Хоть vedmed1969 и предостерегал, что место тут гиблое, я ничего такого не заметил. Жители вполне дружелюбны, к человеку с камерой относятся толерантно, на вопросы охотно отвечают.
Но сначала несколько слов об истории. Первые упоминания о жилой застройке между ж/д на Златоуст и Троицк, какие мне попадались, относятся к 1926 году (но не исключено, что здесь и до этого могла находиться какая-нибудь старая заимка). Однако массовая квартальная застройка началась здесь лишь в тридцатые годы, и первоначально посёлок получил название Смольноозёрный (более поздний вариант - Смолеозёрный). Все улицы в довоенных границах были именованы одним и тем же постановлением 1937 года - Односторонняя, Восточная, Смольноозёрная, Школьная, Кропоткина, Мичурина, Ударника, Путейная. Все эти названия, кроме последнего, никак не связаны с железной дорогой, поэтому не исключено, что основали посёлок вовсе не железнодорожники. Вот фрагмент любимого плана города за 1939 год.
Я специально оставил на этом фрагменте ещё и Смольноозёрную заимку. Понятно, что наличие по соседству двух похожих топонимов порождало постоянную путаницу. Даже в "Справочнике милиционера" за 1957 год улица Хуторная ошибочно приписана к посёлку Смолеозёрному, тогда как для Ладожской местоположение указано правильно: "Смолеозерная заимка (за вокзалом)". Думаю, что именно поэтому в 1965 году Смолеозёрный был переименован в посёлок Локомотивных Бригад, или попросту Локомотивный - этот топоним и дожил до наших дней.
По данным справочника улиц можно выделить четыре волны застройки. Первая - это довоенная (на следующей схеме выделена серым цветом). Вторая - кварталы частной застройки по плану 1947-48 годов (выделены розовым). Третья - одноэтажные и двухэтажные многоквартирные дома, построенные в 1957-1959 годах - возможно, "самстрой" (выделены голубым). И четвёртая - это позднесоветское строительство, с шестидесятых и далее (квартал на западной оконечности посёлка и точечная застройка вдоль улицы Заслонова) - тут уже есть трёхэтажки, пятиэтажные хрущобы и даже одна десятиэтажка, построенная в 1987 году.
Начав обзор с южной оконечности, сделал по посёлку несколько кругов. Пивной ларёк на Физкультурной.
[4]
Здесь в реформах больше не нуждаются. Не поленитесь, посмотрите все наклейки в полный размер - по ним можно получить исчерпывающее представление об ассортименте и о контингенте.
[5]
Улица Ударная (ранее ул. Ударника - названа в честь движения ударников первых пятилеток). Обратите внимание, как реконструируется двухквартирный дом 1957 года постройки (в центре кадра) - таких наполовину перестроенных на улице довольно много. Многие реконструированы целиком - то ли хозяева договорились, то ли обе половины за одним хозяином.
[6]
Ударная - это местное авеню, центральная улица посёлка.
[7]
[8]
Абориген.
[9]
Вот ещё один дом капитально реконструируется.
[10]
Есть вполне приличные.
[11]
Есть вообще не пойми что.
[12]
Начинаются двухэтажки.
[13]
Заглянув во двор, чего только не увидишь - двухэтажки соседствуют с теплицами и загончиками для автомобилей, которые здесь изготавливают из профнастила.
[14]
Улица Кропоткина, двухэтажка с претензией на архитектуру. Год постройки - 1960.
[15]
Частный сектор на Кропоткина. Яблони цветут повсеместно.
[16]
[17]
Выходим на улицу Заслонова. На этом углу есть магазин "Добрый".
[18]
И местное почтовое отделение.
[19]
Вообще говоря, улица Заслонова - это самая, без преувеличения, зелёная улица посёлка. Несмотря на то, что по ней идёт довольно оживлённый трафик, его вообще не видно за деревьями. И это листва ещё не особо густа.
[20]
Дворы.
[21]
Остановка "Поликлиника".
[22]
Поскольку улица односторонняя, нумерация здесь идёт подряд - и чётные, и нечётные номера.
[23]
Необычная вставка между двумя жилыми домами. Бывший поселковый клуб, возможно?
[24]
На другой стороне, через дорогу - территория РЖД. Это, если не ошибаюсь, ОЗПМ - опытный завод путевых машин.
[25]
Это, собственно, и есть единственная десятиэтажка.
[26]
Дома вдоль улицы Заслонова - всего лишь узкая полоска многоэтажной застройки, за которой на много кварталов простирается частный сектор.
[27]
Местная дама с собачкой.
[28]
Северная оконечность посёлка - Паровозная, 1.
[29]
Дальше переезд в Медведевку и железнодорожные пути.
[30]
Остановочный пункт.
[31]
Времяпрепровождение местной молодёжи.
[32]
Один из типовых железнодорожных деревянных сортиров.
[33]
Далее дорога идёт вдоль частного сектора улицы Паровозной.
[34]
Поселковая школа №122. Есть только такой снимок - издалека, потом собирался подойти поснимать поподробнее, но забыл.
[35]
Несколько поколений табличек.
[36]
В кустах совершенно неожиданно обнаружился рояль антикварный киоск "топором".
[37]
Из-за гаражей проглядывает железнодорожное хозяйство.
[38]
Вообще полоса земли между проезжей частью и канавой достаточно активно осваивается жителями - если тут нет гаражей, то обязательно стоит машина, ну или на худой конец вскопаны грядки.
[39]
Слегка поворачивая, Паровозная превращается в Путевую.
[40]
На воротах - удивительное.
[41]
Снова улица Ударников, вид с юга.
[42]
[43]
Магазин.
[44]
Улица Шарова и новые дома. Краснобелая девятиэтажка вдалеке - уже на Троицком тракте, это уже не Локомотивный (посёлок Металлбазы?).
[45]
Панельная хрущовка на Рессорной, построена в 1977.
[46]
Это, пожалуй, самый центровой перекрёсток посёлка, где пересекаются два "проспекта" - Ударная и Заслонова.
[47]
Ещё одна пятиэтажка, построена в 1983.
[48]
В пристрое - центр детского творчества "Орбита".
[49]
А на противоположной стороне улица - аптека. Смотрите, какая входная группа. Жалею, что не догадался отснять её покрупнее.
[50]
[51]
Панельные трёхэтажки. Здесь их две - 14 и 15 дома по улице Заслонова.
[52]
Между 14 и 15 домами - остатки аутентичной ограды.
[53]
[54]
Люки заварены везде, ещё один характерный штришок.
[55]
Западная оконечность посёлка.
[56]
[57]
От Ударной можно выйти к платформе "Подстанция" или дальше, к ТК "Маяк".
[58]
[59]
[60]
[61]
[62]
Последний взгляд с путепровода на Троицком тракте.
[63]
[64]
[65]
[66]
[67]
Источники:
В. Поздеев, "Справочник улиц города Челябинска", ЮжУралБТИ, 2007
"Справочник милиционера по городу Челябинску", 1957