Город, кажется, состоит из заводов и окружающих их жилья для рабочих. Каждый раз теряюсь, что показать приезжающим в гости: площадь Революции, пешеходная улица Кирова (она же Арбат), Алое поле... Всё? Набережной нет, до парка Гагарина мало кто дойдёт, "исторический центр" практически не сохранился.
Так сложилось, что вся моя челябинская жизнь прошла в Ленинском районе. Туда волею судеб был закинут экологический факультет ЧелГУ; сперва я снимала комнату рядом, а потом родители купили квартиру на 4 остановки ближе к центру. В другом конце Ленинского находится моя первая работа, в третий я ездила в гости к незабвенному.
В 1936 г. был принят первый в советское время генеральный план строительства Челябинска. Вдохновленные бурными темпами первой пятилетки архитекторы проектировали превращение новорожденного промышленного центра в образцовый социалистический город. Рядом с воздвигнутыми за годы индустриализации промышленными предприятиями — Челябинским тракторным заводом и станкостроительным заводом — планировалось построить жилые кварталы, школы, детские сады и даже «зону отдыха трудящихся» на озере Смолино.
В то же время было принято решение об организации в Челябинске нового района — Ленинского.
Война внесла свои коррективы во все планы, Челябинск превратился в мощный центр производства оружия и боеприпасов. Огромные заводы в спешном порядке были эвакуированы в город вместе с руководителями, специалистами, их семьями. Резко увеличилось и население Челябинска (а значит, необходимость в жилплощади), и потребность в промышленных площадях.
Суровый быт военного времени предлагал только самые жесткие условия: поселок Ленинского района увеличился почти вдвое за счет новых бараков, вагонов, землянок и палаток, где стояли двухъярусные кровати и обитало от трех до шести семей. На работу шли пешком мимо пустырей, на которых стояли стога сена или располагались неглубокие заболоченные озерца. За заборами из колючей проволоки находились места обитания заключенных, которые тоже работали на стройках.
Масштабы строительства были воистину небывалыми. Почти 50 гектаров производственных площадей было застроено в годы войны. Проложено 125 км железных дорог и 113 км трубопровода. Протянуты линии электропередач, автодороги, построено или расширено одиннадцать заводов (среди них — первая очередь Уральского автозавода), подготовлено строительство комбинатов черной и цветной металлургии. Не забыты были и объекты строительного комплекса: кирпичные заводы, цементный и шлакоблочные заводы, деревообделочные комбинаты, каменные карьеры, машинопрокатная база, железнодорожный цех, автотранспортная контора и т.д. 175 тысяч кв. м жилья было сдано в эксплуатацию в эти трудные годы.
Окончание войны порождало в душах людей мечты о лучшей жизни. В 1946 г., была предпринята попытка улучшить жилищные условия сотен эвакуированных семей, которые уже обосновались в Челябинске, и нового поколения строителей города. Оказывались льготы для тех, кто строил индивидуальные дома. Так на карте Челябинска появились поселки, кое-где сохранившиеся и до нашего времени. Росли новые общежития, каменные дома, продолжали строиться бараки.
Постепенно бараки, еще сохранившиеся в немалом количестве, уступали место двухэтажным домам с пресловутой коридорной системой, строились многоэтажные общежития, а эпоха «оттепели» оставила на карте города многочисленные кварталы пятиэтажных панельных зданий — «хрущевок».
Строительство домов по ул. Машиностроителей, фото вероятно конца 1940х. (текст и фото из книги "Южуралстройсервис: новые горизонты" via ssgen)
Прогулка по улице Машиностроителей от кольца на Копейском шоссе до Ереванской.
Один из корпусов ЗЭМа - завода электромашин, основанного в 1934 г.
На сегодняшний день ОАО «Электромашина» является ведущим предприятием военно-промышленного комплекса России, а также бывших стран Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) в области проектирования и изготовления систем и изделий электрооборудования для бронетанковой техники и изделий электрооборудования для Российских железных дорог.
Иногда кажется, что Ленинский частично продолжает жить при Советах. Вот этот герб периодически подновляют.
Этому, украшающему следующее строение ЗЭМа, повезло меньше: лампочки не горят, но и скелет конструкции не снимают.
На противоположной стороне улицы - жилые дома. Симпатичные сталинки были покрашены в яркие цвета в 2010 г., к приезду Путина.
Особенно мне нравится на этой улице разделительная полоса, засаженная деревьями. Образуется своеобразный бульварчик, да и трамвайные пути тут кстати.
Ещё одно строение ЗЭМа, моё внимание привлек пучок труб, торчащий из верхнего окна.
После него уже начинается территория ЧТПЗ - завода более богатого и недавно отлично отремонтированного. Центральное здание, блистающее зеркальными стёклами я почему-то не сфотографировала. Справа от него проходная и здание, украшенное огромным баннером и логотипом завода. Отличная идея с имитацией труб, мне кажется.
Компания ЧТПЗ является одной из крупнейших отечественных компаний-производителей трубной продукции с общей долей рынка около 20%. Входит в десятку крупнейших трубных компаний мира.
Перекрёсток улиц Машиностроителей и Масленников сейчас называется площадью Якова Осадчего, в честь одного из директоров ЧТПЗ.
До 2010 г. улица Масленникова была поуже и на этом перекрёсте располагался рынок и скопление ларьков.
Вид улицы Машиностроителей в сторону Новороссийской.
Просто тропинка между домом на ул. Суркова и детским садом.
Арка в доме по адресу Новороссийская, 88. Её недавно покрасили белой краской и этот 9-этажный колодец весьма эффектно смотрится.
Через неё проход к автобусной остановке, здесь всегда сильный ветер с озера.
Несколько фотографий с прогулки по Ереванской улице в январе 2010 г.
Это здание с колоннами на Ереванской улице было вовсе не домом культуры, как я решила, увидев его.
Это - общественная баня. Вот снимок из архива Василия Долгошеева, датируемый концом 1950х гг.
Раньше была ещё "коробка" здания, давно заброшенная, полуразрушенная и заросшая. Сейчас же снесли и парадный вход, а на месте бани началось строительство нового дома.
До сегодняшнего дня думала, что это здание старого ДК ЧТПЗ =)
Дальше по улице сносили бараки.
Скорее всего, это часть бывшего посёлка Челябпромстрой, возникшего в 1946-1948 гг.
И в завершение вот такое суровое окно в жилой двухэтажке.
Вероятно, в одной из этих или соседних =)
Фото из книги П.А. Володина "Челябинск (серия Архитектура городов СССР)".
Это мой первый пост в сообщество, поправьте, если что не так.