ssgen (ssgen) wrote in chelchel.ru,
ssgen
ssgen
chelchel.ru

Воздушные замки на песке

В сегодняшней "вечёрке" интересная подборка нереализованных проектов (сюда под кат тоже скопирую на всякий случай).



Воздушные замки
Челябинск, который мы никогда не увидим


Многое из того, что задумали архитекторы прошлого, воплощено в современной южноуральской столице. Широкие прямые улицы, красивые парки, уникальные для своего времени здания торгового центра, цирка, драматического театра...

Но далеко не все замыслы были претворены в жизнь. Не катаемся мы на лодочках по полноводной реке Миасс, не смотрим выступления цирковых трупп в шапито в парке имени Гагарина, не женимся в нарядном Дворце бракосочетаний, похожем на распустившийся белый цветок… С историками и архивистами мы собрали топ-10 нереализованных идей из советских генпланов.</p>

Набережные реки Миасс

Последним советским генпланом предполагалось, что в 2000 году в Челябинске будет проживать 1 350 000 человек. Конечно, центр такого большого города уже не мог располагаться только в пределах площади Революции, улиц Кирова и Цвиллинга. Поэтому проектировщики разработали архитектурную концепцию, по которой центр, насыщенный общественными, административными, культурными и спортивными сооружениями, «растекался» в западном направлении вдоль реки Миасс. Это позволяло обеспечить ключевой городской узел резервными территориями, к тому же весьма благоприятными в экологическом плане.

Понятно, что облик водной артерии должен был соответствовать возложенной на нее миссии. Реку решено было облагородить — русло расширить до 280 метров (на участке от улицы Кирова до поворота реки на север), спрямить и углубить. За счет плотины на ЧГРЭС планировалось поднять уровень воды в центре Челябинска на полтора метра.

— И тогда гладь бассейна будут бороздить небольшие моторные суда — к парку имени Гагарина, к водной станции и пляжам, — мечталось градостроителям. — Придет время, когда Миасс будет полностью зарегулирован, но и тогда воды все же окажется недостаточно. Схемой комплексного использования вод Большого Урала предусмотрена перекачка в Миасс вод других, более многоводных рек, в частности, Уфы.

Предполагалась также полная реконструкция берегов с созданием парадной набережной в центральной части города. Стенки набережной сделаны из бетонных блоков, облицованы гранитом, ограждены металлические решетки и гранитным же парапетом. Сами набережные оборудованы сходами и причалами для лодок. Вдоль всего берега — широкий зеленый бульвар. Он сливался бы с парком Алое поле и потом переходил в сосновый бор парка имени Гагарина, так что горожанин мог прогуляться через весь центр по тенистому лесу. Обширные зеленые насаждения должны были обеспечить приток свежего воздуха в этот район Челябинска. И самое интересное — набережная должна была быть пешеходной зоной, а транспортные потоки вдоль реки собирались пустить под землей!



Дом Советов (или Дом Партии и Советов)

Здание задумывалось как ключевой композиционный элемент административно-исторического центра города, его строительство предполагали все три генеральных плана. По генплану 1934 — 1936 годов оно должно было вырасти на месте нынешнего драматического театра. Архитекторы предлагали использовать естественный рельеф площади Революции и решить ее каскадом террас, на верхней из которой и располагался Дом Советов. Таким образом, здание резко выделялось бы не только в ансамбле площади, но и в силуэте города. За Домом Советов проектом предполагался большой сквер, благодаря чему достигался контраст между уютным зеленым уголком и царством стекла и бетона.

Послевоенный генплан (1945 — 1947) Дом Советов видел уже в качестве высотного здания, благодаря чему покорялось не только горизонтальное, но и вертикальное пространство. Однако площадь Революции так и не удалось реализовать в качестве единого ансамбля: пока суть да дело, территория потихоньку обрастала разрозненными зданиями вроде управления железной дороги или гостиницы «Южный Урал».

Генпланом 67-го года на юге площади уже намечен драматический театр, а Дом Советов переезжает на набережную реки Миасс, к излучине. Здание так и остается многоэтажным, а выделяться на общем фоне оно должно было за счет невысоких «соседей» — Дворца спорта «Юность», филармонии, картинной галереи…

Причины переноса здания хорошо описаны в книге «Челябинск: десять путешествий по городу» (1971 год):

— Дело в том, что уже сегодня значительная часть советских и партийных организаций размещена в хороших современных зданиях. Это удовлетворяет запросы сегодняшнего дня и в известной мере перспективу на 10 — 15 лет. В дальнейшем по мере расширения функций общественности в управлении городом возникнет потребность в новом типе общественного здания — Доме Советов, который будет являться основным «форумом» для представителей различных органов самоуправления. Поэтому сооружение такого здания для одновременного пребывания нескольких сот и даже тысяч человек приобретает важное градостроительное значение. В одном из наших вариантов развития центра это здание, требующее широких подходов, подъездов и автостоянок, размещается за рекой Миасс, где она круто поворачивает на север. Старая постановка Дома Советов нового типа на замыкании площади Революции не обеспечивала ему достаточного простора и носила, если хотите, камерный характер.

Кроме Дома Советов по берегам реки должны были вырасти еще два высотных ансамбля — учебно-научный центр в районе улицы Чайковского и пруда «Коммунар» и общественно-культурный на Северо-Западе.

Пруд «Коммунар»

В этом небольшом водоеме на реке Миасс (вблизи пересечения Университетской набережной и улицы Молодогвардейцев) проектировщики южноуральской столицы видели огромный рекреационный ресурс для жителей северо-запада города. На западном берегу наметили территорию для вузовского городка, а на противоположном — общегородскую зону отдыха, включающую пляжи, водно-спортивные, лыжные базы и дендрологический парк. При этом сам пруд должны были углубить и расчистить. В проекте детальной планировки центра Челябинска, разработанной в 1972 году, пруд назван композиционной основой города, а застраивать его берега предполагалось с учетом природных факторов — рельефа, зеленых насаждений и водного пространства.



Киноконцертный зал на 1600 зрителей

Он должен был делить общий подиум вместе с цирком. Оба здания проектом 1967 года планировалось оформить террасами, парадными лестницами, зелеными откосами и клумбами.

— Здесь будут два зала: большой для симфонических и эстрадных концертов, балетных выступлений и демонстрации широкоэкранных кинофильмов и малый для камерных концертов, — снова читаем в книге «Челябинск». — Вместимость первого зала — 1200 мест, второго — 400. Парадные фойе, которые будут выходить на набережные реки Миасс, сразу же, как только посетители войдут в помещение, создадут у них праздничное настроение. Новая площадь Искусств, оформленная с двух сторон набережной реки, а с севера — комплексом зданий киноконцертного зала и цирка, обогатит центр города новым современным архитектурным ансамблем.



Дворец бракосочетаний

Объект, которого остро не хватает современному Челябинску, был запланирован проектом 1967 года. Предполагалось, что от кинотеатра «Родина» до кукольного театра улица Кирова превратится в бульвар стометровой ширины (интересно только, куда должна была деться нынешняя 23-я гимназия?). Примерно посередине бульвара и должен был распуститься белоснежный каменный цветок — Дворец бракосочетаний. Так детище Челябинскгражданпроекта описывается в книге «Челябинск» 1976 года: «Ковровая мозаичная дорожка, начинающаяся еще на улице, от подъезда, приведет молодоженов сначала в специальные комнаты жениха и невесты, затем в круглый высокий зал, где с высоты 20 метров яркие солнечные лучи высвечивают торжественное место — стол для регистрации брака. Залы шампанского, комнаты депутата и фотографов, киоски сувениров и цветов — все будет к услугам новобрачных. Родители и друзья смогут со специальных мест в зале и на антресолях любоваться церемонией бракосочетания».



Молодежный центр

Появление огромного дворца спорта навело архитекторов на мысль, что нужно где-то размещать приезжающих на масштабные соревнования спортсменов. Так была задумана высотная гостиница «Юность» (теперь «Малахит»), а вместе с ней в едином ансамбле — Молодежный центр для комсомольцев. По последнему советскому генплану он должен был занимать всю площадку от гостиницы до улицы Красной (в семидесятых годах на этой территории можно было увидеть только одноэтажные бревенчатые избушки). Вместо этого здесь появилось только невысокое здание, в котором раньше располагался торговый дом «Логика», а теперь ресторан. Большая же часть площадки уже много лет занята долгостроем и представляет собой на редкость унылое зрелище.



Театральный комплекс

Эта идея относится к той, о которой можно сказать «Уф, пронесло!» Дело в том, что огромный театральный комплекс должен был вырасти в западной части площади Революции, там, где сейчас находится Челябинвестбанк и… Театр юного зрителя. Здание с богатейшей историей должны были снести! Сам проект театрального комплекса нам удалось найти только в госархиве, в альбоме Челябинскгорпроекта, посвященном 50-летию Советской власти. Генплан 67-го года был на тот момент принят, и идея драматического театра, каким мы его знаем сейчас, тоже уже оформилась. Поэтому, что за театр планировалось построить и что за странное здание, похожее на ракушку, стоит в проекте на месте театра им. Орлова, осталось непонятным. Может быть, у читателей «Вечерки» есть свои мысли по этому поводу?

И слава Богу!

Ушли в прошлое многие красивые и, безусловно, нужные проекты. Но все-таки были такие планировочные идеи, которые, к счастью, остались нереализованными. Например:

  • Пространство между улицами Кирова и Цвиллинга рассматривалось как парковая полоса. Узкую улочку Кирова, застроенную еще до революции, предполагалось расширить в два-три раза, а для этого нужно было снести все имеющиеся старинные здания. Современные челябинцы ими гордятся, а тогда архитекторы не видели в них никакой художественной ценности.

