ssgen (ssgen) wrote in chelchel.ru,
ssgen
ssgen
chelchel.ru

Category:

Проспект Комарова

Глядя на многоэтажную застройку проспекта Комарова, совсем не верится, что когда-то на этом месте находились настоящие трущобы посёлка Нагорного, да ещё, говорят, похлеще, чем в Кирсараях - вплоть до того, что вечером опасно было пройти. Появились эти землянки и хибары здесь ещё до войны, и простояли все мыслимые сроки, аж до начала семидесятых. Закрыть эту позорную страницу в истории района, как пишут летописцы ЧТЗ, удалось благодаря протекции председателя совмина СССР А.Н.Косыгина.



Косыгин приезжал на ЧТЗ в 1967 году, в разгар второй реконструкции завода.

— Какие ко мне будут просьбы? — спросил Алексей Николаевич, собираясь покинуть завод.
Зайченко [директор завода] сказал, что, к сожалению, ЧТЗ недостаточно выделили средств на социальное строительство: на 1967 год предусмотрен самый малый за все последние годы ввод в строй жилья — только 11 тысяч квадратных метров. Директор показал фотографии поселка Нагорного, где частные, ветхие домишки лепились один к другому. Поселок давно нужно бы снести.
— Мы заложили новый хирургический корпус при медсанчасти завода, — говорил директор, — и бросили его строить: нет денег...
Алексей Николаевич ответил, что хирургию он возьмет под свою опеку, а жилье пусть возьмет на себя министр.
Хирургический корпус вскоре достроили. Министерство тоже в течение нескольких лет выделяло для строительства жилых домов дополнительные средства.
С того времени Председатель Совета Министров никогда не забывал о ЧТЗ.
— У меня личных встреч с Алексеем Николаевичем больше не было, — свидетельствует Зайченко, — а вот просьбы к нему были. Уже в 1975 году я позвонил в Совет Министров СССР по делам производства и по жилью. Алексей Николаевич сразу же спросил меня, как на заводе с литейным производством и снесли ли лачуги Нагорного поселка? Я ответил, что большинство частных домишек сломали, а на их месте теперь раскинулся проспект имени летчика-космонавта СССР В. М. Комарова. Косыгин сказал, чтобы я изложил наши нужды письменно. И на 1976 год ЧТЗ снова получил помощь в сумме трех миллионов рублей.

Есть вот такая картинка, присланная romodin - я так думаю, это и есть первый проект застройки проспекта Комарова. По крайней мере, в эти годы больше нигде в Тракторозаводском районе ни о каких планах строительства такого масштаба речи быть не могло.


[2. Из каталога Мосгражданпроекта за 1999 год]

Но как бы там ни было, реализован он не был, и в начале семидесятых строительство велось уже по проекту челябинских архитекторов - Е.В.Александрова, Е.М.Дрямина, А.Н.Слонимского.


[3. Из книги "Челябинск: десять путешествий по городу", ЮУКИ, 1971]

Вот как видели архитекторы идею застройки Нагорного в далёком 1971-м:

Отсюда же, с развилки улиц Туристов и Салютной, была проложена новая магистральная улица — бывшая Бульварная, ныне носящая имя космонавта Комарова. Это имя улица получила не случайно — она кратчайшим путем связывает Челябинск с аэропортом. Над разработкой проекта планировки и застройки проспекта Комарова с прилегающими к нему кварталами и микрорайонами трудились наши архитекторы: Е. В. Александров, Е. М. Дрямин, А. Н. Слонимский и др.,— сказал Главный архитектор.— Абрам Наумович, расскажите коротко об основной идее реконструкции этого района!

— Многие челябинцы, особенно тракторозаводцы,— начал свой рассказ архитектор Слонимский,— наверное, хорошо помнят то место, о котором идет речь. Это был один из самых неблагоустроенных участков. Он носил название поселка Нагорного и застроен был неказистыми одноэтажными домишками, тесно прижатыми друг к другу. Идея коренной реконструкции поселка Нагорного и прилегающих к нему кварталов, несмотря на известную заманчивость и эффективность, начала осуществляться недавно. Согласитесь, что застройка проспекта Комарова, главной дороги из города в аэропорт, не могла состоять из пятиэтажных домов. Нужно было принципиально новое, отличное от остальных, застроенных ранее участков, решение. Авторский коллектив, приступая к проектированию, поставил себе задачу — применить в застройке этой части Тракторозаводского района девяти-шестнадцатиэтажные дома, которые в ритмическом чередовании друг с другом создавали бы контрастные сочетания по этажности и протяженности. Часть магистрали мы превратили в центр обслуживания всего жилого района. Поэтому значительное число магазинов, кинотеатров, мастерских бытового обслуживания отнесены от линии основной застройки и в виде сплошной стеклянной ленты выстроены на магистрали. Думается, что такой прием организации и оформления уличной магистрали в этом случае наиболее целесообразен. По своему внешнему облику, транспортному и культурно-бытовому значению этот проспект становится как бы центральным стержнем планировки и застройки всего Северо-Восточного района. Если хотите, это завершающий этап жилищного строительства в городке тракторостроителей. Вы, наверное, помните, что в годы Отечественной войны, а затем и в послевоенное время строительство жилых домов размещалось в кварталах по улице Горького. Эта улица была единственной магистралью района, которая объединяла и в пространственном и транспортном отношении северную часть Тракторозаводского района с южной. В 50-60-х годах строительство жилья переместилось на улицу Марченко, к востоку от улицы Горького. Когда там были построены крупные микрорайоны, появилась потребность объединения западной и восточной частей капитальной застройки. И вот в 70-х годах выросли силуэты многоэтажных домов по проспекту Комарова.

Но даже и эту идею в полном объёме реализовать не удалось. Во-первых, из-за ограничений строительных технологий того времени этажность жилых домов пришлось сократить до девяти. Во-вторых, многоэтажная застройка была доведена лишь до улицы Шуменской - на большее не хватило средств. На развилке Комарова и Героев Танкограда (тогда улицы Туристов) планировалось создание площади, но потом на этом месте разбили сквер. Высотный дом на той же развилке долго не могли построить. По проекту он планировался 17-этажным.


[4. Из книги "Челябинск: градостроительство вчера, сегодня, завтра", ЮУКИ, 1986]

Логическое завершение квартал получил лишь в 2007 году. Здание строила компания "Стройком", снова по проекту Е.Александрова.


[5. Из книги "Челябинский тракторный завод", 2008]

Собственно, улица, которая впоследствии стала проспектом Комарова, появилась ещё до войны - в Плановом посёлке - и называлась тогда Бульварной (её начало в посёлке Первоозёрном я уже когда-то показывал). В улицу имени лётчика-космонавта В.Комарова она была переименована в 1967, после его трагической гибели во время возвращения с орбиты. А в семидесятые, во время сноса лачуг Нагорного, эта улица была продолжена до 5-го участка и застроена многоэтажными домами. Чтобы было понятно, что где находится, попробую нанести современные улицы на план города 1939 года.



Итак, в начале семидесятых Нагорный надолго превратился в огромную строительную площадку. Первая девятиэтажка по улице Туристов сдана уже в 1971 году (Героев Танкограда, 65 - на следующей фотографии справа).


[7. Из фондов Музея ЧТЗ]

В 1973 году построен самый большой дом района - Салютная, 2 (общая площадь более 27 тыс.кв.м).


[8. Из книги "Челябинск в разных измерениях", ЮУКИ, 1986]

Заселение дома 110 по проспекту Комарова, 1972 год.


[9. Из фондов Музея ЧТЗ]


[10. Из фондов Музея ЧТЗ]

Тот же дом - Комарова, 110 - со стороны проспекта.


[11. Из экспозиции Музея ЧТЗ]

Далее застройка продвигалась в северо-восточном направлении, причём основной массив микрорайона был построен достаточно быстро, до 1984 года. Последние кварталы (от Шуменской до Октябрьской) строились и после 1999, вплоть до 2004 года.



Теперь традиционная прогулка по микрорайону. Дом по проекту Е.В.Александрова (Салютная, 10), построенный в 1995-2007.


[13]

Левый "фасад" проспекта Комарова - дома 114-112-110.


[14]

Салютная, 2.


[15]

С этой точки он кажется бесконечным.


