ssgen (ssgen) wrote in chelchel.ru,
ssgen
ssgen
chelchel.ru

Category:

Музыкальный Челябинск

Не так давно попалась на блошинке книжка В.Вольфовича "Челябинск музыкальный". Книга вышла в 1989 и пока ещё полна советских идеологических штампов, но тем не менее - очень интересно. К тому же оказалось, что цитаты из неё мне многократно попадались в различных публикациях. Я процитирую первую главу, где идёт речь о культурных нравах дореволюционного Челябинска, а дальше читайте по ссылке в конце поста.



История музыкальной жизни Челябинска связана с периодом его основания. Музыка пришла в город со скоморохами, щедрыми на песни и танцы. Они веселили народ, потешали его своим жизнерадостным искусством. В те времена это было небезопасно, скоморохи подвергались гонениям. Согласно указу 1648 года царя Алексея Михайловича всякая их деятельность запрещалась в государственном порядке, а народные музыкальные инструменты уничтожались. На следующий год вышел еще один царский указ, который обязывал следить за тем, чтобы люди "слушали бы церковного пения со страхом и со всяким благочестием, и от безмерного пьяного пития уклонялися, и были б в трезвости; скоморохов с домрами и гуслями, и с волынками, и со всякими играми, и ворожей, мужиков и баб к больным и ко младенцам в дом не призывали. Изгнанные из центральных районов, музыканты селились на окраинных землях России, и в частности на Урале. Здесь в конце XVIII века нашли рукописный сборник скоморошьих песен, автором которого считается Кирша Данилов. В Музыкальной энциклопедии о нем сказано: "Кирилл Данилович - предполагаемый составитель первого сборника русских былин, певец-импровизатор северной (урало-сибирской) эпической школы, скоморох. Свой репертуар записал на горнозаводском Урале после 1742 года. Сборник представляет собой подлинные, часто уникальные записи русских былин, исторических, лирических песен, баллад, духовных стихов (всего 71 текст с нотами)".


[фото отсюда]

На Урале в конце XIX века была найдена и показана основателю русского народного оркестра В. В. Андрееву древняя балалайка, считавшаяся уже исчезнувшей. Несмотря на все запреты, уральцы любили скоморошьи представления, которые постепенно из игрищ превратились в народный театр. Постановки осуществлялись на городских ярмарочных площадях и велись профессиональными артистами - скоморохами-кукольниками. Они высмеивали самодуров-воевод, чиновников и особенно священников. Большой популярностью пользовались "медвежьи потехи", когда дрессированный медведь изображал, например, местного богача или попа, идущих к заутрене.

От Заречья, где ныне находится поселок Бабушкина, и до деревни Шершни челябинцы в XVIII и XIX веках косили сено. Работа длилась недолго, 3-4 дня, и считалась чуть ли не праздником. Женщины, казачки и крестьянки, наряжались в самые красивые ситцевые юбки и кофты. Днем косили сено, а вечером жгли костры на берегу Миасса, пели песни, водили хороводы. Затем на реке разыгрывалась народная драма "Царь Максимилиан". Позже ее сменило "Сказание о Степане Разине". В Миасс бросали "персидскую царевну", для чего выбирали девушку - лучшую пловчиху города. Выброшенная из лодки, она возвращалась на берег, и все заканчивалось благополучно. Основу музыкального быта в ту пору определяло народное искусство и, прежде всего, русская крестьянская песня. Она выражала радость и горе веселье и печаль, торжество и отчаяние. Но больше всего люди пели о безрадостной, полной лишений и тягот жизни.

Без песен и плясок не обходилось ни одно торжество. Но ничто не могло сравниться со свадьбами. Их устраивали, как правило, на мясоед время между Новым годом и масленицей. С музыкой были связаны и многие другие народные обряды. Особой занимательностью отличались новогодние, рождественские и крещенские игры молодежи. Девушки и парни ходили ряжеными, устраивали вечерние посиделки, водили хороводы. На масленицу катались на украшенных лентами лошадях с бубенцами. Обязательно играли на гармониках, сопровождая песни и танцы. На всех этих праздниках лежал отпечаток своеобразной театральности: люди стремились вести себя не обыденно, преображались, забывая будничные трудности и заботы.

