[фото отсюда]
Слово летописцам завода:
Конец ноября 1941 года выдался в Челябинске необычайно холодным и ветреным. В один такой морозный денёк на строительную площадку будущего завода направилась первая группа эвакуированных москвичей из 80 человек, в большинстве своём одетых явно не по сезону. Кто в лёгком демисезонном пальто, кто в полупальто, в основном в осенних шляпах или фуражках. На ногах у многих явно не зимняя обувь. Колючий снег бил в лицо, обжигал щёки, слепил глаза, а ветер пронизывал насквозь. Дорога местами занесена снегом, и ноги вязнут в сугробах. Некоторые хлопают себя по бёдрам; потирают руки, пытаясь согреться.
Худощавый мужчина в кепке пытается шутить:
- Разве так встречают гостей? Надо бы чего для сугреву! Так и заболеть недолго!
Ему возражают:
- Урал есть Урал! Тут тебе не Подмосковье.
- Это здесь, - повёл рукой в сторону Николай Семёнович Рахвалов.
- Да, картина невесёлая, - протянул кто-то.
Словно ели, в небо взметнулись металлические колонны. Вокруг них, почти засыпанные снегом, горы ржавого демонтированного металлургического оборудования. Тут и там под снегом рельефно выделяются массивные металлоконструкции и остатки старых фундаментов.
- Как холмики могильные, - шутит опять кто-то.
- Смотри, в настоящую могилу не угоди, - предостерегают его.
И действительно - совсем рядом глубокие, до 10 метров котлованы, вырытые в своё время под агрегаты мартеновского цеха. А на примыкающем железнодорожном пути - бесконечная вереница вагонов и платформ с автозаводским оборудованием.
- Собирались когда-то строить здесь большой металлургический завод для нужд судостроительной промышленности, - объясняет начальник строительной площадки Л.И. Казак, - но по ряду причин строительство пришлось прекратить. Для строительства завода были осмотрены многие подобные строительные площадки, и выбор пал именно на эту. 30 ноября 1941 года Правительство приняло решение о строительстве кузнечно-прессового завода в Челябинске.
Страничка из истории завода:
["Уральский кузнец" №23, 24 июня 2011]
Первыми жилыми постройками посёлка ЧКПЗ стали, естественно, бараки. Жилищную проблему решали самыми разнообразными способами - рыли землянки за заводской территорией (с них начинался нынешний посёлок Железнодорожный), занимали пустующие постройки довоенного кирпичного завода... К концу 1942 года заводу удалось разместить 154 семьи на собственной жилплощади, а 886 - в частных домах, в том числе в соседней Фатеевке. Но при этом ещё около 250 человек продолжало жить в цехах на территории завода.
Николай Егорович Кочергин, участник Великой Отечественной войны, прибывший на завод в июне 1942 года после ранения на фронте, начал работать в отделе капитального строительства завода.
- Дирекция поручила мне оформить участок под строительство жилых домов. В то время земельный участок, где сейчас расположен поселок, принадлежал колхозу, правление которого располагалось в поселке Фатеевка. По просьбе завода правление колхоза провело собрание, на котором постановили - отвести 100 гектаров земли под строительство жилого поселка для трудящихся завода.
После утверждения в райисполкоме, облисполкоме и Совете Министров СССР участок был оформлен и отведен в натуре. Мне было особенно приятно вспомнить, как заместитель директора завода М. А.Мышко вызвал меня и поручил сделать разбивку плана и передать строителям. Строительство домов вела строительная организация ОСМУ-10 (главный инженер Штоль, прораб Довт, мастера Спиридонов, Рохлин).
В сжатые сроки в поселке были построены и введены в эксплуатацию первые 14 двухэтажных домов в первом квартале поселка, в том числе восемь 22 - квартирных домов, четыре 16-квартирных шлакоблочных дома, один дом на восемь - каркасно-засыпной. Таким образом, у завода появилось своё собственное жилье общей площадью 5928 квадратных метров и 176 счастливых семей вселились во вновь построенные квартиры. Правда, они были без воды и туалетов. Но в то время на это не обращали особого внимания. Самое главное, что жилье находилось рядом с заводом. Этим было положено начало заводскому поселку.
Юные заводчане на продукции цеха товаров народного потребления. На заднем плане - надпись "Клуб КПЗИС".
[2. Из книги "Историю делают люди"]
В начале пятидесятых завод построил три пятиэтажных дома, а в 1955 году на заводе активизируется "самстрой".
Поясним, для тех, кто не знаком с таким методом, что это такое. Суть его заключалась в том, что тот, кто рассчитывал на получение жилья, принимал непосредственное в этом участие, работая на строительстве и получая зарплату. На период отвлечения за таким работником сохранялось рабочее место. И 112 трудящихся завода с привлечением родных взялись за лопаты, ломы, мастерки и топоры. В помощь строителям руководством и общественными организациями завода организовывались субботники, была оказана большая помощь в снабжении и транспорте. Ход стройки постоянно освещала многотиражная газета "Уральский кузнец".
Молва о строительстве жилья силами самих трудящихся ЧКПЗ быстро разнеслась по всему Челябинску. Газета "Челябинский рабочий" 4 января 1958 года опубликовала постановление Совнархоза "Об инициативе кузнечно-пресового завода по строительству жилья методом народной стройки", в котором почин заводчан, взявших обязательство в 1958 году построить 60 двухквартирных домов, одобрялся и поддерживался.
В шестидесятые годы методом народной стройки и так называемым "хозспособом" были построены два четырёхэтажных дома, общежитие со столовой, пятиэтажный дом со встроенными помещениями для почты, телеграфа и сберкассы. Но наряду с этим велось и строительство силами подрядных организаций. Введены в строй мужское и женское общежития, началось строительство пятиэтажных домов.
[3. Из книги "Историю делают люди"]
10 июня 1983 года состоялся пуск в эксплуатацию троллейбусной линии, связывающей Челябинский кузнечно-лрессовый завод с центром города и другим концом Ленинского района. Это событие было для трудящихся завода чрезвычайно важным. В строительстве линии помимо ЧКПЗ участвовали все предприятия Ленинского района. С трудом удавалось доставать необходимые материалы, особенно провод для троллей, опоры и оборудование для тяговых подстанций. Всеми работами руководил районный штаб под председательством В.Н. Сметанина. А от кузнечно-прессового завода в этот штаб входил В.Я. Дрязгов.
[4. Фото с сайта "Челябинский троллейбус"]
И вот, наконец, 1 декабря 1982 года состоялся пробный рейс, а с 10 июня 1983 года началось регулярное движение троллейбусов по новым маршрутам. В этот день на конечной остановке троллейбуса состоялся митинг.
Параллельно с этим шла реконструкция двухэтажных жилых домов коридорной системы, построенных в годы войны. Силами жилищно-коммунального отдела предприятия было реконструировано четыре таких дома. По просьбе руководства и общественных организаций предприятия институт "Челябгражданпроект" разработал проект плана детальной планировки жилого района по Копейскому шоссе с вводом 383 квадратных метров жилья, который в августе 1980 года утверждается Горисполкомом. Этот проект предусматривал, что на линии старой двухэтажной застройки встанут шастнадцатиэтажные дома. К сожалению, многие мероприятия этого плана ввиду напряжённого финансового положения завода не были реализованы, но строительство жилья продолжается, не так давно в заводском посёлке появились и десятиэтажные дома. В 2001 году в такой дом, построенный "хозспособом", въехали счастливые новосёлы завода.
[5. Из книги "Историю делают люди"]
Теперь небольшая прогулка по посёлку. Глубоко во дворы я не забирался, правда. Это крайний дом по улице Обуховской.
[6]
Попробуйте прочитать эту выцветшую вывеску.
[7]
Один из домов недавно покрашен.
[8]
Копейское шоссе, 13а.
[9]
Бывшая общага с магазином "Кормилец". Внутри - обычный продмаг.
[10]
Ещё одна правда о пешеходах.
[11]
Старый магазин по улице Феди Горелова, ныне зажатый между "Красным-белым" и "Пятёрочкой".
[12]
Антикварная табличка ветпункта.
[13]
Монумент на углу Феди Горелова и Копейского шоссе.
[14]
Помните, гадали, что это и зачем? Так вот, этот памятник называется "Монумент труду" и сооружён он был в 1971 году в честь награждения завода орденом Октябрьской революции. Вот несколько фотографий, сделанных на церемонии открытия.
[15. Из книги "Историю делают люди"]
Дворец спорта "Торпедо".
[16]
Когда-то, впрочем, он незатейливо назывался "Дворец спорта ЧКПЗ".
[17. Из книги "Историю делают люди"]
Улица Феди Горелова. Это такая главная поперечная улица, идущая из центра посёлка к проходной завода.
[18]
А знаете ли вы, кстати, кто такой Федя Горелов?
["Уральский кузнец" №26, 15 июля 2011]
Реконструируется одна из двухэтажек.
[19]
[20]
Старые дома.
[21]
[22]
Новые дома.
[23]
Очень старые дома.
[24]
[25]
[26]
Улица Уральская.
[27]
Клуб, ныне досуговый центр. Интересная постройка. Не знаю, типовой ли это проект, но мне показалось, что изначально типовой ДК позже расширяли и достраивали как могли.
[28]
[29]
[30]
[31]
[32]
[33]
[34]
[35]
[36]
Детский сад №450.
[37]
Школа №108.
[38]
Во дворе школы - очень старые постройки.
[39]
Массив многоэтажной застройки и универмаг "Майби" (maybe or maybe not?).
[40]
Источники:
Яшин А.М., Кожейкин А.В. "Историю делают люди", Фрегат, 2002
"Уральский кузнец" №23, 24 июня 2011
"Уральский кузнец" №26, 15 июля 2011
http://www.perevozka.info/catalog/knowledge/company/00651/
http://www.chkpz.ru/about/