[Из книги "Челябинская ТЭЦ-1: путь длиной в 60 лет"]
Когда еще только составлялся технический проект ЧГРЭС, роль города Челябинска как потребителя энергии оценивалась весьма скромно. Предполагалось в ближайшем будущем построить здесь лишь два «солидных» объекта - завод силикатного кирпича да прядильно-ткацкую фабрику. Электростанция предназначалась для обслуживания промышленности Златоуста, Кыштыма, Карабаша. Все резко изменилось, когда партия и государство взяли курс на индустриализацию. Так что именно ЧГРЭС Челябинск обязан тем, что здесь было решено построить ЧТЗ, ЧЭМК, ферросплавный, станкостроительный, цинковый и другие заводы. А другими словами тем, что город стал крупным промышленным, научным и культурным центром страны, имеет население свыше миллиона человек.
Параллельно с грандиозным, беспрецедентным промышленным строительством в стране шло сооружение электростанций. Если в начале первой пятилетки СССР занимал одиннадцатое место в мире по выработке электроэнергии, то в ее четвертом году уступал уже только Америке и Германии. Весомый вклад в этот успех внес и коллектив тогда крупнейшей на Урале Челябинской ГРЭС. Так, в 1931 году выработка электроэнергии станцией составляла 140 млн кВт-ч, а в 1932 году - 345, в 1933 году - 492. В 1934 году станция, впервые досрочно выполнив план, дала 663 млн кВт-ч. Челябинская ГРЭС стала занимать классные места во Всесоюзном социалистическом соревновании. Однако при всем размахе очень быстро стало ясно, что с определением мощности ЧГРЭС допустили промашку. Стали вноситься предложения об ее достройке, полагали, что в городе должна появиться ЧГРЭС-2. И не только полагали, но уже подыскали для нее место, назначили дирекцию.
А между тем заводы в городе продолжали расти, точно грибы после теплого обложного дождя. Их выносили за «околицу», но они обрастали поселками, словно «двигались» по направлению к центру. Не случайно, познакомившись с Челябинском, правда, это было в начале 1950-х, писатель Александр Фадеев сравнил его с ладонью и растопыренными пальцами. Сама ладонь - центр, а каждый палец - солидный завод с «соцгородом».
В 1934 году заложили еще одно крупное предприятие - газохимический завод, вскоре переименованный в комбинат. Учитывая то, что энергия ЧГРЭС уже была разобрана по постоянным потребителям, Главгаз, входивший в Наркомат тяжелой промышленности (им уже два года руководил С. Орджоникидзе), принял решение построить при этом объекте собственную теплоэлектроцентраль мощностью 50 тыс. кВт. Место для строительства комбината и его ТЭЦ определили в юго-восточной части города. Это была даже не окраина, до стройки нужно было добираться и добираться. Трамвай, пущенный в 1932 году, ходил лишь, как говорили, до «Станкостроя».
В анналах истории сохранился любопытный документ - всего лишь одна страничка - протокол совещания у заместителя начальника Главэнерго Игната (такая необычная фамилия), где доклад о выборе места для Челябинской ТЭЦ сделал инженер В. А. Радциг. Назовем также тех, кто участвовал в обсуждении вопроса и поддержал проект: Игнат, Келен, Дьяконов, Фотиева, Харламов, управляющий «Уралэнерго» Борисов, инженер ЧГРЭС-2 Носов.
Думается, что здесь вполне уместно несколько подробнее сказать о человеке, благодаря которому Челябинская ТЭЦ обрела именно эту, а не какую-то другую площадку.
[В.А.Радциг; фото отсюда]
Владимир Александрович Радциг (1881-1960) - личность незаурядная, энергетик с 50-летним стажем работы. Интересная деталь его биографии: вскоре после окончания Петербургского технологического института он разработал проект городской электростанции мощностью 300 кВт, а окончил свою «техническую жизнь» экспортированием проектов районных тепловых электростанций мощностью 1,2-1,5 млн кВт (в их числе Южноуральской ГРЭС), гидростанций мощностью свыше 2,0 млн кВт и энергетических сетей напряжением 500 тыс. вольт.
Пожалуй что во всей стране не было специалиста лучшего, чем он, по выбору мест для строительства станций. Непосредственно им было подобрано 40 площадок, на которых построено 20 ГРЭС, ТЭЦ и ГЭС. В их числе, помимо ЧТЭЦ, станции в Волгограде, Астрахани, Иваново, Рыбинске, Казани... Список можно было бы продолжить за счет энергетических предприятий других стран: Китай, Корея, Болгария, Польша, Албания... Но ведь и этим не исчерпывается кипучая деятельность этого «выходца из обрусевшей немецкой инженерной династии», В. А. Радциг, как бы между основных дел, спроектировал первую в Советском Союзе электрическую железную дорогу, учавствовал в рассмотрении проекта прокладки московского метро, трассы канала Москва - Волга и т. д. и т. п. Он автор нескольких книг, включая учебное пособие для студентов «Выбор площадок для электростанций и подстанций» и вышедших в год его смерти «Воспоминаний энергетика».
...Для размещения ТЭЦ был выбран так называемый южный вариант, а именно: выбор пал на свободную площадку между Станкостроительным заводом, который тогда носил название Завод тяжелого машиностроения, и территорией, отведенной собственно газохимкомбинату Мотивировка такого решения: при этом ТЭЦ сможет снабжать паром газохимкомбинат, а теплом - ряд поселков. Отмечалось: сама площадка достаточно велика - это оказалось весьма кстати в войну, когда был применен крупноблочный монтаж. Грунты - удовлетворительные, фунтовые воды - на глубине ниже 8 метров. И еще одно немаловажное «удобство» - совсем рядом оказалась железнодорожная ветка, по которой доставлялся уголь с Копей на ЧГРЭС.
Итак, 8 сентября 1934 года вопрос с площадкой был решен. В совещании, помимо москвичей, - это подчеркнем, участвовали управляющий Уралэнерго Борисов и представитель ЧГРЭС-2 Носов. Следующим шагом было утверждение технического проекта, что и произошло 19 декабря того же года, а 30 декабря утвердили и генеральную смету. Первая очередь строительства ТЭЦ включала постройку четырех котлов производительностью 160/200 т пара в час и двух турбогенераторов мощностью по 25 тыс. кВт.
Строителям газохимкомбината, которых уже было несколько сотен, эта новость, пришедшая под новый 1935-й год. наверное, доставила радость. Не исключено, что они по этому поводу даже выпили по бокалу шампанского. Правда, могло ли известие о появлении химического предприятия обрадовать население Челябинска? Ему в дополнение к металлургии и машиностроению еще химии недоставало!
Только не суждено было появиться на карте города газохимкомбинату. По неизвестным нам причинам Наркомат тяжелой промышленности от сооружения в экологическом плане «неприятного» производства в Челябинске отказался. Финансирование строительства Челябинской ТЭЦ было продолжено, только теплоэлектроцентраль теперь должна была обслуживать город.
[3. Погрузка угля в разгрузсарай; из книги "Челябинская ТЭЦ-1: путь длиной в 60 лет"]
[4. Мазутное хозяйство; из книги "Челябинская ТЭЦ-1: путь длиной в 60 лет"]
Строительство началось в 1935 году, причём пока не было полной определённости с московским проектом, начали с жилья - строили бараки, землянки и деревянные дома, тянули электричество и водопровод. Сама ТЭЦ была введена в строй только в январе 1942 года, но зато за эти 8 лет вокруг неё возникла обширная жилая застройка, которая до сих пор так и называется - "посёлок энергетиков" или "посёлок ТЭЦ-1". Начиналось всё с череды бараков вдоль Копейского шоссе и двух бараков по улице Клубной (ныне Гранитная), которые на этой довоенной карте показаны справа внизу. Почему они обозначены на карте как "пос. Дежурный" - не знаю, возможно, таким было первоначальное название, а может, в основе лежит какой-то более ранний топоним.
[5. План города, 1939 год]
Основные вехи.
1934-1940 - по Копейскому шоссе, улицам Энергетиков, Гранитной выстроено 9 домов, 16 бараков, пожарная часть, баня
1936 - открылась школа №34
1941 - открылся первый здравпункт (занимал помещение в бараке)
1942 - достроены каркасно-засыпные бараки, куда переселили людей из землянок; всего за три недели построена столовая на 300 человек
1944 - посёлок насчитывает 30 бараков и 15 двухэтажных деревянных домов; жилфонда на всех не хватает, люди ютятся в вагончиках и палатках
1948 - введен в строй больничный городок, разбит сквер
В послевоенные годы план по строительству соцкультбыта выполнялся отсилы процентов на 60, перелом произошёл уже в пятидесятые. И если до этого строительство велось бессистемно, то теперь был разработан генплан застройки посёлка, утверждённый в Главном управлении по делам строительства и архитектуры. Главный архитектор Чернядьев посоветовал не увлекаться этажностью и вести застройку двухэтажными и трёхэтажными домами.