Весьма распространенным в Челябинске было и культовое пение. При каждой церкви имелся хор прихожан. А в школах даже преподавалась музыка. В 1779 году в городе открылась первая школа русской грамоты для обучения поповских детей письму, чтению и пению. В 1782 году организуется малое народное училище. Работать в нем прибыли два воспитанника Петербургской учительской семинарии - Строгматовский и Адоратский [К сожалению, в архивных документах и газетных материалах фамилии некоторых деятелей культуры и музыкантов даны без инициалов.- Прим. автора.]. Они привезли с собой азбуку, Псалтыри, Часословы и ноты. Нотные сборники в то время распространялись на Урале довольно широко. Н. Парфентьев в своем исследовании о певческих крюковых рукописях XVII-XIX веков на Урале пишет о людях, заселявших этот край: "Грамоты о сысках крестьян, бежавших на Урал и в Сибирь", довольно часто наряду с самыми выразительными признаками содержат и такие их характеристики: "Грамоте умеет, петь и писать и в речи поспешен", "кормитца письмом у церкви в дьячках и учит петь", "грамоте писать и петь умеет". Автор указывает, что распространение певческих книг более всего приходится на XVIII век, когда они бытовали в самых демократических слоях населения.

Челябинск рос медленно. К 1781 году имелось всего 423 избы и два каменных здания: церковь и тюремный острог; Власти стремились развивать в городе торговлю и ремесла, что способствовало притоку купечества, посадских людей-ремесленников. Был построен гостиный, двор, и дважды в год проводилась ярмарка - в мае и декабре. К началу XIX века в Челябинске проживало чуть более двух тысяч человек. После реформы народного образования в городе открываются учебные заведения: в 1830 году - уездное духовное училище, в 1833 году - уездное училище для мальчиков, в 1839 году - приходское училище для мальчиков из подготовительного класса уездного училища, в 1842 году - школа для казачьих детей.


[из книги "Старый Челябинск в открытках и фотографиях"]

Жизнь захолустного городка текла спокойно и однообразно. Тон задавала небольшая группа уездных чиновников, среди которых выделялся основатель городской больницы Челябинска В. Г. Жуковский. Василий Григорьевич был человеком весьма эрудированным. Будучи известным врачом, он являлся и страстным любителем музыки. В 30-х годах XIX века Жуковский у себя дома создал музыкальный салон, где собирались местные меломаны. По инициативе Василия Григорьевича проводились домашние концерты. Простым челябинцам они были в диковинку, и у открытых окон дома часто собирались многочисленные слушатели.

В 1869 году появился первый очаг культуры. На углу улиц Ивановской и Азиатской (Труда и Елькина) в доме спиртзаводчика В. Покровского открывается купеческо-дворянский клуб под названием: "Челябинское общественное собрание". Цель его создания сводилась к "приятному проведению времени в чтении книг, разговорах, танцах и позволительных играх".


[Челябинское общественное собрание; из книги "Старый Челябинск в открытках и фотографиях"]

Стали организовываться различные вечера, новогодние и святочные маскарады. В 1874 году на том месте, где в настоящее время находится клуб "Дзержинец", в березовой роще открылся городской сад. В нем возвели эстраду, в летнее время там играла музыка, устраивались танцы. Население Челябинска тогда составляло менее шести тысяч человек, а заезжие артисты в этих краях появлялись довольно редко. В 1892 году в город пришла железная дорога, способствовавшая его стремительному развитию. В Челябинске возводятся пассажи с зеркалами, люстрами и подсвечниками на европейский манер. В городе открывается таможенная контора, акцизное управление, почта и телеграф. Появляется большой чиновничий аппарат на железной дороге. Резко увеличивается население. Появилась и своя местная интеллигенция.

Музыкальная культура Челябинска в это время развивается в основном в виде любительства. В 90-х годах прошлого века наибольшее распространение она получила в деятельности спиртзаводчиков братьев Покровских и управляющего винными складами М. Д. Кетова, которые имели свои оркестры и хоры, дававшие спектакли и открытые концерты. Среди жителей города даже ходили такие разговоры: "Чтобы поступить к Покровским или Кетову на работу, надо непременно уметь петь, танцевать или играть на каком-либо инструменте". До наших дней дошли фамилии некоторых музыкантов-любителей, работавших у Кетова. Активное участие в спектаклях и концертах принимал сам управляющий, у него был неплохой баритон. На фортепьяно играла его жена, а в хоре пели дочери и сыновья. Постоянно выступали супруги Подгорские и Малковы, А. Сурьянинов, В. Лисовский, В. Попов, Т. Трегубов. Хором руководил Г. Корякин. В 1902 году в Челябинске открылся железнодорожный клуб. Екатеринбургская газета "Урал" (в Челябинске таковой еще не имелось) писала тогда, что "при стечении почтеннейшей публики" состоялось торжественное открытие "собрания железнодорожных служащих". Считалось, что членом клуба может стать любой гражданин. Но необходимо было платить взносы и немалые. Посему рабочие здесь бывали лишь на специальных бесплатных представлениях. Клуб, по выражению местных, интеллигентов, назывался "чертогом культуры", но служил лишь горсточке избранных, где в основном играли в карты и бильярд.


[Клуб железнодорожного собрания; из книги "Старый Челябинск в открытках и фотографиях"]

В конце прошлого века в России появились первые так называемые Народные дома - учреждения клубного типа для широких масс. Как правило, они имели зал для спектаклей или концертов, библиотеку-читальню, чайную и так далее. В 1902 году по проекту Карвовского начали возводить Народный дом в Челябинске. И уже в 1903 году состоялось торжественное открытие, на котором выступил семейный оркестр Кетова, а сам он спел арию Сусанина "Ты взойдешь, взойдешь, заря" из оперы М. Глинки "Иван Сусанин" (в те годы опера еще называлась- "Жизнь за царя"). Но сразу развернуть работу в новом помещении не удалось, так как в нем разместили лазарет (шла русско-японская война). Здание освободили только в 1906 году. На рубеже веков местные торговцы, заводчики, чиновники стремились определенным образом связать свою -жизнь и быт с музыкальным искусством. Даже картежная игра в купеческом клубе и та проходила под музыку - "игру для слуха", хотя собственная культурная жизнь города была еще весьма бедна, творческие силы слабы и но существу Челябинск оставался нетронутой музыкальной целиной. Но все же и здесь время от времени появлялись гастролирующие оперные труппы с оркестрами, отдельные исполнители. Это заставило "отцов города" подумать о создании собственного оркестра, позднее названного симфоническим оркестром общественного собрания. Для такой цели в 1903 году пригласили молодого дирижера Г. Моргулиса, внесшего в дальнейшем значительный вклад в развитие культуры Челябинска.


[Г.Д.Моргулис; фото из энциклопедии "Челябинск"]

Григорий Давидович Моргулис родился в 1877 году в Тобольске в бедной семье кантониста. В раннем детстве он лишился родителей и до одиннадцати лет воспитывался у родственника музыканта, также вскоре умершего. Испытав всю горечь нужды и сиротства, мальчик поступает в военно-музыкальную школу, а после ее окончания со скудными средствами едет в Варшаву, где начинает учиться в местной филармонии, приравненной тогда к музыкальному институту. За неимением средств закончить образование Моргулису не удается, и он вновь возвращается в Тобольск, став педагогом музыки в мужской и женской гимназиях, в духовной семинарии. Затем его призывают в армию капельмейстером и принимают в действительные члены Тобольского отделения Русского музыкального общества. Вскоре по состоянию здоровья он демобилизуется и работает дирижером оркестра в Нижне-Сергиевских минеральных водах и в Красноуфимске. С августа 1903 года начинается творческая деятельность Г. Моргулиса на Южном Урале. Челябинск долго оставался захолустным городом, хотя и' являлся центром крупнейшего на Урале экономического района. Был он в основном деревянным. Мощеных улиц почти не имелось, и только кое-где возле домов тянулись деревянные тротуары. Электрического освещения не было, а ночью керосиновыми фонарями, установленными на столбах, освещались лишь перекрестки. Водопровод оставался предметом мечтаний и надежд жителей города. Таким встретил Челябинск Г. Моргулиса, ставшего вначале преподавателем музыки в реальном училище.

Для создания симфонического оркестра требовались квалифицированные музыкальные кадры, которых в городе не имелось. Для решения такой проблемы, начиная с 1904 года, Г. Моргулис ежегодно выезжает в Москву и Петербург с целью формирования на летний сезон оркестра из числа студентов старших курсов консерваторий и артистов, предлагавших свои услуги. По традиции того времени перед началом летнего и зимнего сезонов актеры и музыканты собирались в крупнейших городах, вели торги, заключали контракты с различными труппами и коллективами. Таким образом, ежегодно возникал симфонический оркестр Челябинского общественного собрания.

Дирижер к тому же обязан был обеспечить музыкантов нотами на весь сезон работы. А для этого надо было иметь солидную библиотеку: мало ли какой заказ последует от "хозяев" - купечества города, устроителей домашних вечеров, пышных балов, роскошных свадеб. Оркестр обслуживал и эти увеселения. Материалы деятельности коллектива за 1904-1906 годы не сохранились. Но все же есть предположение, что в те годы он только создавался, переживал организационный период: потешал местных буржуа легкой салонной музыкой, играл танцы и "для слуха" в клубах при картежной игре. А первый открытый симфонический концерт состоялся 2 сентября 1907 года. В нем исполнялись: Первая симфония Л. Бетховена, Пятая (Лондонская) симфония И. Гайдна, произведения Э. Грига, Д. Мейербера, К. Сен-Санса, Р. Вагнера, а также сочинения малоизвестных авторов - Цыбулько, Тома, Шпиндлера.

Следующий сезон стал успешным для коллектива, и рецензент челябинской газеты "Голос Приуралья" писал: "Оркестр в городском саду был очень и очень приличный, давший много эстетического наслаждения любителям музыки". За лето музыканты симфонического исполнили значительное число сочинений русских и зарубежных композиторов: М. Глинки, Г. Рубинштейна, П. Чайковского, М. Ипполитова-Иванова, М. Мусоргского, Л. Бетховена, Р. Вагнера, Ф. Листа, Р. Шумана, Ф. Шопена и других. Некоторые артисты оркестра выступали в качестве солистов. Кроме педагогической деятельности в реальном училище Моргулис вел частные уроки. До революции в Челябинске музыкальных учебных заведений не имелось, а преподавание музыки в училищах и гимназиях города не давало возможности получения в дальнейшем профессионального музыкального образования. Такую подготовку можно было получить только частным образом, и Моргулис являлся ведущим педагогом-музыканном города. Кроме того, он руководил бальным оркестром.

После создания симфонического оркестра возникла идея организации городского хора. С инициативой выступил налоговый инспектор С. А. Михайловский. "Известия челябинского общества потребителей" от 20 октября 1909 года писали: "В первых числах декабря месяца предположено поставить в городе концерт с ценою билета 15 копеек. В хоре продолжают заниматься любители песни. Репетиции проводятся в помещении биржи два раза в неделю: по средам с 8 до 10 вечера и по воскресеньям с 5 до 7 часов". Любительские концерты, спектакли и другие мероприятия, как правило, были платными, поскольку требовалось окупить все расходы по подготовке выступлений. Оставшаяся часть сбора шла на благотворительные, цели, в том числе на оказание помощи способным музыкантам или актерам, которых отправляли в крупные города для получения специального образования. Первый концерт народного хора состоялся ранее предполагаемого срока в ноябре 1909 года. Коллектив исполнил эпизоды из оперы Глинки "Руслан и Людмила". С успехом выступил солист Сандровский. Но более всего выделилась Р. Баркова. После концерта рецензент "Голоса Приуралья" отмечал у певицы "отчетливую фразировку, темперамент, отсутствие погони за мелкими эффектами, выразительность и музыкальность". Она исполнила арии из "Орлеанской девы" Чайковского, "Сельской чести" П. Масканьи, "Рафаэля" А. Аренского. Через месяц хор подготовил новую программу, в которую вошли сцены из "Русалки" А. Даргомыжского и "Нижегородцев" Э. Направника, несколько народных песен. Появилась новая солистка - А. Федорова, спевшая арии из "Рафаэля" Аренского, "Русалки" Даргомыжского, "Гейши" С. Джонса. Выступили в концерте и инструменталисты - трио (фисгармония, фортепьяно, скрипка) в составе Хренова, Михайловского, Дислера.

