В 1902 году купец Василий Михайлович Колбин подал в городскую думу прошение об организации электрического освещения. Оно было одобрено, и к 1905 году Колбиным и Кокориным была построена электростанция из двух дизель-генераторов общей мощностью 50 кВт. Располагалась она во дворе дома Колбина (нынешний адрес ул. Труда, 66).
В 1911 году после смерти Колбина семья выставляет на продажу дом. Примерно в это же время городская дума рассматривает вопрос о новом здании для ее, думы, размещения - старое здание стало тесным, да и вообще не очень приспособленным. В думе рассмотрели разные варианты и решили что выгоднее не строить новое здание, а купить колбинский дом. Дом - большой двухэтажный каменный особняк - был построен В.А. Первухиным и позже выкуплен Колбиным у вдовы Первухина. В 1913 году дом был куплен и отремонтирован, с этого времени и до революции в нем размещалась городская дума. К "электрической истории" вышеприведенные факты имеют то отношение, что вместе с домом были куплены и участок земли, и все надворные постройки, в том числе электростанция.
Через несколько лет стало ясно - мощности имеющийся электростанции категорически не хватает. Городская дума заключила договор с фирмой Сименс-Шуккерт, которая в 1915-1916 годах построила новую электростанцию с паровой машиной и двумя генераторами общей мощностью 250 кВт. Под новую станцию и было построено здание - там же, за бывшим колбинским домом - которое сейчас известно как первая электростанция.
После революции электростанция была, естественно, национализирована, но до начала 30-х годов оставалась единственной в городе и использовалась исключительно для снабжения бытовых потребителей. В конце 20-х годов, с началом индустриализации, резко увеличилась потребность в электроэнергии, и в 1927 году начали строить ЧГРЭС. В 1930 году была запущена первая турбина, а годом позже и остальные. Проектная мощность ЧГРЭС была чуть меньше 150 МВт, поэтому надобность в старой электростанции отпала и она была выведена из эксплуатации.
В 1932 году в Челябинске запускают трамвай. Оборудование в помещении бывшей электростанции демонтируется и там размещают тяговую подстанцию. Так как "депо" в самом начале представляло собой деревянный сарай за домом Почелина (ул. Труда, 56), в 1933 году в помещении электростанции оборудуют временное трамвайное депо на шесть вагономест. В 1938 году было построено трамвайное депо 1 по ул. 1-ой Пятилетки, основная ремонтная база переместилась туда, но здание электростанции так и осталось у трамвайщиков, оно и по сей день принадлежит ЧелябГорТрансу.
На данный момент в здании расположены: тяговая подстанция, буфет для водителей междугородних автобусов (площадка перед зданием используется как стоянка для автобусов), цех по перемотке электродвигателей и, возможно, какие-то офисные помещения ГорТранса. Также возможно, что часть здания пустует - не везде оно выглядит обитаемым.
Само здание в целом неплохо сохранилось, хотя и изрядно попорчено по мелочам. Исходно одноэтажное, оно было разделено на два этажа. Двери и некоторые окна поменяли свое местоположение, были убраны или созданы новые. Причем кое-где варварски - исходно трапецеидальные проемы дорублены до прямоугольных. С одной стороны из двух фронтонов остался только один, соответственно, на этой половине крыша поменяла свою конфигурацию. Здание обросло большим количеством пристроек, каких-то труб, проводов и т.д.
Эта сторона, похоже, менее других пострадала от доработок. Заложена (причем достаточно аккуратно) верхняя (трапецеидальная) часть окон, сделан дверной проем.
Западный фасад пострадал сильно. Вместо трех высоких (почти до земли) окон с верхом-трапецией сделали двери и окна совершенно другой конфигурации, варварски прорубив новые проемы, попортив исходные и по форме (верх) и по ширине (низ).
Тут ситуация получше. Одно исходное окно грубо испорчено воротами, но зато оба верхних окна не только сохранили исходную габаритную форму, но даже и форму оконных переплетов (особенно левое). Посередине были ворота. К сожалению, фронтон зачем-то срублен.
Посередине хорошо виден контур оригинального окна. Сейчас здание поделено на два этажа, соответственно, окно тоже поделено на два, верхнее и нижнее.
Фронтон совершенно цел, только вместо стекол не то шифер, не то профлист.
Слева вверху видно где проходил оригинальный второй фронтон, а также позднейшую кирпичную заплату.
Вряд ли рама сохранилась с тех времен, но форма - один в один как в оригинале.
Бывшие ворота.
Украшение (логотип?) прекрасно сохранилось.
Сарай из профнастила совсем не к месту, равно как и труба.
В окна поставили пластик, но достаточно бережно. Башенки наверху местами облупленные, но целые.
С этой стороны оконные проемы целы, хотя и частично заложены. Крыльцо и дверь, разумеется, тоже позднейшее дополнение.
С восточного фасада второй фронтон цел.
Окно над дверью сохранило исходную конфигурацию переплета.
Здесь тяговая подстанция.
Верхние башенки сильно потрепанные.
С восточной стороны наиболее пострадал верх центральной части (под фронтоном).
Хорошо видно следы оконных рам.
Подстанция. Что интересно, здесь конфигурация стены и проемов отличается - окна низкие.
Здесь остекление нижнего окна весьма близко к оригиналу.
Ворота заложены, над ними воткнуты три окна. От исходного рисунка надвратного украшения мало чего осталось.
Как и везде, середина (по высоте) проема заложена.
Слева дверей, конечно, не было. А вот справа, возможно, как раз была дверь.
Какая конкретно здесь была конфигурация крыши сказать сложно, но деревянный мелкий фронтон явно новодел.
В окнах пластик, но форма сохранена.
Единственное окно, которое сохранило исходную форму (но не форму переплета).
Слева фотография, вероятно, 20-х годов. Вид с северо-западного угла. Справа акварель Юрия Данилова, вид с юго-запада. Как видно, акварель является вариацией современного состояния и совершенно не отражает исторической действительности - на законное место водворен только срубленный фронтон.
    
Источники:
http://chelchel-ru.livejournal.com/228241.html
http://chelchel-ru.livejournal.com/72639.html
http://chelchel-ru.livejournal.com/118336.html
http://chelchel-ru.livejournal.com/143619.html
http://www.vip74.ru/obshchestvo/prizraki-goroda-kotorogo-net
http://chelchel-ru.livejournal.com/262339.html
http://cheltram.ru/other/history/
P.S. В связи с транспортной реорганизацией судьба здания может поменяться в непредсказуемом направлении. Так, после ликвидации за домом Почелина (Труда, 56) трамвайного депо Службы пути сам дом стоит заброшенный, с выбитыми окнами. Далее, было принято решение о сдаче в аренду пустующих площадей троллейбусного депо 1, а потом и других лишних площадей автопарков. Кроме того, еще в марте 2012 года часть недвижимого имущества ЧелябГорТранса была продана компании, основные акционеры которой зарегистрированы на Виргинских островах и в Белизе. Плюс к тому в июне 2012 года дом Колбина был переведен из региональной собственности в муниципальную. Касается ли это и здания электростанции тоже - неизвестно.