ssgen (ssgen) wrote in chelchel.ru,
ssgen
ssgen
chelchel.ru

Categories:

Начальница ЧелябТЭЦстроя

Вот вам ещё одна малоизвестная страничка истории города Челябинска.
В 1930-е годы строительством Челябинской ТЭЦ-1 руководила Фрума Ефимовна Ростова-Щорс, вдова Николая Щорса - да-да, того самого легендарного начдива, героя Гражданской войны. Героическая женщина, незаурядная личность с удивительной судьбой, о ней и пойдёт сегодня речь.

[Фрума Ефимовна Ростова-Щорс, 1918; фото отсюда]

[Николай Александрович Щорс; фото отсюда]

Информация о Фруме Ростовой в сети есть, хоть и немного, но при этом ни один из источников о челябинском периоде её биографии даже не упоминает. Чтобы восполнить этот досадный пробел, предоставляю слово летописцам ЧТЭЦ-1.

[1934 год] ...А между тем у стройки появился начальник. Точнее - начальница - Фрума Ефимовна Ростова. Внешне женщина не была видной: небольшого росточка, миниатюрная. Однако брала другим, прямо-таки излучала энергию, волевая была. И еще ее отличало то, что даже в скудные тридцатые годы всегда была добротно и со вкусом одета. Оно и понятно: еще в молодости Фрума работала портнихой, сначала на дому, затем в мастерской. Оттуда и пошла в гору - избрали на руководящую должность в профсоюзе швейников.

Только вовсе не это было в ее жизни главным, Ростова - и это знали все - была героическим, а отнюдь не рядовым участником Гражданской войны. А после окончила МВТУ, строила Новороссийскую и Днепродзержинскую, а потом еще в Сибири - Кузнецкую ГРЭС. Особый интерес к ней еще вызывало то, что она была подругой, а затем женой легендарного Николая Щорса, у нее от него была дочь.

Сейчас имя Щорса знакомо разве что самому старшему поколению. А перед войной редкая проходила неделя, чтобы по радио не звучала любимая многими песня, в которой были такие слова:

Шел отряд по берегу, Шел издалека, Шел под красным знаменем Командир полка.
Голова обвязана, Кровь на рукаве. След кровавый стелется По сырой траве
«Хлопцы, чьи вы будете, Кто вас в бой ведет? Кто под красным знаменем Раненый идет?»
«Мы сыны батрацкие. Мы за новый мир, Щорс идет под знаменем. Красный командир...»

В годы Гражданской на Украине Щорс командовал полком, бригадой, дивизией, пока не погиб как герой. И рядом с ним была разведчица, отважная женщина (однажды раненая она попала в плен к белым, ей грозил расстрел) Фрума Ростова.

На строительстве ЧелябТЭЦ Ростова пришлась ко двору. Об этом свидетельствуют документы, хранящиеся в Госархиве Челябинской области. Пока стройкой командовала Ростова, все они в идеальном порядке. Кстати, в отличие от последующих руководителей Фрума Ефимовна любила выступать, отчитываться в работе перед людьми. Из протокола собрания-отчета о работе за 1935 год видно, как доходчиво она умела объяснять сложные вещи - экономику - малограмотным тогда рабочим-строителям.

А ещё этой темой занимался челябинский краевед Владимир Борисов. Его очерк был опубликован в 1993 году в журнале "Уральский следопыт", а затем в 2001 году перепечатан в юбилейном издании "Челябинская ТЭЦ-1: путь длиной в 60 лет".

Владимир Борисов
ЖЕНА ЩОРСА

Однажды отец сказал мне: «Деревянные дома напротив ТЭЦ по Копейскому тракту появились в бытность начальника строительства ТЭЦ Фрумы Ефимовны Ростовой - жены легендарного Щорса». Ее биография меня заинтересовала.

Фрума Ефимовна родилась в 1897 году в г. Новоэыбково Брянской области. Получила домашнее образование в пределах двух классов средней школы. С десяти лет была портнихой на дому, а набравшись опыта, ушла в мастерскую. После смерти родителей осталась в семье старшей. Рано познакомилась с революционной литературой. После февральской революции работала по организации профсоюзов, была членом правления и секретарем союза швейников. В составе красногвардейского отряда участвовала в разоружении царских офицеров. В феврале 1918 года с этим же отрядом ушла на фронт и вскоре оказалась у Н. А. Щорса.

«Большие карие глаза ее глядели не по-детски внимательно. Черты лица красивые, но строгие и резкие. Держалась свободно, не обращая никакого внимания на любопытные взгляды, отвечала на вопросы коротко, не улыбаясь.

- А это знаете, с чем кушают? - спросил Щорс, показывая на гранаты.
- Представление имею, - ответила она.»

Так, по описаниям очевидцев, встретились Николай Александрович Щорс и будущая разведчица Фрума Ростова.

Однажды предстояла трудная и ответственная разведка. Нужны были добровольцы. И Фрума напросилась, так как считала, что личной жизни у революционера быть не может. Раненная, она попала в плен. Ее должны были расстрелять. Но спасло чудо. После подписания Брестского мира советское правительство обменяло ее на польских офицеров, и она под конвоем была выслана в Оршу. Снова вступила в отряд, но была отозвана в Брянск и стала работать в ЧК по закордонным делам. Потом попала в Унечи. Тут и произошла вторая встреча Фрумы с Н. Щорсом. Он приехал сюда для формирования впоследствии знаменитого Богунского полка. Фруму Николай Александрович считал погибшей, т.к. видел некролог в армейском вестнике, поэтому встреча была неожиданной и счастливой.

Фрума Ефимовна работала председателем погранчека и очень помогла Щорсу в организации отряда. Вскоре они разъехались, но в одну из следующих коротких встреч стали мужем и женой. С этого дня гимнастерка на военкоме сидела на удивление ладно. Пригодилась Фруме профессия портнихи. Однажды по настоянию друзей устроили запоздалый пир, на котором вместо вина пили рюмками молоко.

Снова расставание. Фрума Ефимовна уехала на лечение: открылся туберкулез. Но с марта 1919 года она уже опять на фронте. Щорс во время разлук писал жене по-юношески пылкие письма: «Я больше чем люблю тебя - я чувствую и испытываю родство душ. Ты всегда стоишь перед глазами у меня - твой образ я запечатлел на всю жизнь...лягу, пойду, призадумаюсь - но тут как тут... Я люблю тебя, я уважаю, я дорожу тобой, я безумно поглощен тобой...»

Вокруг Щорса плелись интриги, нервы его были на пределе, и он в последнем письме к жене просил поддержки, как у близкого человека. Знал, что жена беременна, но все-таки просил Фруму приехать. Но встреча не состоялась. Вместе с курсантами военного училища ей пришлось сопровождать траурный кортеж в Самару. Здесь она осталась работать членом коллегии губсобеса по обеспечению семей красноармейцев. Родила дочь.

Потом Фрума Ефимовна закончила рабфак Покровского (при МГУ) и еще МВТУ, став инженером-электриком. Работала по претворению в жизнь плана ГОЭЛРО. Строила Новороссийскую, Днепродзержинскую и Кузнецкую ГРЭС. После пуска третьей её назначили руководителем пусковой группы Главэнерго. Кроме пуска новых станций, руководила реконструкцией и капремонтами.

10 апреля 1935 года по Центроэнергострою был отдан приказ об организации управления строительства ТЭЦ в Челябинске. Начальником строительства назначили Ф.Е.Ростову.

В то время управление имело один единственный экскаватор «Дмитриевец». С ним начали рыть котлованы для главного корпуса теплоэлектростанции. В остальном преобладал ручной труд. Требовался энергичный, грамотный руководитель. Таким оказалась Фрума Ефимовна Ростова. Появился конный двор, промкомбинат, исчезли вагончики и выросли двухэтажные дома, куда поселились рабочие. Девять домов протянулось вдоль Копейского тракта, еще два - на улице Гранитной. Потом были построены детясли, школа, баня и пожарная (сохранилась до сих пор). Старейшие работники ТЭЦстроя и сегодня вспоминают первого руководителя с теплом и благодарностью.

Клавдия Федоровна Казакова: «Фрума Ефимовна была речистая, любила выступать, но если сказала, пообещала что-то, то обязательно выполняла. Была строгой, но справедливой, бойкой и очень грамотной».

Анатолий Николаевич Федотов: «Она каждое утро объезжала объекты, ходила быстрым шагом, всегда со всеми здоровалась. Была небольшого роста и запомнилась в кожаном полупальто и берете».

Валентина Семеновна Курганова: «Однажды я разбирала бумаги, наткнулась на папку приказов первого начальника строительства. Оказалось, что эта была женщина, да еще жена Щорса».

Сегодня эти приказы - экспонаты комнаты-музея управления ТЭЦстроя.

На 11 городской конференции Ф.Е.Ростову избрали членом Челябинского горкома ВКП(б). 20 марта 1937 года она выступает на собрании актива городской партийной организации. Это было ее последнее выступление в Челябинске. Начались аресты. Однажды вечером к ней домой пришел Георгий Николаевич Виноградов, главный инженер, и заявил: «Фрума Ефимовна, я человек старый, и мне терять нечего. Вы должны уехать, иначе ваши дни сочтены!»

Валентина Николаевна (дочь) вспоминает: «Мать долго сопротивлялась, но он ее уговорил. Чтобы не привлекать внимание к отъезду, меня положили в больницу. Мама уехала, но с ней случилась стрессовая ситуация. Из вагона в Москве ее вынесли на носилках, и она сразу попала в больницу. Потом - долгое лечение, полтора года на инвалидности. Ее вывели из номенклатуры ЦК. Видимо так она и уцелела. Меня тоже через две недели посадили на поезд. Все вещи, документы остались в Челябинске. Больше ни я, ни мама в этом городе никогда не были, хотя воспоминания о нем самые теплые».

К этому следует добавить, что Фрума Ефимовна была еще начальником Миасстроя (Уральский автозавод). Перед войной Ф.Е.Ростова строила Дворец Советов в Москве, работала на 1-м и 39-м московских авиазаводах. Здесь ее и застала война. С рюкзаком за плечами она пришла в Бауманский райком, но ее не взяли, а отправили в Куйбышев в особостроительный трест, где она трудилась начальником монтажных работ на объектах. В конце 1942 года возвратилась в Москву и была назначена помощником начальника части по кадрам одного ведомства. После войны по просьбе Черниговского обкома партии выехала на восстановление разрушенных музеев.

Умерла Ф. Е. Ростова в августе 1977 года. Похоронена на Донском кладбище в Москве.


[фото отсюда]

Мне осталось лишь добавить, что дочь Валентина [Николаевна Щорс] впоследствии стала женой известного советского физика, академика Исаака Халатникова, который под руководством знаменитого академика Ландау работал над созданием советской атомной бомбы.

Источники:
Золотов А.А. "Челябинская ТЭЦ-1: путь длиной в 60 лет", 2001
http://clubs.ya.ru/4611686018427425093/replies.xml?item_no=958
http://unecha.org/haykina
http://www.unecha.org/shors

Tags: Ленинский район, архивное, люди
Subscribe

  • Плюс один новый сквер

    ...появился на углу Лазаретной и Цвиллинга. Ранее здесь был пустырь с автомобильными стоянками. Местность имеет заметный уклон в сторону…

  • Кадры из 2006

    ...опять же, то, что когда-то упустил - в основном городские стройки. Хотя, надо сказать, этот год у меня довольно подробно представлен - у меня…

  • 2005. Всякое разное

    ...ввиду карантина занялся инвентаризацией и систематизацией всякого, добрался до компашек с записями фоток за 2005 год. Часть, конечно, я уже…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment