yuvlatyshev (yuvlatyshev) wrote in chelchel.ru,
yuvlatyshev
yuvlatyshev
chelchel.ru

Categories:

Первый, он же - седьмой

В 1931 году из Свердловска в Челябинск прибыли два трамвая серии «Ф», с ними приехал опытный слесарь, который помог отремонтировать их. Это был деревянный двухосный моторный вагон без отопления, с дверьми, открывающимися вручную. Имелись шесть окон обычного прямоугольного типа. Фары отсутствовали, их заменяла пара прожекторов, подвешиваемых снизу к крыше обеих площадок вагона. Вместимость составляла 100 — 114 человек, максимальная скорость движения — 20 км в час.

5 января 1932 года в Челябинске открылась первая трамвайная ветка, связавшая ЧГРЭС (пос. Ферросплавный) с железнодорожным вокзалом. Протяжённость открытого участка составляла 6,2 км. Перед пуском первого трамвая начальник службы подвижного состава Владимир Шапов перерезал красную ленточку. На маршруте было всего пять остановок. Трамвайного кольца не было, поэтому водители управляли вагоном с двух сторон. Первый трамвай вел Владимир Иванович Иванов, рядом с ним был начальник движения Константин Дмитриевич Абакумов. Первый трамвайный вагон прошёл от улицы Карла Маркса до железнодорожного вокзала. 6 января на всем протяжении по ул. Цвиллинга, К.Маркса, Российской до ЧГРЭСа началось пассажирское движение трамвайного маршрута №1 по вновь построенной однопутной трамвайной линии.



Владимир Иванович Иванов и умер около трамвайного депо, когда поехал фотографироваться для книги почёта. Было это в начале 1990-х годов.

В 1935 году на площади Ярославского хозспособом было построено внутригородское трамвайное кольцо. Маршрут от ЧЭГРЭС до вокзала укоротили до площади Ярославского. Был утверждён маршрут № 1 «Площадь Ярославского – ЧЭМК» (6 мот. вагонов). А от вокзала трамваи стали ходить по маршруту № 3 «Вокзал – Заречье (6 мот. вагонов)».
У маршрута № 1 были остановки: ЧЭМК, Гостиница (российская, 41), Кино «Сталь», Нагорная, «У цирка», Свободы, Цвиллинга, Кино «Пролетарий».

карта от 4mz_strannik
«карта от 4mz_strannik» на Яндекс.Фотках
Источник: http://fotki.yandex.ru/users/ssgen/view/607111?page=2

В 1937 году все трамвайные пути города стали двухколейными. На карте 1939 года уже указано, что от ЧГРЭС до вокзала ходит трамвай по маршруту № 7.

1939-оборот (фрагмент)
«1939-оборот (фрагмент)» на Яндекс.Фотках

Карта 1939 года

1939 (фрагмент)
«1939 (фрагмент)» на Яндекс.Фотках

Источник: http://fotki.yandex.ru/users/ssgen/view/404726/?page=1

Остановки маршрута № 7 на конец 1957 года приведены в
«Справочнике милиционера по г. Челябинску» (издан в 1958 г.)


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Источник: http://fotki.yandex.ru/users/vedmed1969/view/99916?page=1

Остановки маршрута № 7, приведенные в справочнике «Улицы Челябинска» 1979 г., сохранились без значительных изменений до настоящего времени. Схема из 2-го издания "Улицы Челябинска" 1980 г. (данные на 10 апреля 1980 г.):


Схема (фрагмент) 1989 г.
«Схема (фрагмент) 1989 г.» на Яндекс.Фотках

А это перечень остановок из издания "Улицы Челябинска" 1989 г.:

Из книги "Улицы Челябинска", 1989 г.
«Из книги "Улицы Челябинска", 1989 г. » на Яндекс.Фотках

Из книги «Улицы Челябинска, 1989 год.

Карта города с маршрутами пассажирского транспорта. 1991 год.

Фрагмент карты 1991 г.
«Фрагмент карты 1991 г.» на Яндекс.Фотках

В октябре 2000 года было завершено продление на 600 м. трамвайной линии по ул. Степана Разина от железнодорожного вокзала до Завода им. Колющенко с открытием одноименной конечной станции.
Остановку «Ул. Евтеева» отменили, создав остановку «Орджоникидзе» около ДК Железнодорожников.
В 2009 г. появилась ещё одна остановка «Ул. Труда» при движении трамвая № 7 в сторону ЧГРЭС.

Источники: http://vecherka.su/katalogizdaniy?id=7951,
http://www.cheltram.ru/other/history/,
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D0%B5%D0%BB%D1%8F%D0%B1%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B2%D0%B0%D0%B9

Далее фотографии по маршруту № 7 (бывший первый маршрут), начиная с конечной остановки: ЧГРЭС – ЧЭМК (ноябрь 2012 г.)


Посмотреть на Яндекс.Фотках

А также это была остановка «Больница» (в 1930-1940-е годы), фото - ноябрь 2012 г.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Июль 1932 года: Ферросплавный посёлок.

Ферросплавный посёлок (Челябинск) 1934-1936 годы
«Ферросплавный посёлок (Челябинск) 1934-1936 годы» на Яндекс.Фотках

Эта фотография была размещена на сайте «Челябинский трамвай» (http://www.cheltram.ru/gallery/photos/museum/12286/) в зеркальном варианте. В музее ГЭТ на стенде она в таком же виде, а в альбоме "Фотографии прошлых лет" в нормальном виде.

Фото бывшего ферросплавного посёлка в ноябре 2012 г.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Остановка «Гостиница». Существовала с 1935 г. до конца 1950-х – начала 1960-х годов (фото – ноябрь 2012 г.)


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Остановка «пр. Победы» - с середины 1960-х годов (фото – ноябрь 2012 г.)


Посмотреть на Яндекс.Фотках

1 мая 1988 г. Участок трамвайного пути от пр. Победы до ДК ЧЭМК.

1 мая 1988 года
«1 мая 1988 года» на Яндекс.Фотках

Это же место в ноябре 2012 г.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Строительство ДК ЧЭМК. Фотография ориентировочно 1933 года.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Источник: http://fotki.yandex.ru/users/ssgen/view/425681/?page=15

До 1937 г. на этом месте было остановка «Кино Сталь», а затем – до 1948 г. – остановка «Театр оперетты». До июля 1937 года это улица Всеобуча, а не Сталина, как подписана фотография в книге «Сплав».


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Источник: http://fotki.yandex.ru/users/ssgen/view/531511/?page=0

Улица Всеобуча в районе ДК ЧЭМК. Верхнее фото - февраль 2010 г., нижнее - 1936 год (открытка с сайта chelchel.ru)

Ул. Российская. Челябинск
«Ул. Российская. Челябинск» на Яндекс.Фотках

Почтовая карточка. Изд. Свердсоюзфото. 1938 год. Уже две колеи. Тоже улица Всеобуча.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Источник: http://transphoto.ru/photo/544693/

В 1950-1960-е годы остановку от ДК ЧЭМК перенесли к бане. Очень странную деталь обнаружил на карте 1947 года. Там ясно виден какой-то трамвайный тупик между баней и исправительной колонией. В те годы забора ИК не было, а напротив бани находились бараки для сотрудников лагеря. Рискну предположить, что этот тупичок выполнял две функции. Первая - по нему с железнодорожных платформ спускали первые трамвайные вагоны в 1931-1933 годы. Вторая - место для разъезда трамвайных вагонов в первые годы трамвайного движения (1932-1936 годы), когда была одна колея.

1947 (фрагмент)
«1947 (фрагмент)» на Яндекс.Фотках

Источник: http://fotki.yandex.ru/users/ssgen/view/639646/?page=2

Вот это место на фото vedmed1969 (август 2009 г.).


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Источник: http://fotki.yandex.ru/users/vedmed1969/view/73825/?page=0
После того, как построили дворец спорта ЧЭМК, остановку «Баня» переименовали в «Дворец спорта». Так это место выглядело в 1990-е годы.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Источник: http://fotki.yandex.ru/users/ssgen/view/531516/?page=0

И на остановке «Дворец спорта» в ноябре 2012 г.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Участок трамвайного пути от дворца спорта до въезда в СИЗО №1. От дворца спорта ЧЭМК до ул. К. Маркса стоят трамвайные столбы между путями. На остальных участках этого маршрута таких столбов нет.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Некоторые столбы уже здорово наклонились. Это на углу с улицей Лобкова.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

А вот этому столбу вероятно лет 80.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Ориентировочно в 1939 году между остановками «Театр оперетты» и «Нагорная улица» появилась остановка «Северная улица». Эта остановка просуществовала до середины 1950-х годов. Там, где сейчас находится плавательный бассейн «Планета Ариант», на углу улиц Сталина и Северной находилась парикмахерская. Около неё и была остановка трамвая.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

В 1957 году остановки на перекрёстках улиц Северная и Нагорная отменили, устроив остановку «Улица Лобкова». В сторону центра она находилась примерно напротив входа в отделение сбербанка (Российская, 59). Ниже фото Михаила Пискунова – март 2012 г.

Челябинск. март 2012. Отдельные виды с Российской 55
«Челябинск. март 2012. Отдельные виды с Российской 55» на Яндекс.Фотках

Источник: http://fotki.yandex.ru/users/interw/view/395976/?page=2

В начале 1970-х годов остановка на перекрёстке улиц Северной и Российской появилась снова под названием «Плавательный бассейн». Фото бассейна в конце 1960-х – начале 1970-х годов.

Челябинск советского периода
«Челябинск советского периода» на Яндекс.Фотках

Источник: http://www.oldchelyabinsk.ru/wp-content/gallery/fallout/old_001.jpg

И в ноябре 2012 г.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

А остановку «Улица Лобкова» вновь перенесли, так вернулась остановка «улица Нагорная». Фото – ноябрь 2012 г.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Участок трамвайного пути от ул. Миасской до ул. Нагорной. Октябрь 2009 г.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Источник: http://fotki.yandex.ru/users/ssgen/view/273883/?page=0

Вид на трамвайные пути от пл. Павших до Нагорной. Ноябрь 2012 г.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Остановка «площадь Павших Революционеров». Появилась в начале 1970-х годов. Фото – ноябрь 2012 г.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Где-то здесь была одна из первых остановок под названием «У цирка», а затем – «Цирк».


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Площадь Павших Революционеров. Фото 1976 г.

Перекресток улиц Труда и Российской 1976г.
«Перекресток улиц Труда и Российской 1976г.» на Яндекс.Фотках

Источник:
http://www.oldchelyabinsk.ru/wp-content/gallery/fallout/Perekrestok_ulic_Truda_i_Rossiiyskoiy_1976g..jpg

Челябинск советского периода
«Челябинск советского периода» на Яндекс.Фотках

Источник:
http://www.oldchelyabinsk.ru/wp-content/gallery/fallout/old021.jpg

Это же место в марте 2010 г.

Военный госпиталь (Челябинск)
«Военный госпиталь (Челябинск)» на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Источник: http://fotki.yandex.ru/users/vedmed1969/view/154881/?page=0

Верхнее фото - февраль 2010 г. (ост. «улица Труда»), нижнее - ориентировочно 1931 года (взято с сайта "Одноклассники").

Улица Российская, Челябинск
«Улица Российская, Челябинск» на Яндекс.Фотках

Вид трамвайных путей от ул. К. Маркса до Нагорной. Ноябрь 2012 г.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Остановка «Красноармейская» с 1970-х годов. Фото – февраль 2010 г.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Источник: http://fotki.yandex.ru/users/ssgen/view/325628/?page=0

И остановка «Красноармейская» в сторону ЧГРЭС в ноябре 2012 г.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

А где-то здесь была остановка «Улица Свободы». Фото – февраль 2010 г.

Свободы-К.Маркса (Челябинск)
«Свободы-К.Маркса (Челябинск)» на Яндекс.Фотках

Вид трамвайных путей на улице Карла Маркса весной 1995 г. есть здесь - http://chelchel-ru.livejournal.com/292604.html

Вот одна из фотографий 1995 г.

Весна 1995 года
«Весна 1995 года» на Яндекс.Фотках


Остановка «Улица Цвиллинга» весной 1995 г.

1995 год
«1995 год» на Яндекс.Фотках

Перекрёсток ул. Цвиллинга и ул. К. Маркса. Верхняя фотография - февраль 2010 г., нижняя - ориентировочно 1931 год (взята с сайта "Одноклассники").

Угол улиц Цвиллинга и К. Маркса
«Угол улиц Цвиллинга и К. Маркса» на Яндекс.Фотках

Этот же перекрёсток - ориентировочно 1980-е годы

К.Маркса-Цвиллинга (Челябинск)
«К.Маркса-Цвиллинга (Челябинск)» на Яндекс.Фотках

Источник: http://www.cheltram.ru/gallery/photos/museum/12304/

Улица Цвиллинга от пл. Революции до ул. Коммуны. 1960-е годы.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Источник: http://www.cheltram.ru/gallery/photos/museum/12214/

Остановка «Улица Спартак» - 1933 год.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Источник: http://fotki.yandex.ru/users/ssgen/view/336959/?page=0

Остановка «Улица Спартак» - 1934-1939 годы.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Источник: http://fotki.yandex.ru/users/ssgen/view/368339/?page=0

Остановка «Улица Спартак» - 1950-е годы.

Строительство дома по ул. Цвиллинга, 33
«Строительство дома по ул. Цвиллинга, 33» на Яндекс.Фотках

Источник: http://fotki.yandex.ru/users/ssgen/view/300435/?page=4

Сквер на площади Революции в Челябинске
«Сквер на площади Революции в Челябинске» на Яндекс.Фотках

Источник: http://www.skyscrapercity.com/showthread.php?t=1100609

Улица Цвиллинга от ул. Спартака до ул. Тимирязева. 1950-е годы


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Источник: http://www.cheltram.ru/gallery/photos/museum/16824/

Этот же участок – 1980-е годы


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Источник: http://www.cheltram.ru/gallery/photos/museum/12248/

Здесь до 1970-х годов находилась остановка «Кино им Пушкина» - «Кинотеатр им. Пушкина». Фото – 1967 г.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Источник: http://transphoto.ru/photo/521140/

Ноябрь 2012 г. Остановка «Кинотеатр им. Пушкина» в сторону вокзала находилась примерно напротив общественного туалета.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Остановка «Горсад» - «Парк им. Пушкина». Ноябрь 2012 г.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Остановка «Орджоникидзе». Ноябрь 2012 г.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Где-то здесь была остановка «Улица Евтеева» (до 1958 года ост. «Керосинный пер.» или «Керосинная»). Фото – ноябрь 2012 г.


Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках

А где-то здесь – остановка «Лазаретная улица». Фото – ноябрь 2012 г.


Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Сейчас примерно на этом месте остановка «Стадион Локомотив». Ноябрь 2012 г.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

С 1950-х годов до конца 1970-х годов существовала остановка «Кинотеатр 30 лет ВЛКСМ». Фото – ноябрь 2012 г.


Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Где-то около вокзала. 1950-е годы.

Ретро
«Ретро» на Яндекс.Фотках

Кольцо на привокзальной площади. 1960-е годы.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Источник: http://transphoto.ru/photo/224411/


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Источник: http://transphoto.ru/photo/502441/

Там же – 1970-1980-е годы


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Источник: http://transphoto.ru/photo/544700/

Остановка «Ж/д вокзал». Ноябрь 2012 г.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Такие остановочные павильоны должны были стоять на трамвайных остановках «Вокзал».


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Трамвай № 7 на ул. Степана Разина.

Улица Степана Разина (Челябинск)
«Улица Степана Разина (Челябинск)» на Яндекс.Фотках

Ноябрь 2012 г.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Улица Степана Разина. Ноябрь 2012 г.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Конечная остановка «Завод им. Колющенко». Ноябрь 2012 г.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Я не везде указал источники фотографий (просто скачал из интернета), поэтому любые дополнения, исправления, замечания очень приветствуются.

Tags: трамвай, транспорт, улица Евтеева, улица Карла Маркса, улица Российская, улица Северная, улица Цвиллинга
Subscribe

  • Челябинск, лето 2003 года

    По просьбе Егора Алексеевича Казакова размещаю несколько снимков города с высоты. Хоть это и 2003 год, но уже история, можно немало интересного…

  • Плюс один новый сквер

    ...появился на углу Лазаретной и Цвиллинга. Ранее здесь был пустырь с автомобильными стоянками. Местность имеет заметный уклон в сторону…

  • Кадры из 2006

    ...опять же, то, что когда-то упустил - в основном городские стройки. Хотя, надо сказать, этот год у меня довольно подробно представлен - у меня…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 44 comments

  • Челябинск, лето 2003 года

    По просьбе Егора Алексеевича Казакова размещаю несколько снимков города с высоты. Хоть это и 2003 год, но уже история, можно немало интересного…

  • Плюс один новый сквер

    ...появился на углу Лазаретной и Цвиллинга. Ранее здесь был пустырь с автомобильными стоянками. Местность имеет заметный уклон в сторону…

  • Кадры из 2006

    ...опять же, то, что когда-то упустил - в основном городские стройки. Хотя, надо сказать, этот год у меня довольно подробно представлен - у меня…