  • По генплану 1947 года развитие Металлургического района предполагалось на территории Каштакского бора. Лес, соответственно, должны были вырубить.

  • Чтобы открыть перспективу на реку Миасс, со стороны площади Ярославского должны были снести здания картинной галереи и филармонии.


Шапито в парке имени Гагарина

Завершить главную магистраль города должна была Предпарковая площадь. Собственно, эта идея была практически полностью воплощена. Единственно, планировалось, что площадь оформляется рядом террас, понижающихся к главному входу в парк. На новые территории переезжает главная аллея парка. К ней примыкает здание зеленого театра на 5000 мест (!). Кроме того, в парке должны были появиться цирк-шапито, выставочный павильон, теннисные корты, водная станция. А вот и еще один сюрприз — перед входом в нынешний ЦПКиО имени Гагарина по генплану должен стоять памятник «Сказ об Урале»!



Выставка достижений народного хозяйства

К сожалению, узнать, как должна была выглядеть южноуральская ВДНХ, нам не удалось, однако известно, что по генплану 1947 года она должна была расположиться на территории ближнего Заречья, возле кинотеатра «Родина», а по генплану 67-го года — в деревне Шершни. Там же, кстати, должен был появиться Академгородок.



Зеленый бульвар на проспекте Ленина

Улица с самых первых планов виделась градостроителям главной экваториальной осью города, она должна была связать восточный промышленный район с зеленью соснового бора на западе. В 1948 году был создан «Детальный проект планировки и застройки улицы Спартака» (как проспект тогда назывался), и в качестве ориентира архитекторы взяли улицу Горького (ныне Тверская) в Москве и Московский проспект в Ленинграде. Улица на отрезке от виадука до Алого поля в принципе получилась такой, как и задумывалось. А вот последний участок предполагалось оформить в виде зеленого бульвара шириной 40 метров, при этом сам проспект расширялся до 95 метров. Здесь должны были появиться фонтаны, скульптуры и малые архитектурные формы. А до ХХI века дошла только узенькая полоска с клумбами…

Дом будущего

Очень интересно читать, какими архитекторы 60-х годов видели жилые дома и квартиры в начале XXI века. Все удобства по мановению пальца, избавление от рутинной домашней работы — ах, как жалко, что все это осталось только мечтами!

— Новые дома-районы располагаются среди природы группами по шесть — десять зданий, образуя жилые районы, — читаем в книге «Челябинск: десять путешествий по городу». — Расстояние между такими домами, как вы видите, довольно большое — 200 — 300 метров. Они «омываются» со всех сторон воздухом, светом и представляют в известной мере «идеальную среду» для жизни и отдыха жителей нашего города.

Возможность жить среди природы, находясь в то же время в городе, — большое достижение. Но это не главное. Благодаря концентрации обслуживания и высокому уровню электрификации и механизации всех бытовых процессов высвобождается дополнительное свободное время у жителей этого дома-микрорайона. Предположим, что хозяйка забыла купить сахар к завтраку. В обычном доме это уже проблема. Надо одеваться, идти на улицу — в магазин. В новом доме-микрорайоне достаточно спуститься или подняться на лифте до «Торговой улицы» (этажа обслуживания), где расположены магазины. Если даже и это «путешествие» обременительно, достаточно позвонить по телефону, и необходимый товар будет доставлен на квартиру. В квартирах — раздвижные перегородки. При необходимости всегда можно преобразовать свое жилище по своему вкусу и потребностям. Поскольку в доме-микрорайоне столовые располагаются ярусами на каждые 2 — 25 этажей, где можно получить все желаемое, то в кухнях квартиры для эпизодического приготовления пищи имеется только встроенный электрический кухонный агрегат, состоящий из электрической плиты, малогабаритного холодильника, мойки и шкафа для посуды. Над агрегатом расположен специальный фильтр для улавливания испарений при приготовлении пищи.

Никаких мусоропроводов. Над раковиной расположен мусороприемник с дробилкой, пройдя через которую раздробленная масса выбрасывается в канализацию. (Интересно, а куда предполагалось девать мусор из туалета? Или его тоже в раковину? — Авт.)

В состав встроенного (!) оборудования каждой квартиры входит также транзисторный комбайн (телевизор, радиоприемник, магнитофон, проигрыватель).

Интересно знать

  • Памятник Горькому, который сейчас стоит возле ЧГПУ, первоначально должен был появиться в одном из поселков Ленинского района.

  • Улицу Кирова планировали сделать пешеходной еще в 60-х годах. Правда, Арбат по тогдашним меркам был коротковат — от проспекта Ленина до улицы Коммуны.

  • Мост по улице Красной тоже давняя задумка. Но он должен был быть пешеходным и красиво отражаться в воде реки благодаря иллюминации.

  • К публичной библиотеке предполагалось пристроить еще один корпус, по размеру не уступающий главному.


Ольга СУКИНОВА
Tags: непостроенное
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments