Мясная площадь
Место под торговую площадь было выделено в 1853 году согласно новому плану Челябинска у Гостиного двора и Кладбищенской улицы. Название "Мясная площадь" впервые встречается в окладной книге 1881 года с 54 лавками, позже на площади было прописано 3 дворовых места. В начале XX века на площади располагались 30 лавок, здесь торговали мясом, птицей, рыбой. Так её описывает газета "Голос Приуралья" от 12 августа 1912 года:
Мясная площадь — больное место во всех отношениях. Весной и осенью здесь непролазная грязь и лужи воды, вонь от отхожего места и отбросов мяса, а летом пыль, покрывающая мясо толстым слоем. Прежний состав городской управы был озабочен, чтобы «устроить» Мясную площадь. Например, по слухам, здесь предполагалось выстроить двухэтажный пассаж: внизу магазины, а вверху — почта и телеграф. Но дума не согласилась на это, так как у челябинской думы нет денег, к тому же некоторые гласные восстали против этого, не желая расставаться с насиженным местом, боясь увеличения аренды, а также и чистоты и опрятности, к которой челябинские обыватели привыкают очень медленно. Некоторые из мясоторговцев устроили лавки на Южной площади (зеленый базар). А другим стало завидно, и они подали в управу петицию: или пусть запретят мясную торговлю в других местах помимо Мясной площади, или пусть и другим мясникам разрешат торговлю на Зеленом базаре. Был разработан план крытого мясного рынка на Южной площади. Проект этот улыбался, но для этого нужны деньги. А их нет и в скором времени не будет.
Уголок Мясной площади, на заднем плане идёт строительство здания главпочтамта.
[2. Из документального сериала "Век. Ожившая летопись Южного Урала ХХ столетия"]
Первомайский сквер
После революции торговля на Мясной площади прекратилась, и 1 мая 1920 года во время проведения Всесоюзного коммунистического субботника все лавки были снесены, а на месте площади был разбит "сквер имени 1-го Мая" (Первомайский), высажены деревья.
[3. Из книги "Челябинская область в фотографиях"]
Сквер им. Карла Маркса
В том же 1920 году в сквере был заложен памятник Карлу Марксу и площадь получила его имя. Памятник был открыт 24 июня 1920 года, в годовщину освобождения города от Колчака. Он представлял собой бронзовый бюст Маркса, установленный на деревянном постаменте. Простоял памятник до 1936 года. До войны также рассматривался вопрос об установке здесь скульптурного монумента "Ленин и Сталин".
[4. Из фондов Музея ЧТЗ]
Это фото, вероятно, довоенное. Главпочтамт, фрагмент сквера и памятник Марксу на постаменте.
[открытка, фото с интернет-аукциона]
Фото примерно сороковых годов, тут мы можем видеть трибуну, памятник Кирову на постаменте перед главпочтамтом и ограду Первомайского сквера.
[5. Из фондов Музея ЧТЗ]
Уездное училище
В 1838 году на восточной части Мясной площади, примыкающей к Большой улице (Цвиллинга), было построено здание 1-го высшего начального училища (я писал о нём тут). Оно простояло до 1984 года и было снесено во время строительства современного Бульвара Славы с вечным огнём. Это здание, кстати, было первым общественным зданием в Челябинске, построенным специально как общественное.
[6. Фото 1934 г., из книги Н.Антипина "Челябинский краеведческий музей 1913-1957"]
Петровская площадь
Территорию нынешнего бульвара между Большой (Цвиллинга) и Никольской (Советская) улицами занимала в дореволюционное время Петровская площадь (обозначена на плане 1875 года). Происхождение этого названия до сих пор неизвестно. Но известно, что до революции Петровская площадь использовалась для проведения различных городских мероприятий, в том числе учебными заведениями, которых в ближайшей округе располагалось четыре - Покровская училищная церковь и три училища - городское, первое мужское и первое женское. Поэтому неудивительно, что в конце XIX века на площади был разбит сад, высажены деревья.
На этой открытке, кроме ограды сада на Петровской площади, изображена Покровская училищная церковь (или в народе "перцевская", поскольку выстроена она была челябинским купцом первой гильдии П.И.Перцевым; снесена в 1926 году). По аналогии и Петровскую площадь также иногда называли "покровской" или "перцевской". Если кто затрудняется с идентификацией места, то широкая дорога - это улица Степная (Коммуны), пересечение с Большой (Цвиллинга), - на неё как раз сворачивает телега у фонарного столба. На месте "перцевской" церкви сейчас стоит новое здание областной администрации (Цвиллинга, 27).
[7. Из книги "Старый Челябинск в открытках и фотографиях"]
А это то же место с другой стороны. Большая улица (Цвиллинга), пересечение со Степной (Коммуны). Деревянные ворота - вход в сад на Петровской площади.
[8. Из книги "Старый Челябинск в открытках и фотографиях"]
Так современник описывает праздник на Петровской площади:
Некто, по имени Велизарий, устраивал к Пасхе на площади, где сегодня Пушкинский сквер, балаган с марионетками. Велизарий, скрываясь за перегородкой от сцены, говорил разными голосами кукол, помещавшихся выше переборки. Две куклы, изображая встретившихся мужиков, обыкновенно ссорились между собой из-за пустяков, наконец, дело доходило до драки, на сцене появлялась третья кукла, изображавшая квартального, который и старался примирить ссорящихся, но так как это квартальному не удавалось, то он ударял одного по щеке, другого толкал в затылок, и куклы скрывались за перегородкой, куда исчезал и квартальный. Следовал коротенький антракт, во время которого играла шарманка, изредка похрипывая, посвистывая и скрепя, как неподмазанная телега (шарманка, должно быть, была такая же старая, как сам владелец ее Велизарий). Затем на сцену выходили два мальчика в трико и развлекали публику акробатическими номерами: кувыркались на подмосте, ходили на руках, один растягивался на полу, другой, взявшись руками под его затылок, ставил его на ноги, как окаменевшее существо. Этим и заканчивалось представление: квартальный, несколько свесившись за переборку, благодарил «почтеннейшую публику за посещение». Шарманка вновь заводила свою мелодию, и все повторялось…
На этой же площади устраивалась круглая качель, а по соседству с нею стояли две-три телеги с пряниками, орехами и дешевенькими «конфектами». Тут же мужчины «метали орла» и катали печеные крашеные яйца с лотка на подчищенный на земле круг. Если яйцо, скатившись по лотку, ударится о встреченное на кругу, а потом заденет еще одно или два – это считается выигрышем. Если прокатится, минуя расставленные яйца,- пригрыш, в этом случае яйцо игрока остается на кругу. И наоборот, с круга игрок снимает те яйца, которые задел его биток, последний он вновь пускает с лотка, пока не проиграет, т.е. пока его биток не прокатится мимо расставленных яиц, тогда настанет очередь следующих воспользоваться лотком.
Пушкинский сад
В 1899 году, в год 100-летия рождения А.С.Пушкина, городская дума приняла решение присвоить этому саду имя Пушкина. Кроме этого, поднимался вопрос об установке в нём "металлического" памятника поэту. Но денег на это собрать не смогли, поэтому к торжествам 26 мая, посвящённым дню рождения Пушкина, пришлось ограничиться портретом.
Та же ситуация повторилась в 1910 году, после смерти писателя Л.Н.Толстого. Городская дума на заседании 26 ноября предлагала увековечить его память следующим образом: "Повесить во всех городских начальных школах портреты Льва Николаевича Толстого, в Пушкинском сквере поставить бюст, для чего открыть подписку среди горожан, присвоить ночлежному дому название «Ночлежный дом имени Льва Николаевича Толстого»". Предлагалось также переименовать в честь Льва Толстого одну из улиц, например Азиатскую (Елькина). Но из перечисленного были только переименована ночлежка и появились портреты в начальных училищах. Предложения по улице и бюсту так и остались на бумаге.
Фотография с того же ракурса, что и предыдущая, но в другой год - с тумбами, без лавок и фонарного столба у ворот.
[9. Из книги "Челябинск неизвестный", выпуск 1]
Воспоминания современника:
Неподалеку от дома, где мы жили, находился городской сквер, величиной с целый квартал — зеленый квадрат, врезанный между прямых челябинских улиц. Три аллейки пересекаются другими тремя, на местах пересечения — круглые площадки и клумбы. Сюда утром приходили няньки с детьми, влюбленные парочки, а по вечерам, в полутьме, насыщенной возбужденным смехом и говором, собиралась молодежь и гуляла, гуляла друг с другом и друг мимо друга.
И ещё из документов столетней давности:
16 августа 1910 года. Господину полицейскому надзирателю 1-й части г. Челябинска. От многих лиц, прогуливающихся в Пушкинском сквере на Петровской площади, поступают в городскую управу жалобы на велосипедистов, снующих на своих машинах по садику. На требование сторожа при садике прекратить езду велосипедисты не обращают никакого внимания. Поэтому городская управа просит ваше благородие принять какие-либо меры к прекращению езды на велосипедах по садику. Член управы Н. Столбов. Секретарь В. Котельников.
Музей под открытым небом
Весной 1924 года в Пушкинском саду появился первый в городе музей под открытым небом. Инициатором его создания стал директор краеведческого музея И.Г.Горохов. Учитывая, что областной краеведческий музей претендовал тогда на здание бывшего училища по улице Цвиллинга, расположенное непосредственно напротив Пушкинского сада, выбор места не выглядит случайным - тогда бы сад стал составной частью общего музейного комплекса. Идея музея под открытым небом вызревала давно, но дело двинулось с мёртвой точки только в 1924 году, после посещения Челябинска наркомом просвещения А.В.Луначарским. На волне связанного с этим визитом энтузиазма городской коммунальный отдел выделил музею землю сроком на пять лет. Здесь предполагалось высадить местные лекарственные, красильные, дубильные, эфиромаслнчные растения, медоносные образцы злаков, плодовые деревья, съедобные растения и т. п. Все экспонаты должны были сопровождаться этикетками, предполагалось развернуть витрины с продуктами переработки технически важных растений, указаниями литературы. Кроме растительности на территории музея планировалось экспонировать крупные образцы местного строительного камня, гранитов, глин, окаменелых деревьев, отпечатки растений; представлять местных птиц, устроить искусственный водоем с водными растениями и животными.
Но на практике удалось только засадить 68 клумб с растениями.
В 1924 году музей был открыт для посетителей по средам, пятницам и воскресеньям с 10 до 16 часов. Входной билет для одиночных посетителей (кроме детей) стоил 5 копеек, экскурсии проводились бесплатно. В 1925 году музей работал по средам и пятницам с 10 до 15 часов, по воскресеньям с 11 до 15 часов. Однако он не работал в летние месяцы, когда все сотрудники совместно с членами Общества изучения местного края выезжали в экспедиции. Несмотря на свободный (для некоторых категорий населения) доступ в музей, основными посетителями были учащиеся. Более сложной проблемой являлось привлечение в музей взрослых, рабочих и крестьян, особенно последних, которые посещали выставки случайно, приезжая на рынок. Так, 22 мая 1927 года благодаря тому, что весь православный мир отмечал день Святого Николая, музей посетило много крестьян из окрестных деревень (они, очевидно, приезжали на базар). Вскоре музей вовсе отменил плату за вход, чтобы не спугнуть малокультурного посетителя...
К сожалению, из-за материальных затруднений дальнейшее развитие музея под открытым небом застопорилось, а выделенная земля была засажена тополями. Вскоре музей прекратил своё существование.
[10. Фото И.Г.Горохова 23 августа 1924 г., из книги Н.Антипина "Челябинский краеведческий музей 1913-1957"]
[11. Фото И.Г.Горохова 23 августа 1924 г., из книги Н.Антипина "Челябинский краеведческий музей 1913-1957"]
Сиреневый бульвар
Это название относится уже к послевоенным сороковым-пятидесятым годам. Так челябинцы называли тенистую аллею, начинавшуюся от главпочтамта, где каждую весную пышно расцветала сирень. Этот сквер был одним из любимых мест гуляния горожан. Здесь работал фонтан, стояли скамейки, сквер был украшен множеством скульптур. В числе прочих, тут стоял скульптурный портрет Ленина в детстве работы скульптора Т.Щелкан-Руденко, а также львы, сохранившиеся на нескольких старых фотографиях.
[12. Фото отсюда]
[13. Из архива Людмилы Братановой]
[14. Фото 1949 г., из книги "Челябинск (серия Архитектура городов СССР)"]
[15. Фото 1949 г., из книги "Челябинск (серия Архитектура городов СССР)"]
Мемориал Славы
В середине шестидесятых часть Первомайского сквера превращается в мемориал, посвящённый подвигу челябинцев в Великой отечественной войне. Автор ансабля - архитектор П.П.Даниленко. На небольшой площадке, расчищенной от сирени, была установлена стела длиной 12 и высотой 3 метра, облицованная белым мрамором. 8 мая 1965 года, накануне 20-летия Победы, здесь был зажжён Вечный огонь, который зажгли матери погибших на войне лётчиков П. Луценко и Е. Овчинникова. Перед Вечным огнём дежурил почётный караул. Стела была снесена во время реконструкции сквера в 1984 году.
[16. фото dgtex]
[17. Из фондов Музея ЧТЗ]
Сквер Добровольцев
Памятник танкистам-добровольцам открыт 8 мая 1975 года, к 30-летию Победы. Авторы монумента - скульптор Л.Н.Головницкий, архитектор Е.В.Александров. Скульптурный образ воплощает рабочего-танкостроителя, ещё в рабочем фартуке, но уже надевшего солдатские сапоги и шлем танкиста. Монумент возведён на том месте, откуда 9 мая 1943 года отправилась на фронт 63-я челябинская добровольческая танковая бригада.
[18. Из сборника "Каменный пояс", 1985 год]
Кстати, памятник танкистам-добровольцам задумывался Львом Головницким как составная часть гораздо более обширного архитектурного ансамбля. Рассказывает А.Золотов:
На небольшом отступе от того монумента, что стоит сейчас на Бульваре (аллее) Славы, так называют эту часть улицы Коммуны, по его замыслу, должны были быть установлены мраморные плиты, напоминающие письма-треугольники, которые приходили с фронта в тыл, только увеличенные до больших размеров. А все должно было замыкаться той композицией «Память» — солдатская мать и жена держат на вытянутых руках каску — что, как и «Танкист», была в 1975 году установлена, но только не здесь, а на Лесном воинском кладбище. Поделившись этим своим замыслом, он попросил меня подобрать подходящие письма. Коль скоро эти мои заметки сохранились, рискну по знакомить с несколькими читателя. Авторы их — из разных мест Челябинской области. Мужчины и женщины. У них были разные мирные и воинские профессии. Все пали смертью героя. А вообще-то мне кажется — волнующие подлинные документы. Читаю бог знает в какой уже раз, а все равно за душу берет... Надписи на плитах:
"...Не удивляйся, дорогая! Так должно было быть. Я ушел добровольцем в Уральский танковый корпус. Я больше не мог терпеть всего этого. Ведь такие, как я, должны быть на фронте, а не в тылу, и я это сделал. Ты не можешь себе представить, как хочется поскорее встретиться с проклятым фрицем и уложить его..." Александр Марченко, железнодорожник, ст. сержант, погиб 23.07.1943, водрузив знамя Победы над г. Львовом
"...Знаешь, папа, я счастлива, что в дело великой освободительной войны и я вношу свою долю стараний. Представь себе, что после войны я смогу честно и спокойно посмотреть в глаза, смогу с гордостью сказать, что и я оберегала радостную жизнь моей сестренки. А ведь будущее принадлежит нам. Я своей кровью защищаю и отстаиваю эту жизнь..." Тоня Меньшенина, медсестра из Троицка, погибла 19.07.1943, освобождая Белоруссию
"...Мне кажется, я неплохо прожил. По крайней мере, честно. Совесть меня не мучает. Никогда в жизни я не оставался на задворках, не искал легкого хлеба, легкой жизни... Трудно было в мартеновском цехе, а как хорошо вспоминать... Я люблю рабочих людей, люблю бойцов, готов отдать им всего себя без остатка. И в этом я вижу радость и счастье..." Алексей Гряшов, знатный сталевар из Магнитки, комбат, погиб 11.09.1944, освобождая Эстонию
"...Пули, как шмели, снаряды рвутся, все кругом горит: земля и Волга. Раненых много, убитых еще больше. Мы прячем раненых в руинах, где за ними ухаживаем, а ночью переправляем на тот берег... Мамаев курган несколько раз у врага отбивали. Но вчера его опять заняли. Соберем все силы, а их сбросим. Если понадобится, не пожалеем жизни..." Рита Сергеева, медсестра из Златоуста, погибла 6.12.1942, похоронена на Мамаевом кургане в Волгограде
Когда уже не стало Головницкого, эту идею — использовать фронтовые письма — попытался осуществить, продолжив работу над Бульваром Славы, архитектор Е. В. Александров. Но дело до конца не довел, поскольку встали проблемы с финансированием.
[19]
Дорога к монументу выложена чугунными плитами. На одних плитах рельефное изображение древнерусского меча, рассекающего надвое тевтонский меч - оно символизирует победу над врагом. На других - перекрещенные молотки - символ труда.
[20]
[21]
[22]
Бульвар Славы
В 1984-85 годах разрабатывается новый проект мемориала, получивший название "Бульвар Славы".
Первоначально предполагалось, что Бульвар Славы займет пространство на улице Коммуны, ограниченное улицами: на западе — Кирова, на востоке — Российской. Мемориальный комплекс должен был состоять из четырех парков: сквера Добровольцев, центральным элементом которого должен был стать Вечный огонь; сквера, ограниченного улицами Цвиллинга и Советской, где должны были посадить лиственницы; сквера от улицы Советской до улицы Свободы — проезд по улице А.С. Пушкина должен был быть закрыт; завершить мемориал с выходом на улицу Российскую должен был четвертый сквер. Бульвар на всем протяжении предполагалось обнести декоративной решеткой, посередине должна была протянуться аллея с цветниками. Освещать Бульвар Славы предполагалось светильниками, изготовленными по индивидуальному проекту и облицованными змеевиком, зеленоватый цвет которого придавал бы им сходство с солдатским строем. Проезд по северной стороне улицы Коммуны предполагалось закрыть, его должны были заменить зеленые насаждения. На южной стороне планировалось оставить одностороннее движение.
Из намеченного в проекте мемориала удалось реализовать в 1985 году лишь реконструкцию сквера Добровольцев и закладку аллеи лиственниц в сквере, ограниченном улицами Цвиллинга и Советской. Остальная часть проекта так и осталась на бумаге. Авторы реконструкции сквера Добровольцев и Вечного огня — архитекторы В. Глазырин, Я. Рувинов (при участии архитекторов В. Земажа и Н. Ощепкова) и скульптор А. Кудрявцев.
Вечный огонь решено было перенести в восточную часть Бульвара Славы. Площадка монумента расположена в углублении сквера. В основе ее планировки положен квадрат, базирующийся на расстоянии 27,7 м между двумя соседними траурными колоннами. В центре площадки — шахта Вечного огня в виде звезды, которую сверху обрамляет бронзовый венок диаметром 4,8 м из листьев лавра и дуба. Шахта Вечного огня приподнята на 0,6 м и облицована красным мрамором. На четырех углах площадки расположены чугунные колонны. На них — изображения приспущенных по четырем сторонам знамен и советской эмблемы в кружках. К Вечному огню с четырех сторон ведут по пять ступеней. Подход к монументу выложен мраморными плитами.
К 250-летию Челябинска разрабатывался проект открытия второй очереди Бульвара Славы (от ул. Цвиллинга до ул. Свободы). Авторами проекта были художники А. Кудрявцев, С.Черкашин, архитекторы В.Глазырин, Я. Рувинов. Проект предполагал создание композиции "Урал - опорный край" - памятника труженикам тыла, ковавшим Победу. Композиция состоит из двух частей — установленных по ходу движения стел и завершающего композицию 15-метрового пилона. Стелы высотой 3,5 метра и длиной 30 метров планировалось установить на расстоянии 12 метров друг от друга. Рельефы на стелах предполагалось отлить из бронзы. Всего должно было быть восемь рельефов, которые отражали бы производственную тематику и основные специальности военного времени (металлурги, железнодорожники, шахтеры, конструкторы, ученые и т. д.). Пространство между стелами собирались покрыть заводскими плитами, что усиливало бы ощущение производственной рабочей среды, напоминало о той дороге, что вела к Победе через заводские цеха Урала. Пилон, завершающий композицию, должен был символизировать трудовую и боевую славу нашего края.
Между сквером Добровольцев и композицией предполагалось устроить сквер с цветниками, светильниками и прожекторами, на которых должна была быть представлена статистика военного времени. Одна данный проект так и не был реализован. Долгое время восточная часть Бульвара Славы оставалась пустующей.
Этот проект был реализован лишь частично. К 40-летию Победы сквер и памятник были реконструированы, обрамление Вечного огня выполнено в виде чугунной звезды и бронзового венка из листьев лавра и дуба. Вот несколько фотографий, сделанных 9 мая 1985 года.
[23]
[24]
[25]
Аллея Славы
Следующий виток работы над проектом мемориала на Бульваре Славы относится уже к началу девяностых (вообще же судьба этого проекта прослеживается с 1975 по 1995 годы). Рассказывает архитектор Е.В.Александров:
В 1992 году, заранее начав подготовку к празднованию 50-летия Великой Победы, у новой администрации средства на Аллею Славы вроде бы появились. Решив завершить архитектурную часть этой работы, а мы собирались ее проделать, из-за болезни Л.Н. Головницкого, уже со скульптором В.А. Авакяном, я выступил с предложением на страницах «Вечернего Челябинска» (12 апреля 1994 г.), в котором писал:
«Продолжение аллеи пройдет за Вечным огнем через улицу Цвиллинга до улицы Советской. Откроет новый сквер обелиск, посвященный 50-летию Победы. Высота обелиска будет достигать 16-18 метров. На уровне бронзовых букв, отмечающих годовщину праздника, сбоку расположится бронзовая богиня победы Ника. На вершине обелиска - орден Победы. Стиль обелиска - строгий и монументальный. К этому нас призывает сам материал. Основу памятника составит железобетон, а отделка пойдет из гранита, который не любит мелких и кривых линий. В ордене, кроме анодированного алюминия и бронзы, мы будем использовать также и красное оргстекло в качестве рубинов, которые украшают настоящий орден Победы. Далее за обелиском мы планируем разместить пять стел солдатских писем с фронта, на которых в бронзе будут запечатлены отрывки из подлинных фронтовых писем. Хотели бы сделать десять таких стел - пять писем с фронта, пять - из тыла, которые бы стилизовали таким образом единство в годы войны фронта и тыла. Моим соавтором в этой работе будет Вардкес Авакян, заслуженный художник России. Конечно, очень жаль, что Лев Николаевич Головницкий не сможет довести до конца начатое дело. Он сейчас в Екатеринбурге, тяжело болен. Но я держу его в курсе всех дел, связанных с Аллеей Славы».
Увы, Л.Н. Головницкий умер, не дожив до завершения работ по оформлению в Аллею Славы улицы Коммуны. А что касается нашего со скульптором Авакяном проекта, то он был отклонен. Заменен на другой. Быть может, дело спорное, но только я считаю, что монумент воинам-афганцам не было смысла устанавливать как продолжение памятника героям Отечественной войны. Все-таки это исторические события разного рода.
[26. Из книги "Челябинск 2000. Время и люди"]
Реконструкция 2001 года
Строго говоря, эта реконструкция затронула Бульвар Славы лишь по касательной, поскольку связана была главным образом с обустройством пешеходной зоны Кировки (тогда - Челябинского Арбата). Но памятник Добровольцам всё же подновили, да и Бульвара Славы изменения тоже коснулись - жаркая полемика развернулась тогда в отношении двух торговых павильонов, которые по проекту архитекторов И. Юрчака и А. Кузьмина должны были появиться по обеим сторонам от памятника Добровольцам. Доводы сторон можно прочитать в архивах прессы за 2001 год (или по ссылкам в конце этого поста), но чем дело кончилось, вы и так знаете - павильоны всё же были построены, и по прошествии десяти лет уже даже не особо режут глаз.
[27. Уральский курьер, 23-08-2001]
Мемориал Воинам-интернационалистам
Вскоре была приведена в порядок и восточная часть бульвара - от Цвиллинга до Свободы. Здесь были высажены деревья, появились фонари и скамейки, а в 2004 году открылся памятник воинам, павшим в локальных конфликтах - в Афганистане, на Северном Кавказе и других горячих точках. Работа над ним началась ещё в 1999 году. Место для памятника было выбрано 10 февраля 1999 (в качестве вариантов предлагались также площадки у органного зала на Алом поле, на берегу у Дворца спорта "Юность" и в сквере на пересечении улиц Воровского и Худякова), а уже 13 февраля в 11 часов глава города В.Тарасов присутствовал на закладке камня на месте будущего монумента, который планировалось открыть уже через год. Параллельно с этим шел конкурс проектов. Финансирование проекта производилось из областного бюджета и за счет средств предпринимателей.
[28. Фото отсюда]
Авторами монумента стали скульптор В.Митрошин и архитектор Н.Семейкин. Памятник представляет собой гранитный постамент в виде горного ущелья высотой 11 метров с фигурой орла на вершине. По словам В.Митрошина, орёл символизирует честь и славу. Еще один символ – венок из языков пламени: кольцо жизни, разорванное огнем войны, на котором написано «Доблестным сынам Отечества». Гранитную глыбу привезли из Карелии. Пока суть да дело, компания Стройком построила под сквером подземную парковку, а затем благоустраивала сквер.
[29. Уральский курьер, 30-07-2002]
[30. Челябинский рабочий, 04.02.2004]
Но из-за проблем с финансированием работа над памятником затянулась на несколько лет, его открытие состоялось лишь 17 декабря 2004 года.
[31]
[32]
[33]
[34]
Реконструкция 2005 года
Следующая реконструкция бульвара Славы проводилась в 2005 году, к 60-летию Победы, по проекту архитектора Н.Семейкина. Здесь появились четыре памятные стелы с именами 159 челябинцев - Героев Советского Союза и кавалеров ордена Славы, образовавшие аллею памяти.
[35]
[36]
Тогда же бульвар был вымощен гранинтной плиткой, а на лавочке напротив памятника танкистам-добровольцам появилась бронзовая скульптура, изображающая пожилого ветерана, как бы смотрящего на фигуру танкиста-добровольца и вспоминающего свою молодость. Аллея Славы торжественно открылась после реконструкции 7 мая 2005 года. Ленточку торжественно перерезал последний герой Советского союза города Челябинска Михаил Медяков.
[37]
[38]
[39]
[40]
[41]
Официальное название Бульвар Славы получил лишь в 2010 году, решением городской думы от 23 ноября.
[42]
Источники:
Александров Е. "Моя архитектурная судьба", 2007
Антипин Н. "Челябинский краеведческий музей 1913-1957", Челябинский областной краеведческий музей, 2011
Борисов В. "Городской голова доктор Бейвель", Полиграф-мастер, 2010
Золотов А. "Причастность", Авто Граф, 2008
Корецкая Т., Поздеев В. "Ступени наследия", Край Ра, 2011
"Исторические чтения" выпуск 5, ЦИКНЧ, 2000
"Исторические чтения" выпуск 7-8, ЦИКНЧ, 2004
"Каменный пояс", ЮУКИ, 1985
"Старый Челябинск в открытках и фотографиях", Каменный пояс, 2007
"Челябинская область в фотографиях", Каменный пояс, 2004
"Челябинск неизвестный" выпуск 1, ЦИКНЧ, 1996
"Челябинск 2000. Время и люди", Каменный пояс, 1999
Александрова Т. "Орел приземлится в сквере" // Уральский курьер, 23-12-2000
Александрова Т. "По праздной улице с оркестром" // Уральский курьер, 23-08-2001
Бречко Г., Мангилёва Л. "Есть память обо мне... Пушкинские места Челябинска"
Владимиров С. "На Бульваре Славы появится новый памятник" // Вечерний Челябинск 11-02-1999
Гайнуллин М. "Галина Зализовская: «Я очень люблю жизнь и боюсь одиночества»" // Челябинск №3, 2003
Гейль В. "Бульвар Славы - это клятва памяти о героях" // ЧАС №7, 2006
Лапина А. "Припаркуйся под орлом!" // Челябинский рабочий 04-02-2004
Лукашевская Д. "Медному орлу крылья не подрежут" // Уральский курьер, 30-07-2002
Смирнов Д. "Скандал на бульваре Славы" // Уральский курьер, 7-09-2001
Яскевич И., Иванова Г., "Бесхозных памятников не будет" // Уральский курьер, 5-03-2002
"Вечная схватка в бронзе" // Аргументы и факты Челябинск 10-12-2003
"Забор. Капитализм шагает по Коммуне" // Вечерний Челябинск 16-01-2003
http://kirovka.ru/enc/index.php?id=1376
http://kirovka.ru/enc/index.php?id=283
http://www.mkural.ru/Arhiv/2009/11NOJaBR/4664211-18nojabrja2009g./Otdyhidosug/ZABYTYEMONUMENTYChELJaBINSKA
http://gallery.ru/watch?ph=WeX-cfYQz
http://chelchel-ru.livejournal.com/795076.html
http://mou54.chel-edu.ru/p173aa1.html
http://www.shafun.ru/obzor/obzorchel19171.htm
http://my-chel-1736.narod2.ru/pamyatnikdoblestnimsinamotechestva/
http://www.polit74.ru/archives/22645.html
http://svet160467.blogspot.ru/p/blog-page7477.html
http://news.74mail.ru/news.php?newsid=22800
http://mou54.chel-edu.ru/p169aa1.html
http://unilib.chel.su:6005/elizdan/kalend2009/semeikin.htm