И вот однажды мне звонят - "надо ехать в мечеть!" Надо, так надо, я ж по делу туда, комп чинить. Потом уж мы с ними сошлись поближе, и меня уже звали напрямую, а я им даже скидку делал, как культовому учреждению. С тех времен сохранилась даже вот такая визитка от них:
Но вообще, конечно, всё было интересно и довольно экзотично - в бухгалтерию, где стоял больной компьютер, надо было идти через комнатку, где на лавке сидели три аксакала. Естественно, сразу же вспоминалось: "Здорово, отцы! - Давно здесь сидим!" Я так понял, это что-то вроде старейшин-общественников, они исполняли всякие мелкие требы и давали консультации :) Вообще мне там понравилось - чаем поили с вкусным чак-чаком, разговаривали за жизнь, в ислам перейти никто не склонял :) Душевно так всё, по-семейному.
Ну вот, вспомнил я, что про эту мечеть мы на Челчеле почему-то не писали толком вроде бы, во всяком случае, я что-то не припоминаю, может быть, уважаемый rustem_akhunov упоминал.
Сначала - историческая справка из энциклопедии "Челябинск":
АК-МЕЧЕТЬ (Ак-Масит, Белая Мечеть), мусульм. храм, построенный в 1890–99-х гг. Х. Зарифовым и З. Г. Галеевым на ул. Азиатской (см. Елькина улица). Состоит из молитв. дома с михрабом и минарета. Одноэтажное кирпичное оштукатур. здание под вальмовой крышей с металлич. кровлей. Высокие с полукруглым завершением окна в профилированных наличниках. По периметру здания, под многопрофильным карнизом на кронштейнах проходит фриз, декорированный “ширинками”. Михраб – глухая молитв. ниша в стене, обращ. к Мекке – обработан горизонт. рустом, перекрыт граненой конхой. Четырехъярусный, 8-угольный в плане минарет, встроенный в объем мечети, завершен куполом, увенчанным шпилем. Два верх. яруса имеют круговые балконы. Грани минарета выполнены под небольшим уклоном к центру. Для содержания А.-М. в пользу магометанского об-ва Чел. Галеев пожертвовал свой магазин на ул. Сибирской (см. Труда улица), ежегодный доход к-рого составлял 1200 руб. В 1906 при мечети открылась мусульм. библиотека-читальня (см. Библиотека башкирской и татарской литературы), а 16 сент. 1907 – магометанское уч. заведение (мектеб). Т. о., на базе А.-М. сформировался своеобразный религ.-культ. центр, игравший заметную роль в жизни тат.-башк. населения города и края и сохранившийся до наших дней (см. Татаро-башкирский культурный центр). После рев-ции А.-М. перешла в собственность гос-ва и была передана в пользование зарегистрированной общине верующих. В период голода 1921–22 гг. муллой А.-М. С. Ф. Урмановым был организован сбор средств в пользу голодающих, предприняты др. шаги, способствующие взаимодействию мусульм. общины и Сов. власти. Однако процесс по делу т-ва “Иттихад” (лето 1924) сделал подобные контакты невозможными. Товарищество обвинили в том, что согласно законам шариата оно выделяло закят – 1/40 часть своих доходов на содержание мечети и муллы, а Урманов не уплатил налогов с получ. ден. вознаграждения. Товарищество закрыли, муллу приговорили к 4 годам тюрьмы. С тех пор А.-М. была одним из объектов антирелигиозной пропаганды в Чел. Все чаще звучали призывы к закрытию мечети. В таких условиях 24 авг. 1928 сложил с себя обязанности муллы И. Исмагилов, а в нач. 1930 собр. общины А.-М. приняло решение о самороспуске. 21 февр. 1930 окрисполком утвердил закрытие мечети и передал здание под “клуб нацменов”. В годы Вел. Отеч. войны в здание мечети была перевезена значит. часть фондов обл. краеведч. музея (см. Музей краеведческий) и тат.-башк. б-ки. 9 сент. 1942 было принято секретное решение малым составом исполкома горсовета “О передаче здания бывшей мечети в распоряжение общины верующих мусульман”. Однако из-за нехватки помещений для размещения материальных ценностей, находившихся в здании А.-М., решение осталось невыполн. До сер. 80-х гг. здание использовалось для хоз. нужд. Были утеряны купол и часть минарета. После передачи здания А.-М. краеведч. музею первоначальный облик здания был восстановлен. В нем предполагалось разместить Музей народов Юж. Урала, но перестройка изменила отношение гос-ва к религ. конфессиям. 16 авг. 1988 чел. горисполком выступил с ходатайством о разрешении регистрации в Чел. мусульм. общины, а затем, весной 1989, передал здание А.-М. верующим. Ныне А.-М. вновь является религ.-культ. центром Чел. При мечети находится Регион. духовное управление мусульман Чел. обл. во гл. с муфтием Г. Шакаевым. В А.-М. не раз бывал Верх. муфтий, предс. Центр. духовного управления мусульман Шейх-уль-ислам Талгат Таджутдин (1997, 1998, 2000).
В. С. Боже, Л. Ю. Вознюк, Е. В. Конышева
Лит.: Г а б и д у л л и н М. Ак-Масит – Белая Мечеть // ЧР. 1989. 14 нояб.; Д е г т я р е в И. В. Купола над городом: Ист. судьбы челяб. церквей / И. В. Дегтярев, В. С. Боже. Ч., 1992; Б о ж е В. С. Материалы к истории церковно-религиозной жизни Челябинска (1917–1937) // Челябинск неизвестный: Краевед. сб. Ч., 1998. Вып. 2.
Разумеется, часть информации уже устарела, так, челябинский муфтий Габдулла Шакаев (вместе с курганским Рамазаном Ишмухамметовым) погибли в ноябре 2005 года под Уфой, куда отправлялись в духовное управление - на их полосу вылетел "Москвич". Возможно, что-то еще поменялось, не знаю.
Вот так мечеть выглядела сразу после постройки
Так - в 1970-е (фото от ssgen)
Так комплекс выглядел сегодня днем :)
Дом слева занимает ОВО при ОМ № 5 УМВД г. Челябинска, а раньше, как мне говорили, там жил мулла, а в каменном домике справа от входа была бесплатная мусульманская библиотека (насколько я понял, rustem_akhunov и есть rustik66 :))
Вот он поближе
Сейчас там и в соседнем деревянном домике кабинет муфтия, бухгалтерия и несколько помещений (в том числе и то, с аксакалами)
Детали
Со стороны гостиницы "Малахит" еще какой-то древний сарайчик - похоже, тоже, к мечети относится.
Еще в книге "Челябинск. Градостроительство вчера, сегодня, завтра" была фотография с макета проектируемого хореографического училища на базе соседней школы № 10, где мечеть тоже играла какую-то роль.
Вот она (спасибо запасливому ssgen: