Авторы - скульпторы Л. Н. Головницкий и В. С. Зайков, архитектор Е. В. Александров.
[2]
Первые архитектурные проекты застройки площади Революции восходят ещё к тридцатым годам. В довоенные годы тут планировалось разместить монумент героям Гражданской войны, а в пятидесятые на площади было возведено нечто с портретами Ленина-Сталина.
[3. Фото 1954 г.; из фондов Музея ЧТЗ]
Работа собственно над памятником Ильичу началась лишь в 1957 году, в канун 40-летия Октября. Естественно, он рассматривался в контексте общей застройки площади. В городе к тому времени уже был один памятник Ленину, открытый в 1925 году, поэтому новый монумент должен был стать главным композиционным элементом нового величественного облика площади. Надеюсь, никто не станет отрицать, что авторам эта задача в полной мере удалась.
5 ноября 1957 года на площади Революции в Челябинске состоялась закладка памятника В. И. Ленину — установлен мраморный пилон с пояснительной надписью, что на этом месте будет сооружен монумент великому основателю Советского государства.
Памятник создавал в течение трех лет творческий коллектив в составе скульпторов Л. Н. Головницкого и В. С. Зайкова, архитектора Е. В. Александрова. Общий стилистический строй произведения созвучен духу своего времени. Статуя вождя примечательна строгостью реалистической трактовки, тщательностью проработки деталей. Необходимо отметить выразительный профильный силуэт головы Ленина. Однако общее «результирующее» направление движения статуи не совпадает с ориентацией главной оси площади и самого постамента.
До сего времени памятник Ленину в Челябинске остается наиболее крупным по масштабу из всех монументов вождя, созданных местными мастерами пластики. Высота статуи составляет пять метров. Она отливалась на заводе «Монументскульптура» в Ленинграде. Общая высота памятника — около 15 метров. Для постамента и трибуны использован полированный красный гранит.
[4. Фото из фондов ОГАЧО]
Для скульптора Зайкова работа над образом Ленина не была эпизодической. Еще в начале своей твореческой деятельности он вылепил в гипсе бюст вождя, а позже, в 1983 году, занимался бюстом Ленина для интерьера челябинского драмтеатра. Головницкий впоследствии также принимал участие в работе над памятником Ленину для Москвы, для установки на Ленинских горах.
Пожалуй, самое подробное описание истории создания памятника Ленину на площади Революции можно прочитать у А. Золотова в книге про скульптора Головницкого.
Идея сооружения нового памятника Ленину в Челябинске совпала с подготовкой к празднованию 40-летней годовщины Великого Октября. В объявленном по этому поводу конкурсе участвовали скульпторы или целые коллективы, включая архитекторов, из Москвы, Ленинграда, Свердловска. Челябинск представлял проект Л. Н. Головницкого. Всего комиссия рассмотрела 18 проектов.
Мне, кстати, довелось присутствовать при подведении итогов первого тура. Первая премия тогда была никому не присуждена. Вторая досталась коллективу москвичей и челябинцу Головницкому. Комиссия во главе, если не ошибаюсь, с секретарем обкома Ф. М. Шишкаловым решила конкурс продолжить.
А вскоре после этого мероприятия в Челябинске побывал один из наиболее видных советских скульпторов той поры Н. В. Томский. Мне опять же довелось встретиться с ним, взять интервью. В памяти осталось: ему очень понравился наш «Орленок», но не постамент к фигуре. Позже Александров эти замечания при реконструкции памятника учтет.
Во время приема в обкоме Николаю Васильевичу неожиданно был задан вопрос (и это при том, что конкурс продолжался!): а нет ли у него готового памятника, чтобы в ближайшее время установить на площади Революции в Челябинске? Надо отдать должное Томскому, он предложением не воспользовался. Сказал, что скульптура вождя у него есть, но он сильно сомневается, подойдет ли она по размерам к нашей центральной площади. После его отъезда площадь еще раз обмерили, выяснили: «Ленин» Томского здесь не годится — маловат. Во втором туре победили Лев Головницкий и примкнувший к нему как соавтор Виталий Зайков. Архитектором выступал все тот же Евгений Александров.