[16]

Три панельные хрущовки (Салютная 4, 6 и 8), построенные ещё в 1956 году - во времена сноса бараков 2-го участка.


[17]


[18]

Шуменская, 18.


[19]

Комарова, 137 и 137а.


[20]

Огромные, слабо благоустроенные дворы.


[21]

Накатанные дворовые проезды, магазинчик.


[22]

Голубятни и столы для пенсионеров.


[23]


[24]

На этом участке это по-прежнему проспект. Широкая проезжая часть, широкие тротуары, окружённые полосой зелёных насаждений.


[25]


[26]

Комарова, 112. Изначально, по-моему, почтовое отделение.


[27]

Комарова, 131. Какой здесь был изначально магазин в пристрое, хоть убей не вспомню.


[28]

Ныне - "Шатура".


[29]

И под него даже переименовали остановку.


[30]


[31]

Улица Шуменская. Здесь заканчивается застройка семидесятых-восьмидесятых (справа) и начинается застройка девяностых (слева).


[32]

Комарова, 131б (1981 год).


[33]


[34]

Комарова, 129а. Интересная конструкция - магазин, совмещённый с подземным гаражом.


[35]

Через дорогу уже Плановка и новые панельки на Южноуральской.


[36]

Улица Южноуральская. Думаю, изначально она была задумана как бульвар - году в 2001, в рамках Тарасовской программы "Двор" широченное пространство между домами было превращено в пешеходную зону с газонами и детскими площадками, по другой программе планировалось строительство фонтана (который, впрочем, так и не построили). В прошлый раз я здесь был летом 2010, вот как здесь было красиво.


[37]

Теперь же немалую часть "бульвара" заняла автостоянка.


[38]

И шиномонтажка.


[39]

Газоны сохранились и ждут лета, чтобы расцвести.


[40]

Детская площадка, правда, сильно раздолбана.


[41]

А дальше - дворы, дворы, дворы.


[42]


[43]


[44]


[45]


[46]


[47]


[48]

Октябрьская, 11. Суперграфика.


[49]


[50]

Сорок лет истории в одном кадре.


[51]

Источники:
Комаров Л.С. "Летопись Челябинского Тракторного 1929-1945 гг.", Профиздат, 1972
Устьянцев С. "Челябинский тракторный завод", 2008
Моисеев А.П. "Это нашей истории строки", 2007
"Челябинск: градостроительство вчера, сегодня, завтра", ЮУКИ, 1986
"Челябинск: десять путешествий по городу", ЮУКИ, 1971
"Челябинск в разных измерениях", ЮУКИ, 1986
Фонотов М. "Зодчество, ваше высочество"
http://geroiros.narod.ru/wwsoldat/200/ARTICLES/BIO/aleksandrov_ev.htm
http://www.mediazavod.ru/articles/11397
http://kray.ucoz.ru/index/tri_voprosa_o_chastnoj_zhizni/0-233

Tags: Тракторозаводский район, архивное, улица Героев Танкограда, улица Комарова, улица Южноуральская
Subscribe

  • Плюс один новый сквер

    ...появился на углу Лазаретной и Цвиллинга. Ранее здесь был пустырь с автомобильными стоянками. Местность имеет заметный уклон в сторону…

  • Кадры из 2006

    ...опять же, то, что когда-то упустил - в основном городские стройки. Хотя, надо сказать, этот год у меня довольно подробно представлен - у меня…

  • 2005. Всякое разное

    ...ввиду карантина занялся инвентаризацией и систематизацией всякого, добрался до компашек с записями фоток за 2005 год. Часть, конечно, я уже…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 55 comments

  • Плюс один новый сквер

    ...появился на углу Лазаретной и Цвиллинга. Ранее здесь был пустырь с автомобильными стоянками. Местность имеет заметный уклон в сторону…

  • Кадры из 2006

    ...опять же, то, что когда-то упустил - в основном городские стройки. Хотя, надо сказать, этот год у меня довольно подробно представлен - у меня…

  • 2005. Всякое разное

    ...ввиду карантина занялся инвентаризацией и систематизацией всякого, добрался до компашек с записями фоток за 2005 год. Часть, конечно, я уже…