[из книги "Старый Челябинск в открытках и фотографиях", Каменный пояс, 2008]
[из сборника "Челябинск неизвестный" вып. 2, ЦИКНЧ, 1998]
Помимо нескольких фотографий, сохранилось такое описание:
Основной объем здания – четверик с прямоугольными окнами – был увенчан шатром, завершенным луковичной главой на 8-гранном барабане с арочными окнами, не характерными для архитектуры деревянных церквей. В западной части церкви над объемом притвора восьмерик шатровой колокольни. Наружная поверхность стен церкви и колокольни была обшита деревом, окна декорированы резными наличниками.
Разные источники относят Рождественско-Богородицкую церковь то к Никольскому посёлку, то к Пригородной слободе, то к Переселенке. Но путаницы тут никакой нет, если попробовать представить себе этот район, взглянув на дореволюционную карту. Если встать спиной к железнодорожному вокзалу, то прямо перед ним будет базарная площадь, вся уставленная лавками и ограниченная слева улицей Базарной (ныне ул. Овчинникова), а справа - Торговым проспектом (нынешняя ул. Торговая). За базарной площадью будет церковная ограда и станционная церковь, а за ней, через улицу Большую Церковную (нынешняя ул. Комсомольская) - ограда Переселенки. Слева будет простираться частная застройка Никольского посёлка, а справа - частная застройка Пригородной слободы. Это сейчас привокзалка, на сто раз перелицованная и перестроенная, являет собой хаос и анархию, а тогда мир был довольно прост и симметричен :) Чтобы было проще разобраться, приведу фрагменты трёх карт за разные годы. Церковь отмечена на них красной окружностью.
[1910]
[1913]
[1939]
Кратко об истории церкви.
Известно, что землю под строительство станционной церковно-приходской школы и Рождество-Богородицкой церкви челябинская Дума отвела в 1897 году. Вскоре начальник строительства железной дороги Константин Михайловский пишет в Городскую думу:
«На отведенном городом участке земли... на частные пожертвования, собранные в Комиссии при Комитете Сибирской железной дороги, предполагается приступить с весны к сооружению церкви в честь Рождества Пресвятыя Богородицы. Ассигнованных 2500 р. конечно будет далеко не достаточно, т. к. требуется около 6000 рублей на деревянную церковь и 5000 руб. на постройку дома для священно-церковно-служителей и церковно-приходской школы, и потому является настоятельная необходимость в дальнейших на сооружение церкви пожертвованиях. В Управлении дороги и на линии среди служащих уже открыта подписка на добровольный сбор на это святое дело пожертвований... по получении разрешения от епархиальных властей будут постановлены на всех станциях дороги кружки для сбора пожертвований на дело церковнаго и школьнаго строительства в районе Западно-Сибирской железной дороги. ...но и этих средств, ввиду устройства на линии еще 6 церквей, будет недостаточно.
Сообщая об этом и прилагая при сем для сведения изданный мною по дороге приказ, имею честь обратиться к Вам с покорнейшей просьбою, не признает ли возможным городская дума ассигновать некоторую сумму на усиление средств по постройке церкви, ввиду того, что к ней прилегает часть города, ныне сильно заселяющаяся, обыватели которой несомненно будут пользоваться близлежащею от них церковью...
Начальник дороги инженер Михайловский»
Тем не менее, вскоре дело сдвинулось с мёртвой точки.
Первый камень в фундамент церкви заложен 5 июня 1897 года.
Основной престол освящён уже через полгода - 30 января 1898.
Правый придел в честь Св. Николая Чудотворца освящен 25 апреля 1904.
Левый придел в честь Св. Серафима Саровского освящен 19 сентября 1904.
Приход Рождественско-Богородицкой церкви был немалым - в общей сложности в привокзальных посёлках по состоянию на 1909 год проживало около 30 тысяч человек. Это была главная, но не единственная церковь в этой части города - к ней также были приписаны Вознесенская кладбищенская церковь, построенная в 1916 году Порт-Артуре, а также временная походная Николаевская церковь на Переселенке (1911) .
[из книги "Верою побеждали", 2007]
И вот есть ещё один снимок, сделанный со стороны Переселенки - здесь, правда, видно только купола.
Кто живёт на Овчинникова, 6 - знайте, что ваш дом построен на месте холерного барака :)
[из экспозиции Музея дорожной больницы ЮУЖД]
После установления советской власти, в 1923 году, Рождественско-Богородицкая церковь была закрыта (как и церковь в Порт-Артуре). Этот вопрос в своё время очень подробно исследовал В.С.Боже, ему слово:
27 апреля 1923 г. пленум горсовета принял решение о расторжении договоров с верующими, в распоряжении коих находятся церкви в Порт-Артурском и Никольском поселках, об изъятии из них предметов и о передаче последних в губпомгол. Председатель горсовета А. Парамонов предписал осуществить эту работу за две недели.
Верующие церковного совета Рождество-Богородицкой общины (находилась в пос. Никольском) обратились с просьбой в горсовет об оставлении церкви в их ведении. При этом они имели неосторожность указать, что в зарегистрированном уставе их общины говорится, что церковь может быть закрыта по желанию не менее 2/3 списочного состава верующих. На это последовал незамедлительный ответ, подписанный секретарем совета Вогричем: «На Ваше ходатайство о пересмотре вопроса о закрытии церкви сообщаем, что постановление пленума горсовета от 27 апреля с. г. проводится в жизнь... Церковь и церковное имущество принадлежит государству, а распоряжаться своим имуществом государство имеет право и без приговора получивших это имущество в бесплатное пользование».
2 мая 1923 г. в присутствии уполномоченного от горсовета — начальника губмилиции Н. В. Баранова, секретаря горсовета И. А. Вогрича, священника Василия Русанова, церковного старосты Петра Варламова и товарища председателя церковного совета Ивана Шамина изъятие церковных ценностей из Рождество-Богородицкой церкви было осуществлено, составлен акт, а изъятые вещи переданы в Губернскую комиссию по борьбе с последствием голода. Здание церкви было закрыто, опечатано сургучной печатью губисполкома, а ключи переданы на хранение секретарю горсовета Вогричу. Столь решительные действия властей не подавили, однако, воли верующих пристанционных поселков, которые обратились с жалобой в Москву. В этом письме, отправленном во ВЦИК в 1925 г., они сообщали, что в течение двух лет не имеют места для молитв. Отобрав здание Рождество-Богородицкой церкви, административный отдел никаких других помещений верующим не предоставляет. Это вынудило одного из членов общины уступить для служб свой дом, сам же он поселился в сарае. Верующие сообщали, что хотя списочный состав их общины составляет 103 человека, фактическое же число составляет не менее 1000 человек.
Ответом на просьбу верующих явилось письмо члена Президиума ВЦИК П. Смидовича в Президиум Уралоблисполкома, датированное 8 июля 1925 г., в котором он писал: «Две церкви станционного района были закрыты одновременно постановлением горсовета 27.04.23 г. Район остался без церквей. Законом право закрытия церквей предоставлено только президиумам губ. и облисполкомов... Судя по настроению верующих-рабочих, дело требует самого пристального внимания и обследования. О вашем решении сообщите». Возвращать изъятые здания в Челябинске, однако, не хотели ни из хозяйственных, ни из политических соображений. Поэтому для организации давления на верующих было проведено несколько собраний рабочих, которые категорически выступили против возвращения верующим церквей.
Президиум Уралоблисполкома своим решением от 14 сентября 1925 года попытался немного сгладить принятые в 1923 г. решения, предписав Челябинскому Окрисполкому предоставить верующим помещение в железнодорожном районе на правах арендного пользования, заявив при этом, что «ввиду значительного времени, прошедшего с момента закрытия церкви (Рождество-Богородицкой.— В. Б.), и приспособления церковного здания путем капитального его переоборудования для культурно-просветительных нужд», просьбу верующих о возврате им храма решено оставить без удовлетворения.
1 марта 1926 г. малый президиум Уралоблисполкома принял решение и по Вознесенской церкви в поселке Порт-Артур (Протокол № 60 § 14). В нем говорилось: «Ввиду значительного промежутка времени, прошедшего с момента закрытия Вознесенского храма, и приспособления помещения означенного храма под находящуюся в ведении местного отдела нар. образования школу, путем переоборудования его, постановление пленума Челябгорсовета от 27.04.23 г. (Протокол № 8 § 3) утвердить».
Между тем, как явствует из секретного письма начальника областного адм. отдела Старкова в президиум Уралоблисполкома от 2 октября 1926 г., ВЦИК не удовлетворило решение уральцев о предоставлении верующим железнодорожного района Челябинска помещений на правах арендного пользования, и он предложил: «Пересмотреть вопрос о распределении молитвенных зданий в г. Челябинске среди верующих сообразно их количеству». Окрик из Москвы, однако, в Челябинске ситуацию не изменил. Учитывая, что верующие Рождество-Богородицкой общины стояли на позициях обновленческих, а обновленцам были предоставлены монастырские церкви, которые использовались ими плохо, местные власти в своей докладной записке в Свердловск настаивали на том, что «в пересмотре вопроса... необходимости нет». [В «Материалах к истории церковно-религиозной жизни Челябинска. 1917—1937 гг.» («Челябинск неизвестный». Вып. 1. — c. 164) нами неверно указано на то, что Рождество-Богородицкая община стояла на обновленческих позициях, это была община «тихоновской» ориентации.]
Уралоблисполком, не желая обострять отношения с Москвой, вторично сообщил, что распоряжения ВЦИК на местах должны безусловно выполняться, а потому челябинцы должны учесть предписание ВЦИК. Между тем антирелигиозная кампания в СССР набирала обороты и играла на руку челябинским властям, которые в конечном итоге так и не выполнили предписаний ВЦИК.
Челябинская Порт-Артурская религиозная община вследствие этого вынуждена была арендовать «Дом у гостиницы», и в разгар антирелигиозной кампании в октябре 1929 г. самоликвидировалась. Рождество-Богородицкая община также арендовала для своих нужд дом Корчемкина (Восставших, 4) и в августе 1929 г. была ликвидирована «за отсутствием помещений». [Рождество-Богородицкая община была зарегистрирована 19 марта 1925 г. и на момент ликвидации имела 256 записных верующих, священника и одного диакона.]
Что же до церкви на переселенческом пункте, то отсутствие о ней сведений в архивных документах 1920—1930-х гг. позволяет предположить, что она прекратила свою деятельность вместе с «переселенкой» после революции.
Тем не менее, есть непроверенные сведения о том, что богослужения в церкве возобновлялись уже в советское время - в 1946 году.
[из книги "Верою побеждали", 2007]
Поскольку церковь была снесена сравнительно недавно, определить её точное местоположение нетрудно. Фактически, она стояла прямо на школьном дворе железнодорожной школы №2 (ныне школа №53), построенной в 1935 году.
[из книги "Уральский исток Транссиба", Автограф, 2004]
То же место сейчас. Говорят, ещё в начале нулевых во дворе школы можно было увидеть остатки церковной ограды. Сохранилось ли что-то до настоящего времени - не знаю, но вряд ли.
В юбилейном издании ЮУЖД приводится такой текст:
В 1935 году рядом с церковью построили школу. Почти 30 лет эти почти не совместимые по советским понятиям заведения существовали бок о бок.
— Уроки идут — звонят колокола, — смеется учитель труда Борис Воронов. — Но никакого раздражения по этому поводу не припомню. Несмотря на атеизм, к церкви относились очень терпимо. Бывало, правда, школьники немного шалили.
Вспоминают, что любопытные ученики любили бросать камешки за ограду церкви. Одного такого шалуна однажды поймал сам батюшка. Принес его в охапке в школу и сказал: «Забирайте своего щенка!»
— Зачем его щенком называть?! Ну нашалил, так ведь не со зла, а по несмышлености. Что-то вроде того сказала тогда я батюшке,— вспоминает секретарь школы Федосия Калугина. — А в остальном соседство было добрым.
Батюшка специально приберегал для учителей святую воду.
— Трое сыновей батюшки учились у нас. Хорошие были мальчишки, — тепло вспоминает Федосия Матвеевна. — Кстати, старшего — Илью — из-за того, что из поповской семьи, не приняли в технический вуз. Он в семинарию поступил. Георгий был младший. Как сейчас помню, идет по коридору и бутерброд с колбасой жует. А я ему грозно: «Пост идет! Почему не соблюдаешь?..»
Был период, когда станционная церковь оставалась в Челябинске одной из двух сохранившихся храмов и даже считалась соборной. Ее снесли в 1963 году. По указанию райкома партии Советского района. Официальная причина — ветхое состояние.
Говорят, что доски, из которых была сложена Рождество-Богородицкая церковь, получили вторую жизнь. Ни за что не догадаетесь где. В пионерском лагере. Из них построили домик...
Вот такие дела.
Источники:
"Старый Челябинск в открытках и фотографиях", Каменный пояс, 2008
"Уральский исток Транссиба", Автограф, 2004
Боже В.С. "Очерк церковно-религиозной жизни Челябинская начала двадцатого века" // "Челябинск неизвестный", ЧИКНЧ, 1996
Боже В.С. "Материалы к истории церковно-религиозной жизни Челябинска 1917-1937 гг." // "Челябинск неизвестный 2", ЦИКНЧ, 1998
Корецкая Т., Поздеев В. "Ступени наследия", Край Ра, 2011
Лобашев А. "Верою побеждали", 2007
Саломатина Е. "Разрушенные святыни" // МК Урал, 10-2-2010
http://www.dgr.su/t90558-5.html
http://chel.kp.ru/daily/24270/465884/
http://www.book-chel.ru/ind.php?what=card&id=4291