[5. Авторы: Л.Головницкий, Е.Александров, В.Зайков; из книги А.Золотова "Причастность"]
Ниже приведу свою беседу, записанную на магнитофон (диктофонов еще не было), с Головницким и Зайковым, что состоялась во время их работы над скульптурой. Мы встретились на месте их работы, в помещении старого челябинского цирка на площади Павших.
Виталий Зайков. Над сооружением памятника, который будет установлен на площади у нас в городе Челябинске, мы работаем давно, более двух с половиной лет. «Мы» — это скульптор Головницкий, архитектор Александров и я. Мысль объединиться у нас появилась после того, как был объявлен конкурс на создание эскизов для монумента. В этот период мы проделали очень большую черновую работу, было сделано множество эскизов, набросков и вариантов фигуры Ленина. Затем вылепили фигуру в глине, что нам дало общее представление об объеме всего памятника.
Александр Золотов. Я слышал, что вы ездили в другие города, знакомились с аналогичными памятниками, это так?
Виталий Зайков. .Да, мы были в Ленинграде, были в Москве. Рассматривали памятники вообще, созданные руками русских и советских скульпторов... Памятник-то ведь делается с расчетом на освещение, так что и эту сторону мы проверяли. На нашей площади памятник будет стоять спиной к северу, нужно было учесть силуэт. Нормальным будет освещение лишь ранним утром и поздним вечером. И это нельзя было не учесть. Нужно было определиться с размером фигуры и постамента, определиться с масштабом фигуры по отношению к площади.
Александр Золотов. Особенностью вашего памятника является то, что он еще должен сочетаться с трибунами...
Лев Головницкий. У каждого из нас есть свое представление о Ленине. Вот это общее представление о Владимире Ильиче мы и хотели передать. Но какими средствами — это ведь тоже одна из главнейших задач. Увлекательная работа, но и очень трудная...
Виталий Зайков. Конкурсное задание предписывало: Ленин — трибун Революции. Отсюда пришлось «подниматься» до монументальности образа. Мы отказались от лишних деталей, фигура достаточно строгая, такими же должны быть и трибуны...
Лев Головницкий. Сейчас уже готова рабочая модель памятника размером два с половиной метра высотой. В ближайшее время будем увеличивать ее уже до семи с половиной метров.
Виталий Зайков. Как видите, большой размер. Для работы нам отвели помещение цирка. Оно для этого вполне подходяще.
Лев Головницкий. Так что надеемся, что желающие смогут прийти посмотреть на нашу работу, сделают какие-то подсказки.
Виталий Зайков. Это нам очень бы помогло в решении такой сложной задачи.
Виталий Зайков обратил внимание на проблемы с освещением памятника в течение светового дня. Вероятно, не все это замечают, но солнце действительно почти все время за спиной у вождя. Его лучше всего фотографировать с утра или в конце дня. Наиболее удачный снимок сделал, на мой взгляд, Юрий Теуш. Для этого ему пришлось подогнать автомобиль с площадкой, которая подняла фотографа наверх.
[6. Фото Ю.Теуша; из книги А.Золотова "Причастность"]
А вот что рассказывает о работе над памятником архитектор Е. В. Александров:
В 1957 году был объявлен Всесоюзный конкурс на проект памятника В.И. Ленину и трибуны на площади Революции. На конкурс поступило 18 проектов из Москвы, Ленинграда, Свердловска, Челябинска, других городов. Ни одному из представленных на просмотр проектов жюри решило первой премии не присуждать, а две вторые присудило коллективу авторов из Московского архитектурного института и нам, челябинцам, - скульптору Л.Н. Головницкому и мне, архитектору.
Во втором, теперь уже закрытом, конкурсе из представленных проектов первая премия была присуждена авторскому коллективу в составе: скульпторы Л.Н. Головницкий и B.C. Зайков, архитектор Е.В. Александров.
В том же году в наш город приехал президент Академии художеств СССР, известный скульптор Н.В. Томский. Мы в это время, получив заказ на разработку проекта, определили высоту памятника в 17 метров. Семь метров - скульптура и десять - постамент с центральной трибуной.
Во время приема у секретаря обкома КПСС столичному гостю был задан неожиданный вопрос: «Скажите, Николай Васильевич, а нет ли у вас уже готовой для установки скульптуры, изображающей Ильича?». Ответ получили такой: «Вообще-то есть. Но только высота скульптуры пять метров». Тогда же главному архитектору Челябинска, а вместе с ним и нам, было дано поручение: определить - какой же все-таки высоты должен будет стоять на площади Революции памятник?
Рассмотрев все аспекты, учтя масштаб площади, мы пришли к единодушному заключению, что предложенный Томским вариант никак не может устроить. Его скульптура - он в этом прав - мала по высоте.
При повторном приезде в Челябинск H.В. Томский, подробно познакомившись уже с нашим вариантом памятника, похвалил его, но при этом заметил: «Скульптура по высоте подходит, а вот постамент, кажется, тонковат». А ведь он был прав. Дело в том, что и трибуны, и постамент были выполнены ранее, чем скульптура. При увеличении фигуры вождя формовщики к тому же еще и ошиблись - сделали по высоте на 1,2 метра больше, чем следовало. Разница существенная. Теперь вместо семи метров по проекту фигура стала иметь высоту 8,2 метра. А размер постамента остался прежним, вот он и стал узким.
Часто можно услышать различные истории и домыслы, связанные с помещением под постаментом. Вот вам информация из первых рук - да, подземное помещение было, и в нём находился буфет. Рассказывает Е.В.Александров:
Когда памятник открыли, мне стало казаться, что фигура заваливается на бок. Потом мне Головницкий с Зайковым сказали, что немного увеличили рост Ленина. Но ведь ширина пьедестала осталась прежней. Я очень расстроился. Был и еще один повод для огорчения. Когда монтировали памятник, тогдашние руководители области пожаловались, что проводят они во время демонстраций по три-четыре часа на трибунах и никаких бытовых удобств рядом нет. Необходимо было сделать их внутри постамента. Я, конечно, был против. Это же осквернение памятника! Но они поступили по-своему. Внутри постамента оборудовали небольшой буфет, туалет, посадили постового, чтобы охранял. Да еще и отопление провели.
В 70-х годах мне звонят из горкома и приглашают срочно на площадь к памятнику. Оказалось, электропроводку замкнуло: случился пожар, внутри все выгорело. Это произошло ночью, а уже утром "Голос Америки" передал, что в Челябинске памятник Ленину сгорел. После этого происшествия меня спрашивают: что делать? Я ответил то же, что и раньше: все забетонировать, чтобы исключить возможность пожара.
На этот раз меня послушали: помещение закрыли, выложили новыми плитами. А под шумок я еще и ширину постамента увеличил. Теперь Ленин стоит прямо. Только вот, к сожалению, сейчас на статуе кое-где появились трещины. Видимо, заводской брак или бронза некачественная. С этим, кстати, специалисты "Дорремстроя" (эта организация отвечает за сохранность памятника) уже сталкивались. Однажды их послали отмывать белое пятно, появившиеся у Ильича. Оказалось, однако, что это вовсе не грязь на памятнике, а бронза. Сейчас мы совместно готовим меры по реставрации.
Раз уж зашла речь про байки и легенды, развенчаю ещё одну - про две кепки которые якобы зрители увидели у Ильича во время открытия памятника. Источник сей дезинформации - рассказ Сергея Довлатова "Номенклатурные полуботинки", то есть чистой воды литературный домысел. Цитирую дословно:
В Челябинске, например, произошел такой случай.
В центральном сквере, напротив здания горсовета, должны были установить памятник Ленину. Организовали торжественный митинг. Собралось тысячи полторы народу.
Звучала патетическая музыка. Ораторы произносили речи.
Памятник был накрыт серой тканью.
И вот наступила решающая минута. Под грохот барабанов чиновники местного исполкома сдернули ткань.
Ленин был изображен в знакомой позе - туриста, голосующего на шоссе. Правая его рука указывала дорогу в будущее. Левую он держал в кармане распахнутого пальто.
Музыка стихла. В наступившей тишине кто-то засмеялся. Через минуту хохотала вся площадь.
Лишь один человек не смеялся. Это был ленинградский скульптор Виктор Дрыжаков. Выражение ужаса на его лице постепенно сменилось гримасой равнодушия и безысходности.
Что же произошло? Несчастный скульптор изваял две кепки. Одна покрывала голову вождя. Другую Ленин сжимал в кулаке.
Чиновники поспешно укутали бракованный монумент серой тканью.
Наутро памятник был вновь обнародован. За ночь лишнюю кепку убрали...
Что же происходило на самом деле?
"Большое событие" - под таким заголовком сообщает областная газета о состоявшемся на главной площади города многотысячном митинге, посвященном открытию памятника Ленину. Было это 5 ноября 1959 года. Митинг по такому случаю открыл секретарь горкома КПСС К.Н.Воронин.
"Звучит торжественная мелодия Гимна Советского Союза, - пишет газета, - член партии с 1904 года Иван Степанович Белостоцкий [старый большевик, ученик В.И.Ленина по школе в Лонжюмо] разрезает красную ленту. С восьмиметровой фигуры памятника ниспадает голубоватое покрывало. Перед взорами участников митинга предстает дорогой и близкий сердцу каждого советского человека образ великого вождя революции Владимира Ильича Ленина".
Выступающий на митинге мастер трубопрокатного завода Герой Социалистического Труда Гончарук вдохновенно заявляет: "Сегодня у памятника Ленину мы даем нашу рабочую клятву: коммунизм будет построен!"
Упало с бронзы покрывало,
И, задевая облака,
Встал над высотами Урала
Владимир Ленин на века.
Такие проникновенные строки посвятил этому событию челябинский поэт Марк Гроссман.
[7. Из книги "Челябинск в семилетке", 1960]
Реконструкция монумента проводилась в сентября 2001 года (кстати, на деньги Артура Никитина), до этого обходились текущим ремонтом. Последний раз памятник ремонтировали вроде бы этим летом.
[8. Уральский курьер, 15 июня 2001]
В девяностые годы, на волне развенчания всех и вся, зазвучали предложения убрать Ленина с площади. Впрочем, дальше споров дело не продвинулось, и дело надолго затихло. Впрочем, этим летом о переносе памятника заговорили с новой силой. Не знаю, чем кончится дело, но пока живы люди, для которых многое связано с именем Ленина, думаю, монументу ничего не грозит - у молодёжи ещё долго будет возможность назначать свидания "у левой пятки Ленина".
Источники:
Кудзоев О.А., Ваганов А.С. "Скульптурная летопись края", ЮУКИ, 1989
Золотов А.В. "Причастность: скульптор Лев Головницкий", Авто Граф, 2008
"Путеводитель по историко-революционным местам города", ЮУКИ, 1965
"Челябинск в семилетке", 1960
Александров Е.В., "Моя архитектурная судьба", 2007
Александров Е.В. "Проблемы синтеза и скульптуры на примере Челябинска" // ЧАС, №4, 2004
"Челябинск. Градостроительство вчера, сегодня, завтра", ЮУКИ, 1986
Скрипов А. "Челябинск XX век", 2007
Ильина Д. "Ленин оживет к дню города" // Вечерний Челябинск 07-08-2001
Иванова Г. "Город преображают строители" // Уральский курьер, 10 августа 2001
Баталова Л. "Крупская внимательно следит за Ильичом", Уральский курьер, 15-06-2001
Баталова Л. "Буфет под вождем" // Челябинский рабочий 16-10-1997
Баталова Л. "С головой у Ленина все в порядке" // Челябинский рабочий 14-10-1997
Гейль В. "Забытые монументы Челябинска", МК Урал, 11.11.2009
Валеев А. "Жизнь среди памятников" // Челябинский рабочий 22-12-2007
Петрова О. "Ленин под наблюдением" // Челябинский рабочий 26-05-1998
Фонотов М. "Это было в нашей жизни" // Челябинский рабочий 31-10-2009
http://www.nr2.ru/chel/369394.html
http://www.chel.aif.ru/culture/news/54189