1951 - открылся клуб (нынешний ДК "Энергетик") и детский сад на 50 мест
1952 - детский сад №85 по улице Гранитной (на 125 мест)
1954 - столовая на 85 мест, молочный магазин
1955 - промтоварый и продуктовый магазины
1957 - начало "самстроевского" строительства в Брестском переулке
1959 - открылись детские ясли
1960 - сдан магазин "Гастроном"
1964 - начало газификации посёлка; первыми газ получили жители домов по ул. Энергетиков (дома 14-16-18) и Трубников (дома 9-13-15)
1969 - сданы бытовой комбинат, почта, телеграф
Две фотографии одного и того же места.
[6. Посёлок энергетиков, 1950-е годы; из книги "Челябинская ТЭЦ-1: путь длиной в 60 лет"]
[7. Посёлок энергетиков, 2000-е годы; из книги "Челябинская ТЭЦ-1: путь длиной в 60 лет"]
Теперь небольшая экскурсия по посёлку, хотя, конечно, зимний Ленинский район - зрелище не особо приглядное. Один из кварталов я показывал в прошлом году, ещё кое-что покажу сейчас, но и это ещё не весь посёлок, до дворов к востоку от Гранитной я и на этот раз не добрался. Дом 47 по улице Трубников.
[8]
Дом 45.
[9]
[10]
Трубников, 49-51-55. Оранжевая панелька вдалеке - 65.
[11]
Дворы. Летом здесь всё утопает в зелени.
[12]
Остатки старого то ли сарая, то ли барака.
[13]
Один аварийный дом, похоже, расселён.
[14]
Более поздняя двухэтажка.
[15]
Улица Энергетиков (дома 46 и 44).
[16]
[17]
Дальше двухэтажки, вполне типовые - таких в городе множество. Энергетиков, 42.
[18]
Энергетиков, 38 - областной дом ребёнка №3. Что здесь было изначально - не знаю, возможно, ясли или детсад.
[19]
[20]
[21]
[22]
[23]
Дворы по улице Энергетиков.
[24]
[25]
[26]
[27]
[28]
[29]
Дома старые, но не лишены декора.
[30]
[31]
[32]
[33]
Энергетиков, 26. Здание реконструируется, последние годы его занимали какие-то коммерческие фирмы, но что было изначально - опять-таки не знаю.
[34]
[35]
[36]
ДК "Энергетик" (уже было).
[37]
А так он выглядел до покраски, фото 2001 года.
[38. Из книги "Челябинская ТЭЦ-1: путь длиной в 60 лет"]
Скверик, разбитый в 1948 году. Но памятник Ильичу появился позже, кажется.
[39]
Гранитная, 9. Вроде бы бывший детский сад. Теперь какая-то пивнушка.
[40]
Улица Гранитная, в девичестве Клубная. Вид на ТЭЦ-1.
[41]
Детский сад №18 "Полянка". Хотя в ДубльГИСе здание помечено как административное - возможно, это уже и не детский сад совсем.
[42]
[43]
[44]
[45]
[46]
Грантная, 7 - дом с эркерами и скошенным углом.
[47]
[48]
Здесь можно увидеть черновые торцы и задники, которые так редко встречаются в Челябинске.
[49]
Изрядную территорию между улицей Трубников и Копейским шоссе занимает автодром КАФС. Насколько я понимаю, как раз на его месте и находились некогда деревянные бараки ЧелябТЭЦстроя.
[50]
[51]
Ну и, наконец, ТЭЦ-1 - остановка и проходная.
[52]
[53]
Копейское шоссе, 42 - видимо, это и есть довоенная пожарка, построенная в 1935-1936 годах. Сейчас здание принадлежит какой-то коммерческой фирме, а пожарная часть Ленинского района находится в другом здании в 400 метрах отсюда.
[54]
[55]
Это здание (Копейское шоссе, 44) тоже принадлежит ТЭЦ-1. На вид начала пятидесятых, судя по декору.
[56]
[57]
[58]
Источники:
Золотов А.А. "Челябинская ТЭЦ-1: путь длиной в 60 лет", 2001