Южно-Уральской железной дороги.
Здание этой школы ещё несколько лет назад стояло по улице Свободы 177, где в настоящее время построен "Диспетчерский центр управления перевозками РЖД"
Школа стояла там, где сейчас автомобильная стоянка.
Слева от школы и по сей день стоит старое деревянное здание "Линейного следственного отдела", оно было границей школьного двора.
Работала школа с довоенных времён, а в железнодорожное ведомство (согласно архивной справке "Службы управления делами, архивный сектор") была передана в 1937 году. Директором была назначена Пославская А.К.
Школа была одноэтажная, сложена из крупных брёвен с большими окнами и высокими потолками. По углам здания распологались 4 классные комнаты. В каждой из них в углу стояла высокая круглая печь, протопленная к приходу учеников. Каким уютным теплом встречал нас класс зимним утром. Все собирались вокруг печки, распластывая ладошки на горячем железе.
На перемену все выходили в зал, как мы его тогда называли. В углу стоял рояль, на котором наша учительница Платонова Нина Николаевна играла, а ученики танцевали "польку", играли в "ручеёк" или, разделившись на 2 шеренги-стенки, одна против другой, играли "А мы просо сеяли, сеяли", другая наступала "А мы просо вытопчем, вытопчем"и т.д. Кому это знакомо, тот знает финал.
Эти дети с учителем пения стоят в зале. Слева в углу - белый квадрат -большая печь. Занавеска рядом отгораживала уголок, где жила техничка, так тогда называли уборщицу.
А в годы войны, вспоминает Галина Ильинична Захарова (она окончила эту школу в 1943 году, стала учителем, работала в том числе и в школе №7) в этом зале стелили на пол куски ткани, дети садились и слушали сводки "Информбюро" с фронта. А учителя в это время в классе резали хлеб и делили на порции для детей. Техничка ходила на перрон в "кипятилку", приносила горячую воду запивать хлеб.
А взрослые получали продукты по таким карточкам.
"Почти напротив школы №7 на другой стороны улицы Ленина (теперь Свободы 108) стояла ж.д. школа №8, восьмилетка туда переходили окончившие седьмую школу (до войны) В годы войны там располагался госпиталь. Дети из седьмой школы ходили туда с выступлениями перед ранеными. Там нас очень ждали" - вспоминает Галина Ильинична.
После войны в этом здании был Железнодорожный техникум. Недавно здание надстроили, Сейчас здесь - Железнодорожная академия.
Мои ровесники поступили в школу №7 в 1949г.
Директором школы тогда была Нечепуренко Полина Сергеевна.
Учителя: Платонова Нина Николаевна, Недуева Анастасия Алексеевна, Анна Исаковна , к сожалению всех не помню. Архив не помог.
Жизнь немного улучшилась. Но только 4 года отделяло нас от войны. Ни у кого не было тогда школьной формы (коричневого платья с белым воротничком и белыми манжетами, чёрного и белого фартука). Вместо портфелей - сумки, сшитые из старых тряпок. На ручке такой сумки обычно болталась в отдельном мешочке черинилка-непроливашка. Многие, даже девочки, были острижены наголо. Такая была нищета. Но нас это не угнетало. Так жили очень многие. Другого мы не видели. А остального просто не знали. Детство счатливо неведением.
Как мы любили свою маленькую уютную школу. Уроки были похожи на беседы, интересные рассказы Нины Николаевны. Учились спокойно, неторопливо с многократным повторением пройденного. "Повторенье - мать ученья" - часто слышали мы от учителя.
В конце первого полугодия 1го класса Нина Николаевна построила нас, весь класс и повела в библиотеку. Это был маленький бревенчатый дом ( в районе современного дома Свободы 104). Записали всех.
В библиотеку тогда ходили, если не все, то очень многие. И не только хорошие ученики. Читали много. Читать было принято. За некоторыми книгами библиотекарь Полина Никифоровна записывала в очередь. Так "Васёк Трубачёв и его товарищи" пришлось ждать около месяца, а "Два капитана" (это уже позже) ещё дольше.
Вели дневники прочитанных книг.
Школа была нашим вторым домом. Туда хотелось идти. Даже, если занятия отменяли из-за морозов, мы с подругой всё равно шли в свой тёплый класс. В школе было интересно.
Родители нас не встречали и не провожали, хотя идти от дома до школы было прилично. Не знали, что нам задавали на дом. Учились сами. Даже в голову не приходило пойти в школу, не выучив уроки.
У нас было много школьных праздников, тогда их называли утренниками. Кроме обещепринятых в то время праздников (майских, ноябрьских) отмечали "День птиц", "День книги". В зимние и весенние каникулы проходили смотры художественной самодеятельности в здании Клуба им.Ленина (рядом со школой). Приезжали и ученики с других станций дороги.
В такие дни девочки были в белых фартуках с белыми лентами в косичках (в будние дни ленты должны были быть чёрные или коричневые, а фартуки чёрные). Настроение -приподнятое. Читали стихи (очень много раньше задавали стихов), пели песни под аккомпанемент рояля, хором и соло.
На оди н из праздников Дня книги при шёл корреспондент из газеты "Сталинская смена" (потом "Комсомолец"). Несколько лучших читателей сфотографировали.
Особо счастливые получали пригласительные билеты на кукольный спектакль, который ставили в дни 1мая и 7 ноября в зале Управления железной дороги.
А это - одна из тем на уроке рисования.
Мне не удалось найти фотографию нашей школы. Но вот на этом фото выпускников школы рабочей молодёжи №13 хотя бы частично видна школа.
После 1961 года школа№7 перестала быть ведомственной, ученики стали учиться в школе№58 (на её базе возник Институт культуры) А в здании школы№7 многие годы существовала Школа рабочей молодёжи №13. После постройки "Диспетчерского центра" деревянное здание снесли, а ШРМ-13 получила новое здание, современное и красивое.
Но для нас лучше той маленькой тёплой школы нет.
Нет светлей воспоминанья.