
Строительство жилого посёлка началось ещё до войны, когда собственно завод ещё даже не был построен.
Планом на 1941 год предусматривалось создание вспомогательного хозяйства: строительного и деревообделочного цехов, механизированных песочного и каменного карьеров, подъездных путей, и уж на этой базе предполагалось в следующем году развернуть строительство основных производственных цехов.
Закладывалось капитальное жилье для рабочих — шлакоблочные и каменные фундаменты восьмиквартирных домов. Спецгородок должен стать образцовым, с хорошими мостовыми, выложенными брусчаткой. Намечались тротуары, зеленые газоны и скверы. Украшением и невиданной роскошью по тому времени, да еще на Урале, был бы большой, на пять гектаров, плодово-ягодный сад кормосовхоза. Агронома Н.А. Никольского, работавшего в кормосовхозе, директор уговорил остаться при саде. Начали строить автодорогу к поселку и заводу, трубопровод, заложили фундамент поселковой котельной.
Планы были большие, основательные. 22 июня они оказались перечеркнутыми — началась Великая Отечественная война.
В военные годы огромная территория рядом с заводом была застроена бараками для эвакуированных. Здесь даже вырос целый земляночный городок, который так и назывался - посёлок Землянки. Просуществовал он, впрочем, недолго - к концу 1945 года жильцы землянок были расселены в бараки и двухэтажные дома. Сейчас всего этого уже нет, посёлок застроен многоэтажными домами, и только пара кварталов сохранившихся кирпичных и двухэтажек до сих пор напоминают о сороковых годах. По "соцгороду" мы сегодня прогулялись с

[2]

[3]

[4]

[5]
Одно из зданий ГКБ №13 (Василевского, 85). На вид типовой профилакторий.

[6]

[7]
Неподалёку обломки какого-то строения. Возможно, это был какой-нибудь шлакоблочный барак.

[8]

[9]
Квартал многоэтажек. Говорят, тоже построенный на сносе бараков.

[10]
И сюда добрались дорожные революционеры.

[11]
Жители, впрочем, особой чистоплотностью не отличаются - под окнами свинарник.

[12]
Про завод здесь напоминает всё - и отчётливый запах пороха в воздухе, и обилие вокруг реклам и вывесок фирм и фирмочек, торгующих хлопушками, которые выпускает "Сигнал".

[13]

[14]

[15]
Но вернёмся к двухэтажкам. Квартал двухэтажек позади стадиона "Сигнал". Дома старые, но аккуратно покрашены, во многих квартирах пластиковые окна.

[16]
Хоккейная коробка.

[17]

[18]
Детские грибки во дворе.

[19]
Двор, надо сказать, здесь обширный. Растут огромные деревья.

[20]
Ещё один старый дом.

[21]
Тарасовское наследие - баскетбольная коробка. Надо отметить, во вполне исправном состоянии. Хоть и используется не по назначению.

[22]
Магазин на Труханской. Второй этаж - жилой.

[23]

[24]

[25]
Местные жители у магазина.

[26]
Детский сад №203.

[27]
Этот квартал в основном застроен вот такими домами - точно такими же, какие пленные немцы строили для ЧТЗ на улице 1 Пятилетки.

[28]
Кроме этого, здесь можно обнаружить массу самых неожиданных построек.

[29]

[30]
Или вот трансформаторная будка на территории садика.

[31]
Осмотрели также сквер "Сигнал". За два года здесь особо ничего не изменилось - появились аттракционы, новые урны и скамейки. Плитка осталась прежняя - советского образца, производства завода ЖБИ-1.

[32]
И уже часть из них растащена.

[33]
Фонтан выглядит работоспособным.

[34]

[35]

[36]
Встречаются дома и более поздней постройки.

[37]
Кое-где можно увидеть аж по четыре поколения адресных табличек.

[38]
Детские площадки во дворах какие-никакие, но есть.

[39]
А вот сараи во дворе разломаны, разграблены и сожжены. Нам сказали, что это сделали местные хулиганы при полном попустительстве местной милиции полиции.

[40]

[41]

[42]

[43]

[44]
А это здание было водоразборной колонкой. Сейчас, постройка, похоже, жилая - рядом с ней цветочный садик, огороженный заборчиком, который я почему-то забыл отснять.

[45]

[46]
Высокие деревья образуют замечательную тень.

[47]
Покосившиеся заборы, заросли выдают периферию с головой.

[48]

[49]
Школа №49. Построена в 1945 году. С ней тоже связана интересная история.
Здание школы строили пленные немцы. И кто-то из них заложил под фундамент крест. Его обнаружили при ремонтных работах. Алла Свиноренко забрала этот крест к себе в кабинет. И начались у нее неприятности. По времени они совпали как раз с появлением креста. Пошла в католический храм за советом. "Верните крест на место!" - сказал ей священник. Но ремонтные работы закончились, и Алла Никитична закопала крест на пустыре. Только вот где именно - забыла.
Крест на пустыре искали школьники, потом омоновцы с миноискателем, но так ничего и не нашли. А школу чуть было не закрыли. Сохранить её удалось только за счёт реорганизации, теперь это основная средняя школа (т.е. восьмилетка).

[50]

[51]
Дальше на запад идут уже вкрапления более поздней хрущовской застройки, частью сравнительно недавно надстроенной.

[52]
Это уже совершенно стандартные двухэтажки начала пятидесятых.

[53]

[54]
И коопстрой девятностых. По другую сторону Новороссийской есть ещё довольно большой массив частной и одноэтажной многоквартирной застройки, который мы не посмотрели. Наверное, как-нибудь в другой раз.

[55]
Источники:
Меньшикова М.А. "Кузница боеприпасов", ЮУКИ, 2005
Пятков В. "Челябинск, родная улица моя", Околица, 2007
"Челябинский рабочий", 06-06-2006
"Уральский курьер", 07-07-2001
http://www.zavodselmash.ru/history.htm
http://www.book-chel.ru/ind.php?what=card&id=2806
http://www.polit74.ru/chel/detail.php?ID=25373
http://cheltoday.ru/article/?art_id=6221&theme=9&type=59