В железнодорожном клубе постоянно ставились любительские спектакли. В них включались, как правило, концертные отделения, в которых принимали участие многие челябинские музыканты. Среди них своим мастерством выделялись Баркова, Федорова, Сандровский, Гинц, супруги Крупейниковы. Городские власти не препятствовали развитию музыкального любительства, но такая "чуткость" проявлялась неспроста. "Отцы города" надеялись посредством подобных мероприятий отвлечь народ от участия в политической жизни. Официально легализированные самодеятельные коллективы находились под неусыпным оком полиции. После открытия Народного дома в 1903 году в Челябинске организовалось музыкально-драматическое общество, которое вскоре прогорело. В 1909 году оно вновь возрождается и опять - ненадолго. Его силами проводилась концерты, спектакли, вечера. "Известия Челябинского общества потребителей" от 12 апреля 1910 года писали: "Общество устраивает два раза в месяц членские вечера. В программе - литературные номера, музыкальные. По окончании программы - танцы. Члены Общества (взнос 1 рубль) пользуются правом бесплатного посещения вечеров, посторонние - по рекомендации членов за плату 25 копеек. Чай, как для членов Общества, так и для гостей, бесплатно. Таким образом, Общество имеет в виду устраивать доступные всем разумные развлечения".

Необходимы были средства для его поддержания, но городская дума не спешила помочь Обществу, обратившемуся с просьбой выделить 500 или 1000 рублей для усиления оборотных средств. Надежды на то, что власти (а они до этого не несли никаких расходов на развитие культуры города) окажут помощь и поддержку, не оправдались. Гласные думы заявили: "Нам не до театра". В результате просьбу отклонили, и музыкально-драматическое общество прекратило свое существование. Но в это же время процветала своеобразная ветвь музыкальной жизни города - кабаре и кафешантаны. В лучшем ресторане Челябинска "Россия" (сад-остров на Миассе) в разные годы имелись мужской и женский хоры, балалаечники, духовой оркестр. В "России" находился летний театр, где давались программы шансонеточного жанра с фривольными песенками. Культивировалась кабацкая интерпретация фольклора в исполнении хоров, не поднимавшаяся до истинной художественности. Собственно, такая задача и не ставилась. Хоры имели пестрые костюмы, которые должны были изображать национальную одежду. Но все это было далеко от национальных традиций, а сами хористы не демонстрировали подлинного знания музыкального фольклора.


[Сад-остров; фото из энциклопедии "Челябинск"]

В городе существовали различные кабаре - "Черная маска", "Грешная ночь" и другие. На их сценах, как в калейдоскопе, одна за другой менялись пошлые миниатюры и инсценировки, фарсы, развлекательные программы весьма сомнительного содержания. Такое "искусство" импонировало темным дельцам, спекулянтам, которых в Челябинске имелось немало. Вершиной развлечений местной буржуазии стали семейные вечера, балы-маскарады, устраиваемые в Народном доме, железнодорожном и купеческом клубах. В роскошно украшенных помещениях гремела музыка, бойко работали буфеты, а для посетителей ставились какие-нибудь душераздирающие водевили. Всему этому противостояли усилия передовой челябинской интеллигенции. Прогрессивным начинанием ознаменовался 1911 год были организованы бесплатные симфонические концерты. Классическая музыка становится доступной широким слоям населения Челябинска. В 1906 году открылся городской сад (ныне парк имени Пушкина). Там и проводились летние симфонические вечера.

Содержание программ оркестра носило подлинно просветительский характер. Сегодня невольно поражаешься разнообразию и продуманности исполняемого коллективом репертуара. В нем были не только симфонии и увертюры, но и миниатюры, отрывки из опер и балетов, в том числе сцены, хоры, трио, попурри и многое другое. Вот одна из программ вечера оперной музыки:

I отделение
Россини. Увертюра к опере "Вильгельм Тель"
Чайковский. Вальс из оперы "Евгений Онегин"
Горр. Колыбельная песня из оперы "Жосселен"
Вагнер. "К вечерней звезде" из оперы "Тангейзер"
Верди. Большая концертная фантазия из оперы "Аида"

II отделение
Обер. Увертюра к опере "Фра-дьяволо"
Массне. Скрипичное соло из оперы "Тайс"
Масканья. Трио из оперы "Сельская честь"
Вагнер. Хор пилигримов из оперы "Тангейзер"
Чайковский. Попурри из оперы "Пиковая дама"

III отделение
Глинка. Большая концертная фантазия из оперы "Руслан и Людмила"
Гуно-Аллар. Скрипичная фантазия из оперы "Фауст"
Бизе. Попурри из оперы "Кармен"
Мейербер. Марш из оперы "Иоанн Лейденский"

Со временем стабилизировался состав оркестра, и многие музыканты связали с ним свою профессиональную деятельность на долгие годы. Ведущими исполнителями коллектива считались: скрипачи - Герович, Глушковский, супруги Гитгарц, трубач Робенсон, тромбонист Калиновский. Характерной особенностью творчества оркестра было то, что произведения, прозвучавшие хоть раз, в дальнейших выступлениях коллектива уже не повторялись. То есть артистам постоянно приходилось разучивать новые сочинения. Все это требовало немалого мастерства и кропотливой работы. И нужно отметить, что исполнительский уровень челябинского симфонического оркестра находился на значительной высоте. Подтверждение тому - участие в Ирбитской ярмарке 1912 года, одной из самых крупных в России того времени. Староста пассажа ярмарки докладывал: "Настоящим имею честь заявить Ирбитской городской управе, что приглашенный ею для игры в пассаже через Ирбитское вольно-пожарное общество оркестр господина Г. Моргулиса в течение всей ярмарки до сего дня исполнял свои обязанности прекрасно как по исполнению, так и по разнообразию репертуара, и по общим отзывам присутствующей публики".

При всех успехах коллектива искусство его было доступно лишь ограниченной, наиболее обеспеченной части жителей Челябинска, а те бесплатные концерты, которые начали проводиться с 1911 года и стали интересным начинанием в музыкальной жизни города, проходили все же редко и не могли решить проблемы эстетического воспитаний народа. Назревала необходимость создания специального музыкального учебного заведения для подготовки собственных кадров. Но "отцы города" не думали даже открывать музыкальную школу. Нельзя сказать, что они не имели на то средств, деньги у местных купцов и торговцев водились, и притом немалые. На них строились добротные здания на центральных улицах, вносились пожертвования на возведение храмов и их содержание. В то время в городе имелось 14 церквей, монастырь, две часовни, в которых были свои хоры, руководимые квалифицированными регентами (хормейстерами). Однако в церквах нуждалось правительство, а просвещение, в том числе музыкальное, считалось делом опасным.

Наибольший подъем в дореволюционный период музыкальная жизнь Челябинска получила в начале 10-х годов. Кроме коллектива Г. Моргулиса в городе имелись следующие оркестры: бальный в железнодорожном клубе под управлением Ращупкина, симфонический в Новом клубе под управлением В. Калиновского, духовой 196-го гренадерского полка (руководитель С. Котов), великорусский балалаечников во главе с Б. Мячковым. Существовал целый ряд любительских хоров: под управлением Н. Носачевского, городского собора (руководитель Г. Корякин), самодеятельный хор врача В. Попова, детский, возглавляемый супругами Корытиными. Известностью пользовался детский театр, созданный в 1909 году вначале как драматический кружок. Его возглавил опытный режиссер Г. Дробинин, и уже вскоре труппа стала показывать настоящие спектакли. Самодеятельные артисты организовали струнный оркестр, с которым постоянно выступали солисты-вокалисты.

Характерные приметы музыкального быта челябинцев заметила писательница А. Нечаева: "В клубах процветает преферанс, макао, "русско-славянское танго", "кожанка" и т. д. Танцы исполняются с провинциальной особенностью. Танцуют под оркестр... на один манер. Кавалер, стараясь держать бюст и голову каменно, неподвижными ногами стремится выделывать самые невозможные выкрутасы или же, наоборот, танцует на одних пятках, едва поворачиваясь: "неглиже с отвагой"... Если же дама по-местному хочет танцевать эффектно, то она должна как можно сильнее трясти боками, подперши их руками, или сложить руки на груди "аля Наполеон". Он (кавалер) тоже может танцевать "неглиже", едва переставляя ноги и зевая со скучающим видом по сторонам".

А вот как рассказывает об этом краевед Э. Подтяжкин: "Танго танцевать категорически запрещалось. Циркуляр за № 10 861 от 28 февраля 1914 года, опубликованный в "Вестнике Оренбургского учебного округа", гласил: "Ввиду явно непристойного характера нового, входящего в большое распространение танца под названием "танго" и вследствие полученных... сведений об отдельных попытках обучения ему учащейся молодежи... прошу принять строгие меры к тому, чтобы означенный танец не преподавался в учебных заведениях".

На сей раз чиновникам не понравились элементы танца: медленный темп, скользящий шаг и даже музыкальный размер. Поэтому модный кавалер, стараясь держать туловище каменно, подходил к даме, приглашая на "челябинскую кадриль". Чуть приподняв картуз с лакированным козырьком и показывая роскошный чуб, кланялся. Красавица, отставив мизинчик в сторону, царственно отказывала: "А мы приглашены еще вчерась. Так что не гневайтесь". Стали распространяться в Челябинске и русские народные инструменты. Особенно популярными в быту были гармонь и баян. Объявился в городе специалист, обучавший всех желающих. О нем краевед В. Кочеков пишет: "Для единственного музыканта-баяниста П. Толстихина в дореволюционную пору это был, так сказать, побочный заработок. А вот основным местом его работы являлись увеселительные заведения, где он играл за отдельную плату танцы на баяне, инструменте, в то время очень редком и дорогом. Желающие учиться игре могли обращаться к Толстихину. Об этом он объявил через городскую газету. Правда, при отборе желающих (принял 16 человек) учитель в первую очередь беспокоился об их платежеспособности, так как плата за обучение одного ученика равнялась месячному заработку рабочего средней квалификации железнодорожного депо. Не гнушался доморощенный педагог брать и "натурой": мясными тушами, мешками мучицы. Поэтому обучались у него молодые люди типа Луканина, сына владельца мельницы. Обучение Толстихин проводил "с рук": показывал, какие кнопки нажимать". Освоившие баян сами занялись учительством. Челябинские заборы запестрели объявлениями: "Берусь обучить "Барыне", "Краковяку", "Цыганочке". Срок 2-4 недели".

В. Кочеков рассказал и о применении такого метода обучения: "учитель" привязывал к своим пальцам пальцы обучаемого и несколько раз проигрывал произведение, вырабатывая, если так можно выразиться, условный перебирательный рефлекс". Своеобразным музыкальным фоном Челябинска в начале века была игра шарманщиков. Ходили они по дворам, останавливались у дверей, крутили ручку своей шарманки, привлекая заунывными мелодиями местных обывателей. Народ слушал, бросал деньги в шапку, кто сколько может. Уличные артисты не чурались и куска хлеба или еще какой-либо еды. Недалеко от Красных казарм долгое время по воскресеньям выступал канатоходец, а помогали ему шарманщик с мальчишкой, игравшие неизменную "Разлуку". Такие актеры и шарманщики часто встречались на улицах города. В пеструю картину музыкальной культуры Челябинска того времени входил театр "Мозаика", возникший по инициативе антрепренера В. Бурлакова в 1911 году. Стремясь привлечь внимание обывателей, на спектакли разрешали ходить в верхней одежде. А сами спектакли состояли из 8-10 номеров: одноактных водевилей, фарсов, куплетов, сольных музыкальных номеров. Театр не имел собственного помещения, кочуя со своими программами по клубным площадкам города. Не имел он и определенной творческой направленности, являясь всего лишь набором концертных номеров, ничем между собой не связанных.

Скачать:
http://cs6297.userapi.com/u113632148/docs/2974262e8043/Volfovich_V_Chelyabinsk_muzykalnyy.pdf

Tags: книги
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments