течение 2 секунд. За это время успевают разложиться почти все наиболее токсичные вещества (диоксины и фураны). Далее дымовые газы попадают в циклоны (сепараторы), затем в полусухой абсорбер и роторный фильтр, а оттуда зола и продукты газоочистки поступают в систему золоудаления. Такая многоступенчатая система очистки дымовых газов дает хорошие результаты - концентрация вредных веществ на выходе из дымовой трубы не превышает нормативов зарубежных установок.
Шлак, зола и продукты газоочистки направляются в бункеры-накопители, но предварительно шлак очищается на магнитном сепараторе от металла. Отделенный металл пакетируется на прессе и идет во "Вторчермет", а зола и продукты газоочистки специальным транспортом направляются на переработку. Шлак грузится на самосвалы и вывозится на предприятия строительной индустрии. Там из него делают шлакоблоки или используют на строительстве дорог.
Чтобы достичь запланированной производительности - 150 тысяч тонн твердых бытовых отходов в год, заводу нужны две технологические линии производительностью по 10 тонн в час при круглосуточном режиме работы. Все оборудование, включая газоочистное, на завод поставляют отечественные производители. Лишь один важный элемент мусоросжигательного агрегата - механическая решетка приобретается у фирмы ЧКД-Дукла (Чехия). Стоимость такого мусоросжигательного завода, как Челябинский, в несколько раз ниже стоимости аналогичных заводов, поставляемых зарубежными фирмами. Специалисты ВТИ считают, что опыт его строительства послужит примером для других городов России.
Так что же такое мусоросжигательный завод? Дополнительный источник энергии и помощник в решении проблемы санитарной очистки городов от бытовых отходов, как считают энергетики и коммунальщики, или генератор диоксинов, как утверждают оппоненты? А что такое автомобиль? Средство передвижения или главный источник загрязнения атмосферы оксидом углерода и другими вредными веществами? Все зависит от того, в какие руки попадет автомобиль или мусоросжигательный завод, каков уровень компетентности их создателей и обслуживающего персонала и какова серьезность подхода к строительству и эксплуатации объекта. Пока же из двух "зол" между вывозом мусора на свалки и сжиганием его на мусоросжигательных заводах нужно безоговорочно выбирать наименьшее - сжигание.
[отсюда]
В 1996 году строительство завода по термической переработке ТБО с планируемой мощностью 150 тыс. тонн начало ЗАО "Термоэкология". В апреле 2001 рабочий проект прошел государственную экологическую экспертизу и получил положительное заключение. На протяжении нескольких лет подряд его реализация "съедала" кругленькую сумму - в общей сложности было потрачено около 83 млн. рублей. Всего же в смете было заложено 450 млн, а полная стоимость проекта оценивалась в 600 млн. рублей.
Году в 1998-1999 проект был передан от "Термэкологии" в ведение "Горэкоцентра", который должен был продолжить строительство завода в Чурилово, и плюс к этому, построить ещё один мусоросжигательный завод на базе котельной в посёлке Новосинеглазово.
Но финансирование строительства прекратилось ещё в бытность мэром Вячеслава Тарасова - сыграли свою роль и плохой общественный резонанс, и раздоры в самой администрации. Но при этом проект долго закрытым не считался, окончательно его похоронила уже новая городская администрация, которая в 2006 году приняла решение об отказе от продолжения строительства завода и сооружении вместо него нового мусорного полигона. Михаил Юревич заявил, что проект мусоросжигающего завода нецелесообразен с экологической и экономической точек зрения, и его поддержали экологи (стоит заметить, что москвичи от утилизации мусора путём сжигания тоже отказались). Так 83 миллиона, потраченные на челябинский мусоросжигательный завод, по сути, вылетели в трубу.
Место под новый полигон искали долго. Перебрали множество предложений - то санитарная зона, то водоохранная, то грунтовые воды. Наконец, в 2006 нашли место около озера Половинное (между Копейском и Коркино), но затраты на сооружение полигона были оценены в 1 млрд рублей, которых у города, конечно же, не было. К тому же уже после проведения инженерно-геологических работ и подписания акта участок оказался в собственности третьих лиц, которые начали распродавать его под коттеджи. Наконец, в 2010 году был было выбрано другое место - в районе посёлка Козырево близ Копейска.
Но идею сжигания мусора окончательно похоронить не удалось. В 2008 году утверждается Генеральная схема санитарной очистки города (а в 2010 - концепция экологической безопасности города), предусматривающая строительство нового полигона, мусороперабатывающего комплекса и мусоросжигательного завода. Этот комплекс у нас собирались строить японцы (пресса сообщала о визитах японской делегации в марте 2008, мае 2008, октябре 2008 и сентябре 2010) и шведы (в сентябре 2010). Предлагалось также интересное решение на основе плавильного реактора местной компанией "Технологии металлов" (почитайте, это интересно). Параллельно шёл поиск источников финансирования, которые, кстати, не нашли до сих пор. Последняя цифра, которую я слышал, была озвучена в прошлом году - это 31 млрд. рублей (14 млрд. от частных инвесторов и 17 млрд. - из бюджетов разных уровней, включая федеральный).
Споры о том, нужен ли городу мусоросжигательный завод, идут до сих пор. А недостроенный корпус неподалёку от ТЭЦ-2 так и стоит - без охраны и без присмотра, как памятник неизвестно чему.
[2]
[3]
Охраны нет, но собачьих следов много, поэтому забраться наверх побоялся.
[4]
Привет, Чурилово! Хорошо бы тебе дышалось, если бы достроили этот мусоросжигательный завод?
[5]
[6]
[7]
Забор как бы присутствует, но его можно просто обойти.
[8]
И ещё одна брешь в заборе.
[9]
[10]
[11]
Отстойники у южной оконечности Первого озера.
[12]
[13]
[14]
Дальше видны шлакоотвалы ТЭЦ-2, а за ними, в морозной дымке, кварталы Северо-Востока.
[15]
[16]
Источники:
Г.Иванова, В.Шевченко "Челябспецтранс, рождение и дорога жизни", 1995
http://www.greenpeace.org/raw/content/russia/ru/press/reports/1888212.doc
http://www.nkj.ru/archive/articles/10577/
http://www.nr2.ru/chel/56055.html
http://www.74rif.ru/cena-eco.html
http://kp.ru/online/news/550980/
http://www.ekocentr.ru/?mod=reshenie5
http://chelyabinsk.ru/news/14094.html
http://chelyabinsk.ru/news/13481.html
http://chelyabinsk.ru/news/450238.html
http://chelyabinsk.ru/newsline/450538.html
http://kirovka.ru/all_press/full.php?id=134219
http://vecherka.su/katalogizdaniy?id=27589
http://www.polit74.ru/chel/detail.php?ID=9528
http://www.cheltoday.ru/article/?art_id=4145&theme=10&type=53
http://www.chrab.chel.su/archive/20-08-98/3/RD31.DOC.html
http://www.flexites.com/07-04-2001/2/a70464.html